Будут ли прозрачно считать голоса на белорусских выборах-2020?

Пока хватка режима достаточно сильна, никто не поднесет его оппонентам честные выборы на блюдечке с голубой каемочкой.

Обратите внимание на концентрацию «не» и «ни» в следующей фразе: «…Никто автоматически с предложениями одной партии, если они не устраивают всех остальных субъектов законодательной инициативы, никогда не согласится».

Фраза принадлежит председателю Центральной комиссии по выборам Лидии Ермошиной. Так она прокомментировала 29 сентября вопрос БелаПАН о перспективах проекта поправок в избирательное законодательство, который при помощи своего депутата Анны Канопацкой собирается внести в Палату представителей Объединенная гражданская партия (ОГП).

Зашкаливающая концентрация отрицательных частиц в комментарии главы Центризбиркома — штрих не филологический, а политический. Этот заостренный частокол из «не» и «ни» хорошо символизирует принципиальное отношение властей к реформе избирательного законодательства по версии оппозиции (и не только оппозиции).

 

Редкий случай оппозиционного консенсуса

Возможно, госпожа Ермошина не в курсе (хотя за такими вещами стоило бы следить), что над законопроектом оппозиция намерена работать совместно.

По итогам круглого стола, прошедшего в Минске 27 сентября, создана рабочая группа, в которую вошли, например, такие авторитетные эксперты, как Михаил Пастухов, Сергей Альфер, Михаил Плиско, Мечислав Гриб, представители партии «Зеленые», христианских демократов, ОГП, «Справедливого мира», движения «За Свободу».

То есть трактовать ожидаемый проект как предложения одной партии уже некорректно. В документ собираются вложить поправки, выстраданные через набивание шишек практически всеми основными силами политических противников режима. И это тот случай, когда консенсус между ними весьма вероятен, поскольку все они в своей борьбе за честные прозрачные выборы натыкались на одни и те же барьеры.

На круглом столе были намечены два направления работы. В ходе дискуссии пришли к мнению, что в перспективе нужен новый Избирательный кодекс, который, в частности, обеспечил бы переход на смешанную, пропорционально-мажоритарную избирательную систему.

А пока, решили участники круглого стола, нужно добиваться триады элементарных, предельно понятных, но вместе с тем принципиальных изменений в нынешнее законодательство:

 

БДИПЧ прописывает Минску те же пилюли

А теперь подчеркнем важный момент. Когда речь идет о реформе белорусского избирательного законодательства, то это не просто набор пожеланий отдельной партии или даже оппозиции в целом, как это пытаются представить иные чиновники (с подтекстом, что это, мол, «пятая колонна» под себя хочет закон подогнуть).

Михаил Пастухов
«Ориентиром для нас являются международные стандарты, которых должны придерживаться белорусские власти», — подчеркнул в комментарии для Naviny.by участник круглого стола, доктор юридических наук, профессор, бывший судья Конституционного суда Михаил Пастухов.

«Мы не открываем Америки, — заявил он. — Наши предложения идут целиком в русле рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ».

Действительно, ключевые рекомендации этой институции, сформулированные еще по итогам президентских выборов прошлого года, созвучны тому, что стало квинтэссенцией дискуссии на круглом столе.

А поскольку те 30 рекомендаций международной наблюдательной миссии Минск практически полностью проигнорировал (косметические полумеры не в счет), то подобные пункты с большой долей вероятности будут воспроизведены с некоторыми вариациями и в ожидаемом итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ о наблюдении за выборами в Палату представителей, прошедшими 11 сентября.

Именно после изучения этого отчета Центризбирком, как ранее сообщала его глава, внесет Александру Лукашенко предложения, что и как стоит менять в избирательном законодательстве.

Понятно, что проект, который оппозиция собирается продвигать при помощи депутата Канопацкой, будет представляться властям непозволительно радикальным. Соответственно, шансы на прохождение такого закона практически нулевые.

Валерий Карбалевич
«Власти будут ориентироваться не на предложения оппозиции, а именно на рекомендации ОБСЕ, хотя те и другие созвучны», — отметил в комментарии для Naviny.by эксперт минского аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич.

