Андрей Курейчик. ПИСЬМА МИНСКОМУ ДРУГУ. О новогоднем выборе

Андрей КУРЕЙЧИК

Андрей КУРЕЙЧИК

Драматург, театральный критик, киносценарист, режиссер. По образованию — юрист. Режиссерскую стажировку проходил во МХАТе имени Чехова под руководством народного артиста СССР Олега Табакова. Один из создателей ток-шоу «Выбор» на телеканале ОНТ. Основал Международный фестиваль современного театра «Открытый формат». Его пьесы неоднократно становились победителями белорусских и международных конкурсов и фестивалей. 

Уважаемый Владимир Петрович,

не писал Вам очень давно, не было особых поводов. Мне казалось, что давным-давно в белорусском кино и в культуре в целом не было событий, достойных Вашего, да и моего внимания.

Ну, приняли какой-то странный закон «о тунеядстве», который фактически приравнял людей искусства, не состоящих в творческих союзах, к асоциальным элементам общества, и Кодекс о культуре — много страниц ни о чем при фактическом уменьшении финансирования белорусского искусства. И это в Год культуры. Но разве об этом можно сказать что-то толковое?

И только заслуженное вручение Вам (ну, и Алексею Ануфриевичу Дудареву) Национальной театральной премии вырвало меня из зоны молчания. Поздравляю Вас. Поздравляю Алексея Ануфриевича. Кому, как не вам. Кому, как не ему. Зная, насколько и вы, и он любите разного рода награды, титулы и поощрения. Все-таки вы, двадцать лет управляя белорусской культурой и став настоящей легендой, заслужили и не такое…

В болотистом мареве нашего культурного существования все труднее разглядеть конкретику отечественного киноландшафта. Последними громкими проектами в отечественном прокате были бессмысленный пропагандистский «Авель» и андеграундный шабановский «ГараШ».

За весь год государство сдюжило незаметно выпустить в широкий прокат только патриотическую «Государственную границу», и больше от «Беларусьфильма» вестей нет. Ушел в тень. Полумертвый концерн живет своей, никем не познанной внутренней жизнью.

Снял сериал «Автошкола», говорят, очень задорого (чуть ли не за 120 тысяч одна серия) — никто не видел. Кино про героических монтажников-высотников — ищи-свищи ветра в поле. Поругался-помирился с режиссером Андреем Голубевым за его сценарий ради громкой фамилии Кончаловского — но Кончаловский так и не приехал, а фамилию того, кто в итоге снял картину, знают еще меньше, чем того же Голубева. И к чему был весь этот «финт ушами» — никто не понял. Ждем и этого шедевра.

Детский фильм про «Арбузика и Бебешку», снятый более чем на миллион долларов государственных средств, не выпускают на экраны, фактически доведя до банкротства компанию-производителя. Противостояние продюсера Александра Левенчука и Министерства культуры давно обрело абсурдно-комические формы и стало сериалом в сто раз интереснее, чем собственно телесаги «Беларусьфильма».

Если бы не настырные независимые кинематографисты (Влада Сенькова, Евгений Куренчанин, Виктор Красовский да Андрей Кудиненко, который упорно мутит свой бесконечный фестивальный эпос — «Хронотопь»), было бы полное ощущение паралича белорусского полнометражного кино.

Даже президент не выдержал, посмотрев какое-то на редкость идиотское ток-шоу о белорусском кинематографе, и высказался, как он любит — прямо:

«Случайно нарвался на ток-шоу о кино. Просто стыдно было слушать. И я однажды предложил: положите мне на стол сценарий нормального глубокого идейного фильма. Или легкого, простого, но интересного для народа. И что вы думаете, принесли и положили? Нет!»

Стыд — правильное чувство в этой ситуации, Владимир Петрович. И у него. И у участников программы. И у нас всех.

К сожалению, глубокого идейного фильма мы предложить не можем — ну, нет у нас идей на тему судеб белорусского народа. Нет идей ни про авелитов, ни про каинитов, ни про Депардье, ни про героев села и ударников промышленности.

А вот сценарий легкого, простого, интересного для народа фильма мы написали. И даже сняли. И даже ни копейки государственных денег на это не попросили (пусть все идет родному киноконцерну, ему нужнее). Спасибо хорошему банку и прекрасным брендам. Сняли настоящую народную белорусскую комедию. Назвали ее идейно — «PARTY-ZAN ФИЛЬМ». Вот трейлер.

 

 

Просто веселая национальная комедия. Молодые, незаезженные лица. Белорусские актеры, ни одного иностранца. Узнаваемые герои: бизнесмен, программист, студентка… Минск, Брест, белорусские дороги и поля. Отличная, исключительно белорусская музыка в саундтреке. Позитив и ирония. Всё, как заказывали.

