Рабочая профессия всегда прокормит, но желающих учиться не хватает

Многие профессионально-технические лицеи вынуждены продлевать сроки приема. И такая ситуация повторяется уже не первый год.

20 августа заканчивается прием документов в профтехучилища, однако во многих из них из-за недобора сроки приема придется продлить. 

Уровень зарегистрированной безработицы в Беларуси на конец июня 2016 года составил 1,1% от экономически активного населения, сообщает Белстат. Однако ситуация на рынке труда сейчас крайне непростая — свободных рабочих мест мало, а с достойным уровнем оплаты труда — и того меньше.

Спрос на работников падает, но при этом рабочие профессии остаются самыми востребованными — на конец мая потребность в работниках по рабочим профессиям составила 51,6% от общего числа вакансий.

Рабочая профессия всегда прокормит, говорит ответственный секретарь приемной комиссии Минского государственного профессионального лицея строительства № 12 Руслан Козловский.

Правда, молодежь не стремится в строители — в лицее продлевают прием до 15 сентября. Планируют набрать 169 человек с 9-ю классами образования и еще 54 человека, окончивших 11 классов.

«У нас остались свободными 21 место для выпускников 9-х классов, — сказал Руслан Козловский. — Менее популярные профессии: столяр-плотник и отделочник. Правда, в этом году на отделочников мы набираем две группы, и одна уже полностью набрана. Очень хорошо прошел набор (был даже конкурс) на специальность «монтажник санитарно-технических систем и оборудования; слесарь-сантехник; электросварщик ручной сварки» и «укладчик напольных покрытий; плотник-бетонщик». На последнюю специальность средний балл аттестата — больше «6». У нас большинство специальностей интегрированные».

Руслан Козловский отметил, что все выпускники лицея этого года были распределены: «Получается, ремесло в любом случае прокормит. Молодые люди получают специальность, и что бы ни случилось в жизни, квалификация с ними останется. У нас учатся разные дети — кто-то более, кто-то менее мотивированный. Есть учащиеся, которые хуже других в теории, но хорошо справляются с практикой».

По мнению специалиста, гораздо более перспективно получить рабочую специальность, чем с низким уровнем подготовки идти в высшее учебное заведение.

«Необходимо трезво оценивать свои возможности. Если уровень подготовки не выше среднего, стоит получить рабочую специальность. Это большая родительская ошибка — отправлять детей учиться в вузы, не взирая на их способности и возможности», — сказал Козловский.

Причины этого явления системные, считает он. Для изменения ситуации необходима серьезная профориентационная индивидуальная работа:

«На мой взгляд, в средней школе можно вводить профильные классы по трудовому обучению, начиная с шестого класса. Есть методики, позволяющие определять наклонности и способности учащихся. Родители и ребенок сами могут не справиться с этой задачей. Например, к нам приходят дети, которые окончили музыкальную школу, есть те, кто проучился год в музыкальном училище. Обучаться по строительной специальности идут потому, что понимают: она даст им возможность заработать».

До 15 сентября продлевают набор учащихся и в Минском государственном профессиональном лицее № 9 автомобилестроения. Пока не удалось заполнить места по специальностям «слесарь-инструментальщик» и «слесарь механосборочных работ»; хорошо заполняются места по специальностям «токарь», «слесарь по ремонту автомобилей» и некоторые другие, рассказала Naviny.by заместитель директора лицея Галина Рылькова.

По ее словам, в прошлом году лицей полностью выполнил план приема, и всех выпускников удалось распределить. Между тем и годом ранее продлевали сроки приема до сентября.

«Почему так происходит, я не знаю. Может, школы не хотят отпускать учеников», — сказала заместитель директора лицея.

По данным Комитета по образованию Минска, по состоянию на 17 августа подано 4,5 тыс. заявлений, что составляет более 90% потребности учреждений профтехобразования. Контрольная цифра приема в ПТУ в этом году — 4802 учащихся.

Что касается вступительной кампании в столичные учреждения среднего специального образования, укомплектованность групп составляет 98%, сообщила на пресс-конференции 17 августа начальник сектора профессионально-технического образования комитета по образованию Мингорисполкома Елена Черных.

Наибольшей популярностью у поступающих пользуются профессии парикмахера и повара: «В этом году на поварские специальности в ПТУ у нас аншлаг. Средний проходной балл не опускается ниже 6,5».

Илона Чак, директор Минского государственного профессионально-технического колледжа легкой промышленности и бытового облуживания населения, где готовят парикмахеров, отметила, что в колледже прием учащихся состоялся.

«Мы набрали 250 человек. На специальность «парикмахер» был конкурс около двух человек на место. Проходной балл — 7,8, как и в прошлом году. Мы наблюдаем устойчивый интерес к этой специальности. На другие специальности конкурса не было. На парикмахеров идут учиться в основном девушки, парней среди поступивших всего несколько человек», — сказала директор колледжа.

Она отметила, что в этом году колледж распределил порядка 200 выпускников.

Илона Чак считает, что молодежь идет учиться по специальности «парикмахер», потому что может развиваться в этой профессии творчески. Она рассказала, что у учащихся колледжа — высокие требования к качеству образования, в том числе к его практической составляющей. О качестве практической подготовки говорят регулярные успешные участия в конкурсах парикмахерского искусства. Например, в этом году с конкурса «Невские берега» учащиеся колледжа привезли 33 диплома и медали.

«Я бы не сказала, что после окончания учебного заведения по профессии «парикмахер» выпускники много зарабатывают — зарплата в парикмахерских порядка 250 рублей. Однако творчески эта профессия дает развиваться», — заключила Илона Чак

Отметим, что во многом проблема набора возникает из-за демографической ситуации — места в лицеях сокращаются медленнее, чем уменьшается число выпускников. Однако не последнюю роль играет то, что у многих выпускников есть амбиции во что бы то ни стало получить высшее образование. Кроме того, существует проблема недоверия к качеству знаний, которые дают лицеи. 


  • Если внимательно всмотреться в фотографию... Мы не увидим ничего, отличного от 50-х годов ХХ века.
  • Если внимательно всмотреться в фотографию... Мы не увидим ничего, отличного от 50-х годов ХХ века.
  • Зимми, по существу я с вами согласен. Но плыть-то куда? Мои вёсла-ладони могут меня куда-то доставить. Но на тысячи миль океана я не вижу ни одного клочка суши. :)
  • Зимми, по существу я с вами согласен. Но плыть-то куда? Мои вёсла-ладони могут меня куда-то доставить. Но на тысячи миль океана я не вижу ни одного клочка суши. :)