 

Как уступить, чтобы не уступить

Конечно, власти предержащие предпочли бы вообще ничего не менять, потому что нынешняя система функционирует с их точки зрения очень даже исправно. Но Запад поддавливает, а его, как оппозицию, не отошьешь, поскольку сегодня у Минска с западниками мир, дружба, жвачка и очень нужны их кредиты.

К тому же теперь уже не сошлешься на Венецианскую комиссию, которая-де не рекомендует менять избирательное законодательство менее чем за год перед очередными выборами. Очередными у нас будут выборы депутатов местных Советов, которые положено провести не позднее 20 февраля 2018 года. Скорее всего, в начале 2018-го они и пройдут. Следующие — президентские, которые по закону должны пройти не позднее 30 августа 2020 года.

В общем, времени на апгрейд законодательства — море. И, зная логику белорусских верхов, можно спрогнозировать, что теперь там будут напряженно думать, как этим западникам уступить, чтобы по сути не уступить.

Рекомендации ОБСЕ удобны властям именно своей многочисленностью. Из трех десятков пунктов (разделенных на первоочередные и «другие») можно найти парочку достаточно безопасных по понятиям режима (лучше, конечно, из «других»), долго торговаться вокруг этих новаций, внедрить их в редуцированном виде и представить это очередным триумфом либерализма.

«Свободных выборов при этом режиме не будет, только косметические перемены», — убежден Карбалевич.

 

Честных выборов режим не даст никогда

Интересно отметить, что Ермошина при всем своем охранительном имидже не раз высказывалась в пользу перехода на выборы по партийным спискам, то есть вроде бы за кардинальное, почти революционное по белорусским меркам преобразование избирательной системы.

Чем объяснить такой полет мысли? Возможно, белорусскую номенклатуру успокаивает (и даже вдохновляет ту ее часть, которая мечтает о карьере в рядах некоего здешнего аналога «Единой России») опыт Кремля по управлению выборами в Думу с ее бутафорской многопартийностью.

А возможно, глава Центризбиркома просто использует возможность блеснуть абстрактным либерализмом, четко чувствуя, что Лукашенко и на такую бутафорию не пойдет: слишком сложная распасовка и к тому же делегирование пусть и крох, но власти. Ага, держите карман шире.

При этом бессменный белорусский президент наверняка уже сегодня подумывает об аспектах легитимации своего очередного срока на выборах 2020 года. Если отношения с Западом продолжат развиваться в позитивном ключе, то Лукашенко будет особенно важно соблюсти некую рамку внешних приличий в грядущей президентской кампании. Так дойдет ли дело до того яркого визуального сдвига, на котором давно настаивают как внутренние оппоненты, так и ОБСЕ, — четкой демонстрации при подсчете каждого бюллетеня, как это делается даже в Африке?

«Скорее нет, чем да», — считает Карбалевич. Впрочем, замечает он, если сохранится огромный процент досрочного голосования (на президентских выборах 2015 года было более 36%, критики режима считают, что это главный резерв фальсификации), то в основной день можно рискнуть и считать бюллетени практически открыто.

«В белорусской избирательной системе власти создали несколько страховочных элементов», — подчеркивает политолог.

Добавлю: именно поэтому в идеале нужно вносить сразу пакет изменений в Избирательный кодекс, иначе власти будут собирать свой урожай за счет дублирующих звеньев.

И второе: именно поэтому (если не грянут какие-то маловероятные форс-мажоры) ни в 2020-м, ни вообще пока хватка режима достаточно сильна, никто не поднесет его оппонентам честные выборы на блюдечке с голубой каемочкой. Поэтому или борись на нечестных (при этом борясь за честные), или официально переходи из политиков в диссиденты.