Впервые за историю нашей независимости белорусский фильм поборется за долю в новогоднем прокате. А у белорусского зрителя появится нормальный выбор на Новый год между очередными пафосными «ёлками-богатырями-викингами» и своим кино — «PARTY-ZAN ФИЛЬМОМ».

Такого выбора у него не было никогда. Потому что белорусский зритель никогда официозных белорусских кинематографистов не интересовал — всегда работали на Россию или на чиновников, а Беларусь рассматривалась как «дополнительная территория», «не пришей кобыле хвост», ни денег, ни счастья. Собственно, над этим и иронизирует (а иногда и жестко стебется) наша комедия. Над тем, как мы сами превратили нашу страну в глобальный «партизан фильм» для россиян, а белорусов — в «белорусиков» и «бульбашей» для «старших братьев». А при этом мы можем снимать очень круто. Достаточно просто поверить в свои силы.

«БезБуслоў артс» — маленькое творческое объединение, но с понятной философией: мы делаем прокатное зрительское кино о белорусах, для белорусов и силами исключительно белорусской команды.

Мы начинали с многострадального проекта «Выше неба», затем был экспериментальный, но очень успешный «ГараШ» (все-таки это пока единственный белорусский фильм, который окупил себя в нашем прокате), теперь провокационный «PARTY-ZAN ФИЛЬМ». Мы — единственная отечественная кинокомпания, которая ставит своей целью отвоевать у иностранцев долю в белорусском прокате, победить мейджеров тут, на своем национальном рынке. Победить честно — не административным ресурсом, не запретами и указивками, не идеологическими мантрами, а качеством кино и креативной рекламой.

Идеалисты — скажете вы. Гораздо лучше сидеть под государственным крылом, изображать видимость работы и регулярно получать премии да звания. Я понимаю. Но мы так не можем. Совесть не позволяет.

Мы приглашаем Вас 29 декабря на премьеру апофеоза нашего идеализма — безумной белорусской комедии «PARTY-ZAN ФИЛЬМ». Приглашаем в белорусские кинотеатры — то есть туда, где и должно быть белорусское кино. Как в коммерческие, так и государственные. Как в Минске, так и в регионах. Потому что хватит партизанить, пора белорусскому кино выбираться из «дрыгвы» и «лесов» и возвращаться туда, где оно должно быть — на большие прокатные экраны.

Я убежден, что любой нормальный белорусский зритель, выбирая, смеяться над чужим или над своим, выберет постебаться над отечественной реальностью. Не так часто это нам предлагают.

Вы придете на «PARTY-ZAN ФИЛЬМ», Владимир Петрович?

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

 

 


