«Отберем детей, не продлим контракт». Как дискриминируют женщин в Беларуси

«Нередко женщины, столкнувшиеся с домашним насилием, обращаются в милицию, но там не реагируют, дают какие-то отписки…»

Женщины в Беларуси сталкиваются с гендерной дискриминацией постоянно. Не все, правда, это осознают, и еще меньше женщин готовы бороться за свои права, особенно если дело касается работы.

Фото носит иллюстративный характер

 

С какими именно проблемами сталкиваются белоруски по причине своего пола, рассказали представительницы организации «Центр по продвижению прав женщин — Ее права».

С июня 2016 года организация администрирует информационно-правовую линию для женщин, столкнувшихся с дискриминацией и нарушением прав. За полгода на линию обратились 72 женщины, преимущественно в возрасте 18-40 лет.

По словам руководительницы центра Александры Дикан, две трети обращений поступают из Минска и Минской области.

«Положение женщин в Беларуси не очень хорошо изучено. Например, мы не знаем, с каким нарушением прав сталкиваются женщины в регионах, маленьких деревеньках. Линия помогает узнать, что происходит с женщинами, и планировать адвокационные мероприятия», — отметила она.

По словам Дикан, в основном женщины обращаются с целым комплексом проблем, и разбираться в них приходится долго.

 

Семья, развод, раздел имущества

Почти половина женщин обращалась на линию с семейно-бытовыми вопросами — по выплате алиментов (32%), разделу имущества (30%), брачно-разводным процессам (19%), проблемам домашнего насилия (16%).

Отдельную категорию проблем создают арендное, социальное жилье, квартиры, построенные по льготным кредитам, поскольку даже после развода женщинам приходится жить на одной территории с бывшими мужьями, в том числе с мужьями-агрессорами.

«Здесь есть ограничения по обмену, разделу, купле-продаже. Если бракоразводный процесс состоялся, а у женщины в семье есть ситуация домашнего насилия в отношении нее и детей, она остается в ловушке. Арендное и социальное жилье нельзя разделить или обменять, и исключительных случаев нет. В ситуации с льготным кредитом он должен быть выплачен, более того, необходимо чтобы прошло энное количество лет, чтобы данную квартиру можно было продать», — рассказывает юрист центра Лилия Волина.

Решение жилищных вопросов, порядка общения с бывшим супругом, по ее словам, нередко сопровождается запугиванием, психологическим насилием со стороны бывшего супруга, в том числе в отношении ребенка, который подвергается манипуляциям.

 

СОП и риск потерять детей

13% обращений поступило на линию относительно социальной сферы — выплаты пособий, назначения льгот, постановки семьи в социально-опасное положение и отобрания детей.

В частности, женщины сталкиваются с неправомерным отобранием детей или постановкой их на учет как находящихся в социально опасном положении. Нередко эти ситуации сопряжены с домашним насилием.

«В таких ситуациях женщина обращается в милицию, но милиция (и у нас неоднократно были такие случаи) не реагирует, дает какие-то отписки, не рассматривает дело как следует. Если есть решение суда или она обратилась в милицию, вся эта информация автоматически идет в управление образования. Соответственно, эту семью, как правило, ставят на учет как находящуюся в социально опасном положении. В таких ситуациях женщин иногда запугивают: если будешь еще обращаться в милицию, мы заберем детей. И опять она попадает в ловушку», — рассказывает Лилия Волина.

 

Дискриминация на работе

Ущемление прав женщин в трудовой сфере составило 7% обращений на инфолинию.

Часто этот вид дискриминации связан с предполагаемой или уже свершившейся беременностью женщины, в том числе и на стадии приема на работу. Вопросы о том, замужем ли женщина и планирует ли заводить детей, на собеседовании незаконны, но поскольку это происходит в устном разговоре, доказать факт дискриминации сложно.

Распространенной является ситуация, когда женщине после выхода из декретного отпуска предлагают неофициально поработать на неполную ставку, хотя официально, по трудовому контракту, она работает на прежних условиях, чего и требует законодательство. Когда женщина изъявляет желание работать полноценно, ей предлагают подписать допсоглашение и официально перевестись, например, на полставки.