 


  • Вынесет всё - и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Жаль только - жить в эту пору прекрасную Уж не придется - ни мне, ни тебе. (с) Катимся в классику Некрасова, в 19-й век?.. Ап-чхи! - Пыль веков, однако.
  • Как вы мне дороги, сэр! -- Выскажете здравую мысль, но непременно её исказите, точно БТ. Или испохабите как поручик Ржевский - извратите чистейшие порывы страстной юной голубиной любви пары друг к дружке... Сведя всё к "случке". Так и Шекспир со своими Ромео с Джульеттой станет порноавтором. Сколько % "досрочки" было накручено к официальному дню начала голосования? - 31-32, кажись? Давайте -- от этой цифры бесправных студиозов и бюджетников -- плясать. Что есть исток этого мазохизма: в деревню к родителям не поеду, пока досрочно не проголосую! Чтоб ваши потомки до 22 колена взасос целовали все встречные урны, в которые можно что-то бросить! Именно 22. Столько лет нашему диагнозу прекраснейшего из состояний, в котором мы нынче.
  • Как вы мне дороги, сэр! -- Выскажете здравую мысль, но непременно её исказите, точно БТ. Или испохабите как поручик Ржевский - извратите чистейшие порывы страстной юной голубиной любви пары друг к дружке... Сведя всё к "случке". Так и Шекспир со своими Ромео с Джульеттой станет порноавтором. Сколько % "досрочки" было накручено к официальному дню начала голосования? - 31-32, кажись? Давайте -- от этой цифры бесправных студиозов и бюджетников -- плясать. Что есть исток этого мазохизма: в деревню к родителям не поеду, пока досрочно не проголосую! Чтоб ваши потомки до 22 колена взасос целовали все встречные урны, в которые можно что-то бросить! Именно 22. Столько лет нашему диагнозу прекраснейшего из состояний, в котором мы нынче.
  • Как вы мне дороги, сэр! -- Выскажете здравую мысль, но непременно её исказите, точно БТ. Или испохабите как поручик Ржевский - извратите чистейшие порывы страстной юной голубиной любви пары друг к дружке... Сведя всё к "случке". Сколько % "досрочки" было накручено к официальному дню начала голосования? - 31-32, кажись? Давайте -- от этой цифры бесправных студиозов и бюджетников -- и плясать. Что есть исток этого мазохизма: в деревню к родителям не поеду, пока досрочно не проголосую! Чтоб ваши потомки до 25 колена взасос целовали все встречные урны, в которые можно что-то бросить!
  • --- "Ермошина?" === Да не будь она на штыках КГБ-идеологов суженная, как исправно выполняющая письменные и, особенно, устные последние кратко-тайные науськивания каждого вышестоящего штыка, так и осталась бы простушкой колхозницей, которой писанные законы и нормы морали общества, как сорняки в колхозном поле.
  • Потому , дорогой,что такие как вы и вам подобные ни читать, ни писать толком не умеют... что уж тут говорить о подсчёте голосов на выборах...)
  • Потому , дорогой,что такие как вы и вам подобные ни читать, ни писать толком не умеют... что уж тут говорить о подсчёте голосов на выборах...)
  • Потому,дорогой,что такие, как вы, ни читать, ни писать толком не умеют... что уж тут говорить о подсчёте голосов на выборах...)
  • Потому,дорогой,что такие, как вы, ни читать, ни писать толком не умеют... что уж тут говорить о подсчёте голосов на выборах...)
  • Потому,дорогой,что такие, как вы, ни читать, ни писать толком не умеют... что уж тут говорить о подсчёте голосов на выборах...)
  • Выборы в РБ относительно честные, причиной тому - незначительное участие в общественно-политической жизни страны оппозиционных партий и их нечеткая программа. Я, например, на этих выборах искренне недоумевал. Не было ни встреч с избирателями по округу, ни хотя-бы брошюрок с конкретными предложениями. Голосовать можно было лишь за лица. Партии представлены условно, в обращениях к избирателям, в основном, общий треп "кококо-экономика-кукареку-либерализация-кудах-забота о гражнанах страны -покпокпок". Обидно.
  • Мне, как леваку, вообще голосовать было не за кого. Слабая активность этих партий в контексте относительной популярности "левых" и "ностальгических" настроений в обществе удивляет. Сдали наши коммунисты страну, практически без боя.
  • Поэтому вас и вам подобных Сталин и сталинцы назвали "вшивая интеллигенция", продажная и устрашенная. С чем вас и вашинских поздравляю.