  • Законы дынамікі мастацтва жорстка зменлівыя у залежнасці ад сучаснага атачэння і асяроддзя. Кліп "Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой" меў найвышэйшы попыт ледзь не адразу пасля выступу Молатава ў 12 гадзін дня 1941-га года, але не надта страшна для яго аўтараў, што кліп спазніўся на некалькі дзён. Фільм жа "А сыновья уходят в бой" быў зроблены недапушчальна спрытна для свайго мірнага часу. Гвалтам, у штурмаўшчыне, як я зараз. І для надта шырокага кола гледачоў: https://www.youtube.com/watch?v=kMm3GPcUtco А вось закон статыкі мастацтва амаль вечны. Гэта сума лагарыфмаў інфармацыі аб сучасным асобы аўтара, і інфармацыі аб тым, што ён мог і не ведаць, як спецыяліст, але пазнаў аб гэтым дасканала, як аб адзіным сваім сябры, ужо амаль загінулым, як цяпер беларуская мова: https://www.youtube.com/watch?v=UPXBcb3thEw Беларускамоўным павінен быў быць фільм "А сыновья уходят в бой". Толькі беларускамоўным. І гэтую памылку трэба выпраўляць хоць цяпер перакладамі. Як і "Зімародак", як і "Полымя", каб за гэта людзі грошы плацілі. Грошы даюць толькі тым, каму вераць, а веру трэба падцьвярджаць, кожны раз па-новаму. "Старыя песьні аб галоўным", так бы мовіць, Уладзімір Пятровіч.
  • Законы дынамікі мастацтва жорстка зменлівыя у залежнасці ад сучаснага атачэння і асяроддзя. Кліп "Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой" меў найвышэйшы попыт ледзь не адразу пасля выступу Молатава ў 12 гадзін дня 1941-га года, але не надта страшна для яго аўтараў, што кліп спазніўся на некалькі дзён. Фільм жа "А сыновья уходят в бой" быў зроблены недапушчальна спрытна для свайго мірнага часу. Гвалтам, у штурмаўшчыне, як я зараз. І для надта шырокага кола гледачоў: https://www.youtube.com/watch?v=kMm3GPcUtco А вось закон статыкі мастацтва амаль вечны. Гэта сума лагарыфмаў інфармацыі аб сучасным асобы аўтара, і інфармацыі аб тым, што ён мог і не ведаць, як спецыяліст, але пазнаў аб гэтым дасканала, як аб адзіным сваім сябры, ужо амаль загінулым, як цяпер беларуская мова: https://www.youtube.com/watch?v=UPXBcb3thEw Беларускамоўным павінен быў быць фільм "А сыновья уходят в бой". Толькі беларускамоўным. І гэтую памылку трэба выпраўляць хоць цяпер перакладамі. Як і "Зімародак", як і "Полымя", каб за гэта людзі грошы плацілі. Грошы даюць толькі тым, каму вераць, а веру трэба падцьвярджаць, кожны раз па-новаму. "Старыя песьні аб галоўным", так бы мовіць, Уладзімір Пятровіч.
  • Курэйчык гэта. Сам сабе чувак піша. Не гадуючы паплечнікаў, не набываючы крытычную масу з плюсам. У ранейшым савецкім стылі рэжысёра адзіночкі Турава. Самі туры ў Беларусі даўнавата павыміралі. Былі ў нас на Беларусі такія істоты з рагамі вострымі. З таго павыміралі, што ў іх рэгулярныя чэмпіянаты ператварыліся ў рэгулярныя экзаманы, Уяўляеце сабе футбольны чампіянат Гішпаніі з 36 матчаў паміж Рэалам і Барселонай? Сташніць любога футбольнага фаната, як мяне ад шлемы зусім нядаўна тутака. Люстэрка ў ім убачыў, але вось вымушаны працягваць плэй-офф і з ім, крамя таго, што тлумачу хто такі Уладзімір Пятровіч нейкаму невядомаму мне зусім анту666.) Звышканкурэнцыя гэта глеба наступнай пустыні, грамадзянін РБ.
  • Курэйчык гэта. Сам сабе чувак піша. Не гадуючы паплечнікаў, не набываючы крытычную масу з плюсам. У ранейшым савецкім стылі рэжысёра адзіночкі Турава. Самі туры ў Беларусі даўнавата павыміралі. Былі ў нас на Беларусі такія істоты з рагамі вострымі. З таго павыміралі, што ў іх рэгулярныя чэмпіянаты ператварыліся ў рэгулярныя экзаманы, Уяўляеце сабе футбольны чампіянат Гішпаніі з 36 матчаў паміж Рэалам і Барселонай? Сташніць любога футбольнага фаната, як мяне ад шлемы зусім нядаўна тутака. Люстэрка ў ім убачыў, але вось вымушаны працягваць плэй-офф і з ім, крамя таго, што тлумачу хто такі Уладзімір Пятровіч нейкаму невядомаму мне зусім анту666.) Звышканкурэнцыя гэта глеба наступнай пустыні, грамадзянін РБ.
  • Курэйчык гэта. Сам сабе чувак піша. Не гадуючы паплечнікаў, не набываючы крытычную масу з плюсам. У ранейшым савецкім стылі рэжысёра адзіночкі Турава. Самі туры ў Беларусі даўнавата павыміралі. Былі ў нас на Беларусі такія істоты з рагамі вострымі. З таго павыміралі, што ў іх рэгулярныя чэмпіянаты ператварыліся ў рэгулярныя экзаманы, Уяўляеце сабе футбольны чампіянат Гішпаніі з 36 матчаў паміж Рэалам і Барселонай? Сташніць любога футбольнага фаната, як мяне ад шлемы зусім нядаўна тутака. Люстэрка ў ім убачыў, але вось вымушаны працягваць плэй-офф і з ім, крамя таго, што тлумачу хто такі Уладзімір Пятровіч нейкаму невядомаму мне зусім анту666.) Звышканкурэнцыя гэта глеба наступнай пустыні, грамадзянін РБ.
  • Если говорят, что дело не в деньгах, а в принципе - значит, дело в деньгах. Так что Курейчик не оригинален.
  • Сняли настоящую народную белорусскую комедию. Назвали ее идейно — «PARTY-ZAN ФИЛЬМ». Вот трейлер. === какая дрянь этот трейлер! и не стыдно?!
  • курейчик, научился бы трактором управлять или корову доить... а так тунеядец да и только...