«Как правило, они подписывают допсоглашение, так как не знают, что его можно не подписать», — поясняет юрист.

Добровольное медицинское страхование, которое многие компании предлагают своим сотрудникам, тоже может стать полем для дискриминации. В частности, в организацию обратилась женщина и рассказала, что компания, в которой она работает, в этом году отказалась оплачивать страховку женщинам, находящимся в декретном отпуске, хотя раньше такая практика была.

«Мы добились того, чтобы работодатель вернуть практику страхования всех сотрудников», — рассказала Лилия Волина.

По ее словам, многие трудовые споры часто остаются внутри организаций. В первую очередь это связано с контрактной системой, поскольку отстаивание своих прав, обращение в государственные органы может привести к тому, что работодатель просто не заключит с этой женщиной новый контакт.

«Рамки контрактной системы поставили женщин в еще более уязвимое положение. О борьбе с сексуальными домогательствами вообще не может идти речи — женщины просто их терпят. Когда я рассказываю всю процедуру, каким образом женщине нужно выходить из этой ситуации, она решает для себя, что не будет продолжать эту процедуру, потому что с ней просто не продлят контракт», — рассказала Волина.

Кроме того, существует проблема правовой неграмотности женщин, поскольку большинства ситуаций, по словам юриста, можно избежать или минимизировать их последствия.

Женщины, работающие по договору подряда, находятся в еще более тяжелой ситуации, поскольку на них не распространяются нормы Трудового кодекса, отметила Лилия Волина.

В уязвимое положение попадают женщины и при выходе на пенсию, особенно воспитавшие троих-четверых детей или ухаживавшие за людьми с инвалидностью или престарелыми родителями. Период декретного отпуска и ухода за людьми с инвалидностью не включается в страховой стаж, и при достижении пенсионного возраста у таких женщин часто не хватает стажа для назначения ей пенсии по возрасту.

«К нам обратилась женщина, ей 55 лет, она хотела оформить пенсию по возрасту, но у нее не хватило страхового стажа — на сегодня это 15 лет и 6 месяцев. Ей сказали идти дорабатывать стаж или ждать социальную пенсию, которая выплачивается по достижении 60 лет. Она трижды была в декретном отпуске и в течение последних 8 лет ухаживала за лежачей мамой. Она не может выйти на работу, чтобы доработать стаж, и не может не ухаживать за мамой. Пособие по уходу, которое она получала, автоматически снимается, потому что женщина достигла нетрудоспособного возраста», — рассказала юрист.

 

5 советов женщинам по защите своих прав

Почти пятая часть обратившихся на линию женщин жаловалась на дискриминацию в других сферах — в здравоохранении, образовании, на сексизм в СМИ, рекламе, неправомерные действия сотрудников милиции.

5% обращений связано с приватной сферой — угрозами, преследованием, домогательствами, физическим насилием, но со стороны незнакомых людей.

Сотрудницы центра по продвижению прав женщин дают несколько рекомендаций, которые помогут избежать проблемных ситуаций:

  1. Если вы чувствуете несправедливость, даже если не уверены в наличии дискриминации, лучше говорить об этом, искать возможности решить проблему;
  2. Если начали добиваться соблюдения своих прав, необходимо вести только письменную переписку, поскольку устное общение может затянуться на годы;
  3. Читайте все документы, которые вы подписываете — трудовые, брачные договоры, соглашения и т.п.;
  4. При расторжении трудового договора требуйте, чтобы работодатель обосновал такое решение;
  5. В конфликтных ситуациях обращайтесь в общественные организации.

 

Информационно-правовая линия для женщин, столкнувшихся с дискриминацией и нарушением прав, работает с 9:00 до 17:00 часов с понедельника по четверг.

Обратиться за помощью можно по телефонам +375 (17) 327-77-27, +375 (29) 635-56-62, +375 (33) 675-56-62, по электронной почте , а также через группы в Facebook и VKontakte.