БДИПЧ ОБСЕ: настал подходящий момент для избирательной реформы

Миссия наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ работала в Беларуси с 1 августа. Предварительный отчет миссии по итогам парламентских выборов уже опубликован. Выполненные белорусскими властями рекомендации по демократизации избирательного процесса наблюдатели назвали недостаточными, а основное впечатление от выборов — разочарование.

В интервью БелаПАН глава миссии наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ в Беларуси Тана де Зулуета подвела краткий итог работы миссии.

Фото Сергея Сацюка

— Расскажите, пожалуйста, о ваших впечатлениях о прошедшей избирательной кампании в Беларуси.

— Как мы уже отмечали в отчете, это была тихая кампания, но выборы были хорошо организованы. Были сделаны некоторые изменения, которые должны были улучшить процесс, но на деле имели весьма ограниченное влияние. Очень многие рекомендации так и остались не выполненными. Было также два неожиданных результата выборов, но мы смотрим не на результаты, мы оцениваем весь процесс целиком.

— По итогам кампании можете ли вы оценить, насколько Беларусь выполнила предыдущие рекомендации БДИПЧ ОБСЕ?

— Если говорить о прошлых рекомендациях, то их было довольно много. Некоторые из них были обсуждены межведомственной комиссией, которая приняла шесть постановлений, и, конечно, если сравнивать с общим числом рекомендаций, то это только небольшая их часть. Вместе с тем, эти постановления не коснулись таких важных вопросов, как единый реестр избирателей, медиасфера, избирательное законодательство. Нам было сказано, что было недостаточно времени для того, чтобы вносить такие изменения в законодательство. Вместе с тем, это показало, что есть политическая воля для таких изменений. Власти уже высказали свое желание продолжать сотрудничество. Если они смогут каким-то образом разобраться с существующим законодательством, то это было бы хорошо.

— Какой процент избирательных участков по Беларуси и в Минске был охвачен наблюдателями миссии?

— Наши наблюдатели присутствовали на открытии 169 избирательных участков. Они наблюдали за ходом голосования на 1539 участках, что составляет 25% от общего числа. Если говорить про подсчет голосов, то они присутствовали на 166 участках, или 3% от общего числа. При внесении результатов в протоколы окружных комиссий наши наблюдатели присутствовали в 101 комиссии, что составляет 91% от их общего числа.

По нашей методологии, участки выбираются случайным образом по всей стране. Наблюдателей было 380 человек. Если говорить про Минск, то тут были большей частью сконцентрированы наблюдатели от Парламентской ассамблеи ОБСЕ.

— Какие были зафиксированы нарушения?

— Нарушения имели место, в первую очередь, в большей степени под конец дня и во время подсчета голосов и внесения итогов в протоколы. Если говорить про общую оценку проведения выборов, то можно сказать, что она была хорошая. Но, безусловно, мы оценивали не только день выборов, но и всё, что ему предшествовало.

В каждом четвертом случае процедура подсчета голосов была оценена негативно. Это показывает, что существуют определенные проблемы. Было постановление ЦИК, которое предусматривало большие возможности для наблюдателей, чтобы они могли следить за подсчетом голосов. Мы знаем, что 20% наблюдателей не имели возможности видеть, как происходит подсчет голосов. И даже те, кто имели такую возможность, очень часто не могли хорошо оценить, действительно ли увиденное отражает реальные результаты.

— Цифра в 20% характерна только для Беларуси или для других стран тоже?

— Я сталкивалась с таким, но эти случаи были в тех странах, которые не могут служить хорошим примером.

— Впервые за достаточно длительный срок в парламент прошли представители оппозиции. Как вы думаете, можно ли это назвать прогрессом?

— Мне кажется, что они сами уже оценили это как некий шаг вперед, что они будут иметь больше возможностей для работы в публичном пространстве. Насколько это будет позитивным, покажет время.

