Беларусь заключила с Эмиратами новый «контракт века»

Власти ОАЭ решили без тендера отдать новый заказ на танковозы минскому заводу, зарекомендовавшему себя надежным партнером.

Минский завод колесных тягачей поставит в Объединенные Арабские Эмираты партию новейших высокопроходимых автомобилей.

Об этом сообщил представителям СМИ посол Беларуси в ОАЭ и Катаре по совместительству Роман Головченко, комментируя итоги переговоров Александра Лукашенко и наследного принца Абу-Даби, заместителя верховного главнокомандующего вооруженными силами ОАЭ шейха Мухаммеда бен Заида аль-Нахайяна.

По словам дипломата, реализацию контракта планируется начать в следующем году. Сейчас техника МЗКТ проходит последние испытания на территории ОАЭ. Головченко отметил, что это не первый контракт по продаже ОАЭ белорусской специальной техники.

При этом белорусы не просто поставляют партнерам оборудование, а оказывают целый комплекс сопутствующих услуг: сервис, обслуживание, обучение. Поставленные ранее машины успешно эксплуатируются, заработав положительный имидж и репутацию. Эмиратская сторона признала преимущество нашей техники перед продукцией конкурентов, подчеркнул посол.

Как полагают эксперты, предметом нового соглашения является автопоезд МЗКТ-741351+999421+83721, который по своему основному назначению является танковозом и специально спроектирован для нужд вооруженных сил ОАЭ.

Он может перевозить до трех гусеничных и колесных боевых машин или 20/40-футовых контейнеров общим весом до 140 т. Оснащен бортовой информационно-управляющей системой, системой контроля давления и центральной системой подкачки шин. Полная масса автопоезда достигает 210 т.

При этом седельный тягач МЗКТ-741351 (колесная формула 8x8) оснащен двигателем CAT С18 (V6) с турбонаддувом и промежуточным охлаждением мощностью 597 кВт (812 л.с.), коробкой передач Allison с электронным управлением. Тягач укомплектован двойной гидравлической барабанной лебедкой собственной разработки с тяговым усилием по 25 т на барабан.

Для обеспечения высокой проходимости и управляемости на автопоезде использована полностью независимая подвеска. Чтобы облегчить обслуживание, на машине установили автоматическую систему смазки, есть также автоматическая система пожаротушения.

Стальная модульная кабина тягача подрессорена и выполнена в стиле нового фирменного дизайна. В ней можно достаточно комфортно разместить до 8 человек (например, членов экипажей перевозимой боевой техники).

Полуприцеп МЗКТ-999421 и прицеп МЗКТ-83721 оснащены выдвижной грузовой платформой, ширина которой регулируется от 3,65 м до 4,65 м. Для увеличения проходимости на полуприцепе МЗКТ-999421 по заказу может быть смонтирован гидравлический привод колес. Специальное решение позволяет технике заезжать на полуприцеп транзитом через прицеп, не разъединяя сцепки, что дает экономию усилий и времени при погрузке техники. Перевозимую на полуприцепе/прицепе технику можно укрыть тентом.

Минский завод колесных тягачей, действительно, имеет положительный (хотя и достаточно необычный) опыт сотрудничества с партнерами из ОАЭ.

Первой ласточкой в 1997 году стал частный заказ одного из шейхов, который со свойственным Востоку размахом пожелал заиметь передвижные апартаменты. Для их размещения приспособили два специальных колесных шасси МЗКТ-79097-30 (одна машина для шейха, другая — для его гарема). Третья машина, тоже на шасси МЗКТ, несла хозяйственный блок, который помимо всего прочего вмещал большой запас столь необходимой в пустыне воды. Неординарный контракт был выполнен в срок и с высоким качеством. Что, несомненно, повлияло на дальнейший ход событий.

В 1998 году армия Эмиратов объявила международный конкурс на создание тягачей-танковозов, способных в условиях пустыни перевозить бронетехнику общим весом до 130 т.

Минский завод разработал по этому случаю тягач МЗКТ-74135 совершенно новой на тот момент для предприятия капотной конструкции. Который, тем не менее, состоял в основном из хорошо освоенных в производстве узлов и агрегатов. В составе двухзвенного автопоезда тягач обеспечивал возможность перевозки по песку танка массой 70 т или двух БМП, а по хорошим дорогам в составе трехзвенного автопоезда — двух танков или трех БМП.

К началу тендера МЗКТ не успевал изготовить собственный полуприцеп, поэтому пришлось воспользоваться аналогом французской фирмы Lohr. На первом этапе испытаний МЗКТ-74135 пришлось вступить в борьбу с такими лидерами мирового автопрома в этом классе, как Tatra, Kynos, MAN, Mercedes-Benz и Oshkosh. Тягач МЗКТ с честью выдержал испытание, но заказчика не удовлетворили характеристики трейлера Lohr.

МЗКТ-74135

Второй этап тендера проходил в 2000 году, когда МЗКТ-74135 был оснащен уже полуприцепом белорусского производства. На этот раз с белорусами соревновались Tatra, Titan и Liebherr. Продукция МЗКТ показала себя с наилучшей стороны. Однако и на этот раз извлечь коммерческой выгоды не удалось: на Востоке большие дела быстро не делаются.

Наконец в 2004 году, после неоднократной успешной демонстрации машины на выставках IDEX, история с арабским танковозом получила продолжение. Был изготовлен второй экземпляр тягача с индексом 74135. Причем машину серьезно переработали. Установили вместо дизеля Deutz 22-литровый двигатель Mercedes-Benz OM 444LA, так как Deutz к тому времени перестал выпускать моторы нужной мощности. С новым двигателем была агрегатирована автоматическая трансмиссия Allison M6610AR.