  • -- "Выборы в РБ относительно честные" == Когда в Беларуси кроме назначенных беларуских интеллигентов никого иного на пушечный выстрел не подпускают к альтернативной охране избирательных урн и участия в подсчете бюллетеней и отсутствует судебная практика расследования сигналов нарушения охраны урн и пересчета бюллетеней, говорить о честности-бесчестноси мало. Здесь говор может идти об избирательной форме государственного переворота и уголовно наказуемых деяниях. А это творится у наших знакомых: Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Ростовской области предъявлено обвинение председателю участковой избирательной комиссии № 1958 Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, секретарю, а также одному из членов комиссии.Они обвиняются в совершении преступления, предусмотренного ст. 142.1 УК РФ (фальсификация итогов голосования). По версии следствия, в Единый день голосования в Российской Федерации – 18 сентября 2016 года обвиняемые, действуя по предварительному сговору, совершили фальсификацию итогов голосования. http://rostov.sledcom.ru/news/item/1069087/ Конституционный суд Австрии принял решение об отмене итогов президентских выборов, второй тур которых состоялся 22 мая 2016 года. Проигравшему кандидату от Партии свободы удалось доказать, что голоса избирателей были подсчитаны ненадлежащим образом. Пресс-служба Карачаево-Черкесского рескома КПРФ Всё больше сообщений о возбуждении уголовных дел по фактам искажения итогов голосования 4 декабря 2011 года. Интернет медленно, но верно заполняется информацией о фактах привлечения к уголовной ответственности членов избирательных комиссий. Статья 142 УК РФ, предусматривает за фальсификацию избирательных документов, или неправильный подсчет голосов до четырех лет лишения свободы. http://kprf-kchr.ru/?q=book/export/html/1250
  • В последний день октября в Киргизии прошли президентские выборы, на которых победу одержал экс-премьер-министр страны Алмазбек Атамбаев.+ “30 октября 2011 года на избирательном участке номер 8156 “Северный”, расположенном в городе Кызыл-Кыя, наблюдатель от партии “Бутун Кыргызстан” задержал председателя участка и секретаря в момент подготовки вброса бюллетеней с заранее поставленными отметками в пользу некоторых кандидатов в президенты”, – отмечает пресс-служба. У членов участковой избирательной комиссии наблюдатели изъяли семь бланков бюллетеней с отметками. По данному факту было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 141 “Фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов” УК Киргизии, которое по окончанию расследования было передано в суд. http://meta.kz/novosti/world/293508-chleny-izbirkoma-predstali-pered-sudom-v-kirgizii.html
  • НЕТ, как говорится, "по заслугам и честь". А вот что такое "честь" в РБ - это каждый понимал по-своему. Не хочу написать гадостей, но личная оценка-то имеется.
  • ЧЕСТЬ Женский род 2. Целомудрие, непорочность (женщины).
  • Голосование является единственным источником государственной власти. Демократия - это пустой звук, если каждый избирательный процесс находится под контролем государства. Так как Беларусь является участником Конвенции о защите прав человека и основных свобод, то ей в своих действиях следует согласовываться с общепризнанными правами и ценностями граждан. Первоочередный пункт реформирования государственной системы заключается во внесении поправок в Конституцию, продолжать преобразования нужно с ограничения административного контроля над Центральной избирательной комиссией. Единовременно требуется создать независимый государственный орган - "Комиссию о правах человека", занимающейся общественной деятельностью, заключающейся в защите прав человека мирными средствами. Члены совета должны принадлежать различным национальностям, направлены и определены на место от международных правозащитных организаций.
  • Голосование является единственным источником государственной власти. Демократия - это пустой звук, если каждый избирательный процесс находится под контролем государства. Так как Беларусь является участником Конвенции о защите прав человека и основных свобод, то ей в своих действиях следует согласовываться с общепризнанными правами и ценностями граждан. Первоочередный пункт реформирования государственной системы заключается во внесении поправок в Конституцию, продолжать преобразования нужно с ограничения административного контроля над Центральной избирательной комиссией. Единовременно требуется создать независимый государственный орган - "Комиссию о правах человека", занимающейся общественной деятельностью, заключающейся в защите прав человека мирными средствами. Члены совета должны принадлежать различным национальностям, направлены и определены на место от международных правозащитных организаций.