Наталья Рябова. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Учить, а не втюхивать факультативы!

Наталья РЯБОВА

Наталья РЯБОВА

Окончила БГУ (социология), ЕГУ (философия), в 2013 году получила степень МВА (магистр бизнес-администрирования). Директор Школы молодых менеджеров публичного администрированияSYMPA, при которой действует исследовательский проект BIPART(Белорусский институт реформы и трансформации публичного администрирования) и интерактивный сайт «Кошт урада», посвященный государственным финансам.

Отгремели первые звонки и отстоялись парадные линейки, дети пошли в школу. Родители собрали урожай лайков в социальных сетях за фотографии нарядных детей, поделились воспоминаниями о хороших и плохих школах их детства и приступили к тягомотине взаимодействия со школой сегодняшнего дня. Искать пиджаки (жилетки нельзя!) с полосочками в нужную сторону (в другую нельзя!), проверять домашние задания, лепить сов из шишек и объяснять классной, почему вы не можете воздействовать в нужную сторону на своего отпрыска. Как говорится, только глаз перестал дергаться, как снова 1 сентября.

Если ты взрослый человек с устоявшейся и окрепшей в нашей несовершенной жизни психикой, то тебя наезды по поводу полосок в другую сторону только насмешат. А вот если ты младшеклассник, и тебя вызывают к доске показать на твоем примере, как нельзя одеваться в школу, то, наверняка, сильнейшее расстройство на месте и истерика дома родителям обеспечены.

А что учителя? Зарабатывают мало, эмоционально выгорают, выполняют указания как умеют. А тут еще недавно с самых верхов последовало несколько советов о том, как им жить: министр образования Журавков заявил, что качество труда учителя не зависит от зарплаты, а согласно вице-премьеру Кочановой, учителя теперь должны будут продавать платные услуги, чтобы получить прибавку к заработку.

Какие в школах платные услуги? Прежде всего, факультативы. И так уже сейчас, если классная ведет, к примеру, факультатив по русскому языку, то попробуй не ходи на ее занятия — жизнь в школе ребенку испортить очень легко. Кроме факультативов по разным предметам, есть еще курсы типа «Учимся вместе», подготовка к центральному тестированию, подготовка к школе и т.п.

Легко представить на основании того, как сейчас безапелляционно и добровольно-принудительно собираются деньги на ремонты, воду, оборудование и так далее, как будет осуществляться зарабатывание премий учителями. Обязательные факультативы, очень нужные платные экскурсии и походы, жизненно необходимое дополнительное питание, субботние занятия — фантазия может зайти далеко.

Факт только в том, что таким образом, если отбросить мысль о бессребрениках, отдающих сердца детям подобно Данко на каждом уроке независимо от зарплаты, учителя мотивированы как раз как можно меньше давать знаний детям непосредственно на уроках. Чтобы затем иметь факультативы, кружки, репетиторство, дополнительные занятия и прочие способы заработать на жизнь. Как говорится, 400 способов относительно честного отъема денег.

Отрадно видеть элементы капиталистического мышления в речах чиновников высокого уровня. Только не в ту сторону эти зачатки растут. Свобода, рынок и предпринимательский дух должны быть в первую очередь в экономике, а там как раз госрегулирование, сертифицирование-лицензирование, проверки и бюрократия. Частную школу или детский сад попробуйте открыть — не всякой акуле бизнеса это по плечу в наших условиях! А вот стимулирование учителей зарабатывать в ущерб своей работе и миссии — это как раз еще большая несвобода для них.

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

 


  • хотели как лучше ...
  • хотели как лучше ...
  • Я не наловчился в навигации сообщений сайта, не сыщу сейчас, но мессагу на эту же тему полторы-две недели назад я набросал... ... У редакции свои задумки, её право, но может, "форумский формат" где-то можно и вернуть... Потому, что проблемно рыться в архивах сообщений, надо чуть ли не журнал вести. Фиксируя в нём дату, время... И отсчёт времени неудобен: "день назад", "17 часов назад"... Ну это-то зачем? Нужно в башке не десятичный, а 24-х часовой калькулятор постоянно в голове вертеть.
  • silvano_di_laurentis
    Да, теперь в белорусской школе те знания, которыми педагог должен делиться бесплатно на уроках, будут ещё долго делиться по крупицам, но уже за наши денежки, на факультативах. И попробуй не приди. Учителя научились манипулировать разными чувствами ребёнка (страхом, виной и т.д.) в школе и зарабатывать деньги. Учительница математики в школе детей говорит так: "Кто не придёт на факультатив по математике выше 5 не получит. " Во-первых, все придут. Во-вторых, учитель деньги заработает. И....Не надо искать учеников, вот они -- под боком. То же самое с иностранным языком в нашей школе: педагог преподаёт по особой книжке, по которой нужно заниматься не на уроке, а на факультативе. Теперь уже за деньги, естественно. Новый учитель истории додумался вести факультатив в бассейне школы по растяжке мышц -- хм, а что?
  • Не вопрос. Учите своих детей сами. А учителя в бизнес пойдут, как там уже один грамотей "советовал". Платите учителям нормальную зарплату - не надо будет вводить факультативы.
  • Факультативы для учителей это просто наказание и принудиловка. На факультативах зарабатывает кто- то другой но только не учитель! Платные услуги по подготовке детей к школе, каждую субботу 4 занятия. Зарплата 250-300 тыс (старыми) и премии тыс 150-200. В группе 15 чел., ходит 12-14. Оплата для родителей за 4 занятия. В месяц 392тыс. Посчитаем: 392 тыс х 12 чел. = 4 702 000. Директору и завучу которые душат учителей этими платными премия 1 000 000! А учителю 150-200тыс! А остальное кто хапнул? 4 702(оплачено родителями) - 1 000(премия начальству) - 500(то что получит учитель)= 3 200! ( у кого эти деньги?) Если бы учитель занимался частно и платил налоги - получил бы гораздо больше даже при такой оплате родителей! Вот вам и услуги, для кого платные а для кого и бесплатные....
  • Государственная школа, прежде всего, воспитательное учреждение - начальная ступень отсева контингента для колонии. Избежать этого места заключения детям наших стран нельзя. Его нужно перетерпеть, чтобы видеть до какой подлости могут доходить люди-одноклассники в принципе, и на сколько омерзительным и несправедливым именно для доброго, адекватного, послушного, а значит слабого человека, является система. Знания же нарабатывает только тот, кто выполняет домашние задания самостоятельно, с использованием средств интернет. Извините конечно, но наработки знаний для поступления, что означает завоевание места под солнцем, в современном мире уже не будет никогда. Школа - не обязана подготовить к ЕГЭ, нет у нее таких обязательств даже юридически.
  • Государственная школа, прежде всего, воспитательное учреждение - начальная ступень отсева контингента для колонии. Избежать этого места заключения детям наших стран нельзя. Его нужно перетерпеть, чтобы видеть до какой подлости могут доходить люди-одноклассники в принципе, и на сколько омерзительным и несправедливым именно для доброго, адекватного, послушного, а значит слабого человека, является система. Знания же нарабатывает только тот, кто выполняет домашние задания самостоятельно, с использованием средств интернет. Извините конечно, но наработки знаний для поступления, что означает завоевание места под солнцем, в современном мире уже не будет никогда. Школа - не обязана подготовить к ЕГЭ, нет у нее таких обязательств даже юридически.