Собранные в Беларуси батарейки все же будут перерабатывать

Этот вопрос обсуждается уже давно, но еще полтора года назад объемов собранных батареек не хватало для открытия собственной линии переработки.

В ОАО «БелВТИ» установлена первая в Беларуси линия по переработке отработанных батареек. О необходимости создания подобного производства говорили уже давно, поскольку сейчас эти опасные отходы хоть и собираются, но просто хранятся на предприятиях — еще полтора года назад в Беларуси собирали недостаточно батареек для открытия собственной линии переработки.

Фото Wanderlei Talib, freeimages.com

 

Как это работает?

В настоящее время установка находится на предприятии на ул. Славинского в Минске, но в дальнейшем ее планируется перевезти в технопарк под Смолевичами, рассказал Naviny.by заместитель главного инженера «БелВТИ» Игорь Горбачев.

По его словам, технология переработки была разработана в БНТУ и представляет собой механическое дробление батареек на фракции, которые впоследствии просеиваются и делятся на крупные и мелкие. На следующем этапе происходит их разделение на три вида вторичных материальных ресурсов — железо, цинк и графитно-марганцевую смесь.

На предприятии будут перерабатываться только солевые и щелочные батарейки — наименее опасные из существующих. Мощность установки — 100 тонн отходов в год.

 

Будет ли линия загружена?

В прошлом году Беларусь планировала вывезти 20 тонн несортированных батареек на переработку в Польшу, но планы не были реализованы. Вывозом занимался «БелВТИ». По словам Игоря Горбачева, польское Министерство природных ресурсов не согласовало разрешение на ввоз отходов. Это дало толчок белорусскому Министерству ЖКХ принять решение о создании собственной переработки.

В настоящее время на «БелВТИ» накоплено более 70 тонн батареек, 90% из них собраны через сеть контейнеров, установленных в магазинах. Небольшую часть отходов привозят предприятия, которые собирают батарейки в областных центрах.

В первой половине 2016 года контейнеры помогли собрать 28 тонн батареек. Всего за год предприятие планирует собрать 60-70 тонн.

«Мы видим уже по сегодняшним контейнерам, что сбор пока увеличивается. Мы еще не дошли до постоянного уровня. Население постепенно привыкает», — отметил специалист.

Мощность установки — 100 тонн в год — рассчитана на тот объем отходов, который может быть собран в этом и следующем году. «На наш взгляд, линия не будет простаивать ни одного дня», — добавил представитель «БелВТИ».

По его словам, мощность установки можно увеличить в два-три раза, добавив часть оборудования.

 

Что будут делать с отходами переработки?

Все вторсырье, которое образуется в результате переработки батареек, планируется продавать предприятиям для дальнейшего использования. Железо, которое раньше составляло корпус батареек, готово забрать ГО «Белвтормет».

Цинк пока получается с небольшими органическими примесями — остатками бумаги, ткани, однако несколько предприятий уже вязли эту смесь для тестирования на своих производствах.

«Мы думаем, что этот вопрос будет решен положительно. Если нет, то мы уже ищем дополнительный сепаратор, который позволит получить чистый цинк. Ждем ответ от предприятий, насколько целесообразно нам это делать», — рассказал Горбачев.

Самый сложный вопрос касается реализации графитно-марганцевой смеси — ученые БНТУ сейчас активно исследуют возможность ее использования в металлургической промышленности. Если смесь не подойдет предприятиям, возможны два варианта: дополнительная переработка или продажа массы за границу, «где она точно востребована», пояснил специалист.

В настоящее время линия работает в тестовом режиме и включается на несколько часов в день, чтобы получить вторсырье, которое предоставляется предприятиям для пробы.

«Необходимо протестировать эти ресурсы, чтобы понять, насколько они им подходят и могут ли быть использованы», — отметил заместитель главного инженера.

Для полноценного запуска установки необходимо зарегистрировать ее в реестре объектов обезвреживания отходов Минприроды и получить необходимую лицензию — это станет возможно после проведения экологической экспертизы оборудования.

Заработать на переработке батареек за счет продажи вторичных ресурсов, по словам представителя «БелВТИ», вряд ли получится, поскольку самым затратным является сбор батареек и их доставка к месту переработки.

 

Насколько это безопасно?

Солевые и щелочные батарейки, которые будет перерабатывать «БелВТИ», составляют в общем сборе 80-85%.

«Это самые неопасные батарейки из всех существующих. Они и сегодня производятся, не запрещены, находятся в эксплуатации у населения», — отметил Игорь Горбачев.

Поскольку технология не подразумевает сжигания отходов или их химической обработки, предполагается что и вредных выбросов от переработки не будет.

«Несмотря на это, мы поставили улавливатель мелких частиц», — отметил специалист. По его словам, если экологическая экспертиза покажет необходимость дополнительной очистки, будет установлено дополнительное оборудование.

По словам представителя «БелВТИ», захоранивать отходы переработки точно не планируется.

«О захоронении речи в принципе идти не может, пока мы видим, что это будет использовано. Но мы бы хотели, чтобы все вторсырье осталось внутри страны, было использовано для наших целей», — пояснил специалист.

Специалист по вопросам химической безопасности Центра экологических решений Наталья Блыщик считает, что в переработке используется «более-менее безопасная технология», поскольку она не включает сжигание отходов. К тому же, отметила она, линия будет перерабатывать не самый опасный вид батареек — солевые и щелочные.

Опасным такое производство может стать при нарушении технологического процесса переработки или неправильном обращении с фракциями, образующимися в результате переработки. Важно, чтобы фракции не накапливались и не хранились, а уходили на дальнейшую переработку, отметила Наталья Блыщик.

 

Что будет с остальными батарейками?

Литиевые, ртутьсодержащие и другие опасные виды батареек, которые не будут перерабатываться в Беларуси, планируется рассортировать и отправить на обезвреживание за границу. В настоящее время производство таких батареек уже запрещено, однако они еще находятся в обращении.

«У нас идет сортировка на семь видов батареек, самая большая группа — солевые и щелочные — идут на переработку, все остальное рассортировано, — отметил Игорь Горбачев. — Когда мы накопим оптимальную партию, планируем вывезти ее за территорию страны. Строить какие-то дополнительные установки для переработки данного вида батареек нецелесообразно, так как их число незначительно, и дальше они уйдут из сбора».

Говоря о стоимости такой переработки, Игорь Горбачев отметил, что часть батареек содержит ценное сырье и может быть продана зарубежным предприятиям, за обезвреживание других батареек придется заплатить.

«Есть несколько предприятий-переработчиков, которые нам предлагают, в зависимости от пропорций, либо опасные плюс ценные им отдать, можно сказать, за рубль, либо часть продать, а часть обезвредить за оплату», — рассказал специалист.


  • "БелВТИ" молодцы. Грамотно захватывают никем не занятые экономические ниши. Сталкивался. Один звонок - и приезжает машина с добрыми молодцами, которые избавят тебя от старого холодильника, ненужной электро-механической фигни, им ещё и спасибо скажешь. (А то имел бы гемор). А с батарейками - это вообще классная идея. Сколько их покупается, сколько выбрасывается абы куда в почти двухмиллионном Минске и в РБ вообще... А это же Клондайк полезных ископаемых, если так вычурно выразиться.
  • Yuri Manoilo
    Нужно поставить урны для батареек и акамуляторов малой емкости во всех школах и магазина в которых их продают. Тогда объёмы увеличатся в разя. И обязательном порядке