Но мы смотрим не только на то, что происходит в день выборов. Мы оцениваем всю кампанию целиком, организацию выборов: в каких условиях работают СМИ, с беспокойством мы отметили, что составы избирательных комиссий были сформированы не плюралистично, не представляли все участвующие в выборах силы, много наблюдателей от оппозиции в ходе выборов были удалены с участков.

— Расскажите, пожалуйста, о результатах мониторинга СМИ, который проводила миссия.

представители наблюдательной миссии мониторили телеканалы «Беларусь 1», «Беларусь 3», ОНТ, СТВ; Первый канала Белорусского радио, «Еврорадио», газеты «Советская Белоруссия», «Звязда», «Народная воля», «Комсомольская правда в Белоруссии», «БелГазета», онлайн-ресурсы news.tut.by, belta.by, charter97.org, Interfax.by, nn.by, sputnik.by, belaruspartisan.org, svaboda.org, naviny.by

— Мы мониторили четыре телеканала, две радиостанции, пять газет и впервые также несколько интернет-ресурсов. Для нас это шаг вперед, и в будущем мы планируем больше внимания уделять интернет-СМИ, так как сейчас это второй по значимости ресурс в предоставлении информации после телевидения.

Мы смотрели, насколько есть в СМИ информация о политических альтернативах, кандидатах, самой кампании. Информации, которую мы видели, было недостаточно. Если говорить о времени, то 86% всего времени в новостях и общественно-политических программах в прайм-тайм, например, было отведено президенту и органам государственного управления, 13% — главе ЦИК, которая выступала с политическими заявлениями. Только 1% времени был посвящен кандидатам и тому, чем они занимаются. Этого, разумеется, недостаточно.

Если говорить про бесплатное эфирное время для выступлений, как единственную возможность для кандидатов выступить, то, конечно, эти выступления должны были лучше анонсироваться. Мы видели, что избирателям очень тяжело было понять, когда точно конкретный кандидат будет выступать на телеканале.

— Я хочу уточнить про 86% времени, посвященного президенту и органам государственного управления — речь идет обо всех СМИ или только о государственных?

— Это касается телеканалов. В негосударственных СМИ картина отличалась. Кандидатам уделялось гораздо больше внимания в негосударственной прессе.

— 12 сентября вы встречались с министром иностранных дел Беларуси Владимиром Макеем. Расскажите об этой встрече, пожалуйста. Как министр воспринял предварительные заключения миссии? В каком ключе проходило обсуждение этих выводов?

— Мы, в первую очередь, говорили про наше будущее сотрудничество, про возможные законодательные реформы, которые могли бы произойти после соответствующих консультаций с экспертами. Также я говорила про заключения Венецианской комиссии и про то, что в этот процесс по обсуждению реформы избирательного законодательство можно вовлечь и Совет Европы. Министр отметил, что некоторый прогресс был сделан, но признал, что вместе с тем остается еще много моментов, над которыми необходимо работать.

— Глава ЦИК Лидия Ермошина уже заявила, что после опубликования итогового отчета миссии БДИПЧ ОБСЕ ЦИК проанализирует его и представит главе государства, возможно, какие-то предложения по реформе избирательного законодательства. По вашему мнению, что необходимо изменить в первую очередь в избирательной системе Беларуси?

— Мы все еще работаем над нашим итоговым отчетом и рекомендациями. Но если посмотреть на отчеты предыдущих миссий, то станет понятно, что является приоритетным. Сейчас настал момент для того, чтобы реформировать избирательное законодательство. Также сейчас необходимо работать над правовыми рамками в вопросах свободы собраний и свободы слова, плюралистического состава избирательных комиссий.

— По вашим впечатлениям после общения с белорусскими чиновниками, как вам кажется, пойдут ли они на эти реформы? Или опять будут лишь длительные разговоры, которые завершатся незначительными изменениями, не влияющими на исход выборов?

— Мы можем только надеяться, что за словами последуют дела. В настоящий момент мы будем смотреть на то, каким образом будет проводиться работа над возможными изменениями на всех уровнях. Мне кажется, у нас есть основания надеяться, что этот процесс начнется в ближайшее время.