Лукашенко хочет изменить систему ЦТ, но не говорит как

Отменить ЦТ действительно можно мгновенно — достаточно подписать соответствующий указ.

Александр Лукашенко на встрече с депутатами 7 октября, говоря о проблемах системы образования, предложил внести изменения в правила поступления в вузы. Что ожидает белорусское образование с учетом того, что слова главы государства чиновники принимают как сигнал к действию?

Фото Ольги Клещук, БелаПАН

 

Лукашенко подвергает систему ЦТ сомнению

Лукашенко предложил вернуть по некоторым дисциплинам собеседование вместо централизованного тестирования.

«Не могу сказать, каким путем идти. Я уже продумал разные варианты: где-то, если наука требует точных ответов — математика, физика, — там, может быть, и оставить централизованное тестирование. А по каким-то предметам надо вводить собеседование, которое когда-то было», — заявил Лукашенко.

По его мнению, из-за ЦТ все свелось к репетиторству, из-за чего страдает освоение школьной программы. Лукашенко призвал работников сферы образования подумать над тем, как совместить освоение школьной программы и подготовку к тестированию, чтобы не потерять «положительное из того, что было, и вновь приобретенное».

Официальный лидер, по инициативе которого ЦТ было введено в 2005 году как средство по борьбе с коррупцией на вступительных экзаменах, не раз высказывал сомнения относительно такой формы проверки знаний абитуриентов.

«При тестировании мы не видим человека, не видим полета мысли, его рассуждений, — говорил Лукашенко в июне этого года, общаясь в Гомеле с работниками кондитерской фабрики «Спартак». — Думаю, нам не надо сейчас ни от чего отказываться. Мы придем к нормальному процессу. Если мы убедимся, что тестирование — это не то, оно мгновенно будет отменено».

Отменить ЦТ действительно можно мгновенно — достаточно подписать соответствующий документ. Правила приема в вузы утверждаются указом президента.

Отметим, что и сейчас в некоторых вузах абитуриентам приходится сдавать не только сертификаты ЦТ, но также экзамены или другие определенные администрацией вуза испытания. Особенно это касается творческих вузов.

 

Какие изменения ждут ЦТ?

Чиновники, подводя итоги прошлой вступительной кампании, сообщали, что, если правила будут изменены, в следующем году абитуриенты при поступлении в вузы получат возможность сдавать четыре теста вместо трех.

Заместитель премьер-министра, председатель государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в 2016 году Наталья Кочанова отмечала, что такая мера позволит абитуриенту «проще сориентироваться» и претендовать на большее количество специальностей.

Изменится еще одно правило — сертификаты тестирования будут действовать два года, а не один, как теперь.

Последуют ли и как скоро изменения в правила поступления согласно последним рекомендациям президента, станет известно, скорее всего, когда эти изменения уже будут приняты.

Министерство образования работает над совершенствованием системы вступительных испытаний при поступлении в вузы, в настоящее время проходит обсуждение системы ЦТ, отметил в комментарии для Naviny.by директор Республиканского института контроля знаний (РИКЗ) Николай Феськов.

Он подчеркнул, что изменения в системе ЦТ обсуждаются специалистами, и процесс принятия решений быстрым не будет.

В защиту системы централизованного тестирования Николай Феськов сказал, что она создает условия, при которых при поступлении в вузы отсутствует коррупция.

«В течение последних 15 лет не помню ни одного случая коррупции, связанного с ЦТ», — подчеркнул директор РИКЗ.

 

Проблема образования не сводится к проблеме системы ЦТ

Централизованное тестирование проверяет только уровень знаний абитуриента, с помощью тестов невозможно оценить творческие способности или уровень навыков, важных для соискателей той либо иной профессии. Это можно расценить как минус системы. Однако большой плюс в том, что ЦТ минимизировало человеческий фактор в оценке знаний и позволяет объективно сравнить уровень подготовки абитуриентов.

ЦТ может быть инструментов оценки качества образования, но не инструментов влияния на него. Поэтому когда ответственные чиновники в системе ЦТ начинают искать пути решения проблем качества образования, это свидетельствует о нежелании государства встать на путь давно назревших трансформаций в отечественном образовании.

Еще одно свидетельство — торможение процесса выполнения дорожной карты по присоединению Беларуси к Болонскому процессу. Частью единого европейского образовательного пространства наша страна стала фактически авансом, взяв на себя обязательства выполнить необходимые условия постфактум. Но делать это не торопится. И глава государства — один из тех, кто своими заявлениями притормаживает процесс.

«Спрашиваю: для чего нам это нужно? Получим диплом, по всему миру будем ездить. Слушайте, а вам это надо? Вы что, хотите своих специалистов запустить туда, за Великобританию и дальше? Так они и так имеют возможность выехать, мозговитые. А других не возьмут», — заявил Лукашенко на встрече с депутатами.

Попробуем ответить, для чего нам это нужно. Дорожная карта вступления в Болонский процесс является своего рода планом модернизации белорусского образования. Эта модернизация необходима не европейским чиновникам, а Беларуси для повышения конкурентоспособности системы образования. Ведь модернизация высшего образования и улучшение качества обучения в школе — это залог экономического процветания страны.

Что касается утечки умов, на проблему которой намекает президент, то сводить к ней Болонский процесс — значит подменять понятия.

«Интернационализация в сфере образованияэто новый опыт, новые знания. Многие люди, которые отучились за рубежом, впоследствии вернулись домой, стали руководителями разного уровня, основали свой бизнес. Угроза, что кто-то останется жить за рубежом, есть. Но надо быть более щедрыми и ждать, что они вернутся», — отмечал эксперт в сфере образования, президент Обсерватории академического рейтинга и качества (IREG) Ян Садлак (Франция) на прошедшей в сентябре в Минске международной научно-практической конференции.

По данным Садлака, в настоящее время в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, 35 стран, на которые приходится 60% мирового ВВП) около 7 млн студентов учатся по различным программам за рубежом, а к 2020 году их будет порядка 17 млн. В странах Болонского процесса обучение и стажировки за границей являются дополнением к общему портфелю квалификаций.

Кроме того, чтобы молодежь не уезжала учиться и жить в другие страны, надо в своей создавать достойные условия для жизни, работы и учебы, потому что одной стабильностью и чистыми улицами (что тоже, кстати, мифы) сыт не будешь.