Рецессия в Беларуси грозит перейти в депрессию

Продолжительное нахождение экономики в рецессии негативно сказывается и на «здоровых» предприятиях.

Рецессия в Беларуси в большей мере становится структурной, приобретая черты «порочного круга». Об этом говорится в квартальном обзоре белорусской экономики, подготовленном Белорусским экономическим исследовательско-образовательным центром (BEROC).

Иллюстрация pixabay.com

Как отмечают эксперты, в третьем квартале динамика экономического роста после некоторого улучшения в конце прошлого года и первом квартале этого года вновь ухудшилась. Одним из популярных объяснений этого стало сокращение объемов переработки российской нефти.

«1,6 млн тонн [нефти] мы недополучили в третьем квартале [от российской стороны]. Как по цепочке, сократились объемы промышленного производства и объемы, прежде всего, оптовой торговли. Это уменьшило наш ВВП на 0,3%», — говорил на этот счет в сентябре этого года премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков.

Однако, считают эксперты BEROC, все больше индикаторов указывают на то, что ухудшение динамики выпуска в третьем квартале носило структурный характер, а роль объемов нефтепереработки не была определяющей. В качестве примера структурных факторов рецессии экономисты приводят воздействие плохих долгов на деятельность нефинансовых предприятий.

«Все большее количество предприятий (особенно с государственной собственностью), вынуждены признавать, что имеющаяся проблемная задолженность — это не конъюнктурное ухудшение их финансового состояния, а свидетельство несостоятельности их бизнес-модели в новых условиях (усилившейся конкуренции, ограничения господдержки) и/или вследствие излишнего объема приобретенных основных средств», — говорится в обзоре.

Следствием этого, считают эксперты, становится не просто временный отказ от инвестиций/производства, а коренной пересмотр всей бизнес-модели, вплоть до сворачивания соответствующего производства.

«Если такого рода сигналы являются верными, то концепция «быстрого управляемого очищающего спада», которая де-факто была принята на вооружения экономическими властями, терпит фиаско», — полагаю в BEROC.

По их мнению, это означает, что с большой вероятностью рецессия продолжится и в 2017 году, в то время как официально в 2017 году прогнозируется рост ВВП на 1,7%.

«Более того, чтобы понимать насколько глубокой и продолжительной может оказаться такого рода структурная рецессия, необходим анализ данных не только на макро-, но и на микроуровнях. Другими словами, сегодня достаточно сложно сказать, какая часть белорусских нефинансовых предприятий является «здоровой», то есть может быть конкурентоспособной в новых экономических реалиях», — отмечают эксперты.

По их словам, продолжительное нахождение экономики в рецессии негативно сказывается и на «здоровых» предприятиях, ухудшая их возможность обслуживать свои долги.

«Это порождает опасность и новой волны циклического спада через формирование порочного круга «рецессия — долговой кризис», — подчеркивают в BEROC.

 

  


  • Так оно и есть. Идет торможение экономики. Оборотка падает. Каждый спасается как может. Проблема только в том, что основные предприятия в РБ - госпредприятия. Им очень сложно перестроиться.
  • Нате вам, в приложение к экономической теме. Мне особенно картинка импонирует: www.charter97.org/ru/news/2016/12/4/233221/