Коренным образом была изменена и внешность машины. Если первый образец имел брутальные рубленые формы, то контуры тягача образца 2004 года приобрели гораздо более плавные обводы. Каждый тягач комплектовался двумя трейлерами. Поэтому полный индекс автопоезда выглядел следующим образом: МЗКТ-74135+99942+83721. А его предназначение состояло в том, чтобы перевозить два танка AMX-56 Leclerc, либо три БМП-3 армии ОАЭ, либо две БМП и один танк.

Автопоезд МЗКТ-74135 99942 83721

В 2004 году одновременно с супертанковозом была построена еще одна интересная спецмашина для армии ОАЭ — тяжелый эвакуатор EH/TC 53000 на шасси МЗКТ-790986. Партнером МЗКТ по созданию тяжелого эвакуатора выступила австрийская фирма EMPL Fahrzeugwerk GmbH. Эвакуаторное оборудование позволяло буксировать все типы колесных транспортных средств полной массой до 47 т, состоящие на вооружении армии ОАЭ.

Эвакуатор EH/TC 53000 на шасси МЗКТ-790986

Тогда же был изготовлен первый экземпляр шестиосного транспортера МЗКТ-79086 с двигателем Deutz BF TCD 2015V8 мощностью 720 л.с., предназначенного для перевозки тяжелого гусеничного бульдозера Caterpillar D9R. Полная масса транспортера МЗКТ-79086 составляла 95 т. Второй экземпляр был изготовлен в 2009 году.

Такая машина потребовалась арабским шейхам (как это ни покажется странным) для соколиной охоты. Вернее, для подготовки среди барханов площадок под установку шатров. Комфорт прежде всего. Однако, как представляется, такие экзотические заказы имели еще одну, более важную задачу: проверку конструкторского и технологического потенциала МЗКТ. А также — прославленного белорусского терпения.

И в марте 2007 года лед тронулся, когда после официального визита Лукашенко в ОАЭ был заключен контракт на поставку 200 танковозов МЗКТ-74135+99942+83721 стоимостью порядка 1,4 млн долларов каждый. И за несколько лет все машины аккуратно ушли шейхам.

Танковоз МЗКТ-74135 99942 83721. Фото volatdefence.com

Отсюда понятно желание руководства Беларуси повторить успех этого «контракта века», тем более что предоставляется удобный случай продать более технически совершенную (и, видимо, более дорогую) модель автопоезда.

На Ближнем Востоке белорусские власти надеются найти платежеспособных и стабильных покупателей военной продукции. Со своей стороны, власти ОАЭ на этот раз решили без тендера отдать новый заказ на танковозы минскому заводу, зарекомендовавшему себя надежным партнером.


  • хорошая новость .
  • Мы в своих представлениях о мощи наземных войск где-то завязли в визуальных картинах, невольно оставшихся в памяти о Второй мировой. Броня, мощь, могучие колёса, ревущие моторы, сверкающие траки гусениц. Пехота противника пугается и бежит россыпью... ... Мне как-то больше представляются картинки современного боя. Звено истребителей, выпущенный набор ракет и ... и вся крутая механизированная колонна, которая замечательно ревела двигателями на параде, за десяток секунд превращается в металлолом. Нравится мне это или нет, - но на сегодняшний день это именно так. Инерция человеческого сознания пока ещё не в состоянии "переварить" все возможности уничтожения, созданные XXI веком. Хорошо, я мастер рукопашного боя, штыковая атака - моя родная стихия, но меня к ней не допустят. Тупо и просто; Трах-бабах - и не на кого идти со штыком наперевес. Остаётся только отложить штык в сторону, становиться медбратом и собирать на носилки редких выживших. Неважно - из чьего лагеря. И это ещё - не ядерная война. Там - однозначный п..дец всем... Правым и виноватым. И чего мы так любим войну и её средства?
  • Что это за двигатели САТ? Вроде они амкриканские, фирмы Caterpillar?
  • Беглый обзор вывел меня на это: Caterpillar Inc. (Кэйтерпиллер) (NYSE: CAT) — одна из ведущих корпораций по производству крупнейшей спецтехники в мире. Выпускает землеройно-транспортную технику, строительное оборудование, дизельные двигатели, энергетические установки (работающие на природном и попутном газах) и другие продукты, а также обувь. С недавнего времени также и защищённые мобильные телефоны и смартфоны. В составе более 480 подразделений, расположенных в 50 странах мира на пяти континентах. В России имеет свой завод в Ленинградской области, в городе Тосно (с 2000 года). Штаб-квартира располагается в Соединённых Штатах. Подходит?
  • Можно, я незлобно, но огрызнусь? Солдат идёт в бой, с криком "Ура", вдохновлённый некой сверхценной идеей. Укажите мне идею, ради которой стоит "пасть смертью храбрых" на поле боя. Мной она не увидена и в микроскоп не рассмотрена. Её попросту нет, похоже. Если я ошибаюсь, - так укажите мне её.
  • хорошая новость
  • Молодцы.Так держать!
  • Можно, я незлобно, но огрызнусь? Солдат идёт в бой, с криком "Ура", вдохновлённый некой сверхценной идеей. Укажите мне идею, ради которой стоит "пасть смертью храбрых" на поле боя. Мной она не увидена и в микроскоп не рассмотрена. Её попросту нет, похоже. Если я ошибаюсь, - так укажите мне её.
  • Хорошо. Оставляю рычаги управления тем, кто хочет жать на педали и двигать штурвалы колёсной тяги. Они - левый и правый. На здоровье!
  • Интересно было бы узнать стоимость зарубежных аналогов нашей техники и во, что Беларуси обошёлся "пряник" позволивший заключить такой крупный контракт без тендера, об этом электорат никогда не узнает.