Дело черных риелторов. «Обещал списать долг, если помогу закопать жертву»

Главный фигурант по делу «черных риелторов» рассказал свою версию, почему он пошел на совершение преступлений.

В Могилеве продолжается суд по делу «черных риелторов». На скамье подсудимых семейная пара Игорь и Татьяна Гершанковы, а также их подельники, как следует из обвинения, — Борис Колесников и Семен Бережной. Их обвиняют в убийстве шести человек и приготовлении к убийству еще нескольких. Причиной расправы стали квартиры в областном центре. Жертв злоумышленники находили среди одиноких и пьющих людей. Впрочем, главный фигурант дела Игорь Гершанков настаивает, что сам лично никого не убивал. А его жена Татьяна о трагическом финале «сделок» ничего не знала.

Семену Бережному, Игорю и Татьяне Гершанковым предъявлено обвинение в совершении убийств и приготовлении к совершению убийств, похищении человека и приготовлении к похищению, а также мошенничество, разбой, вымогательство, незаконная предпринимательская деятельность, хищение или уничтожение документов, незаконный оборот наркотиков или психотропов (хранение без цели сбыта). Бориса Колесникова обвиняют в разбое, пособничестве при совершении убийства, пособничестве в похищении человека. По данным следствия, злоумышленники действовали с 2009 по 2015 год.

 

Гершанкова в 2009-м взяли за махинации, первое убийство совершено в этот же год

20 декабря показания в суде дал Игорь Гершанков, который, по версии следствия, являлся организатором тех страшных преступлений.

Выяснилось, что в 2009 году его задержали, а потом осудили за махинации с квартирами. Причем наказание получила тогда и его жена Татьяна, которая сейчас также на скамье подсудимых.

«Какие выводы вы сделали после этого? На вас как-то повлияло лишение свободы?» — уточнил у обвиняемого прокурор Юрий Шерснев.

«Могу с уверенностью сказать, что повлияло. Я сам не делал никаких шагов, чтобы снова заниматься мошенничеством. До того, как в Могилев не приехал Бережной», — пояснил Игорь.

Предыдущее дело было экономическим. И в 2012-м Гершанков уже вышел на свободу. По материалам нынешнего уголовного дела, первое убийство он совершил в 2009-м.

Освободившись из колонии, Гершанков, по его словам, устроился на работу. Неожиданно на него вышел знакомый — Семен Бережной, он позвонил из России и сказал, что скоро вернется на родину. Это было весной 2013 года.

«По приезду в Могилев он пришел ко мне, начал напоминать про 2009 год, про долг и квартиру, которую я должен был переписать на него», — заявил обвиняемый.

Как возник этот долг, он не уточнил. Но сумма прозвучала — 45 тысяч долларов, она «выросла» с 5 тысяч, которые Игорь якобы получил от Бережного несколько лет назад. Вариантов, по его словам, было два — либо вернуть деньги, либо переписать на товарища квартиру.

«Денег у меня, конечно, не было. Я только освободился. Зарабатывали с женой, но это был, так скажем, прожиточный минимум, — пояснил подсудимый. — С квартирой тоже бы ничего не вышло, потому что она хоть и была оформлена на жену, но в ней был прописан предыдущий собственник. Я попытался объяснить Семену, что буду отдавать долг по мере поступления денег. Но он сказал, что его это не устраивает».

И тогда появился третий вариант — кровавый.

 

Бережной и Гершанков перекладывают вину на друг друга

Через некоторое время Бережной, по словам Гершанкова, заявил, что тот должен будет помочь в одном деле: быть за рулем автомобиля, в котором будет находиться жертва, а потом вместе закопать труп.

«За это он обещал списать часть моего долга», — пояснил обвиняемый.

Первым потерпевшим был Ларионов. По словам Игоря Гершанкова, он видел этого мужчину несколько раз, но все вопросы с ним решал Семен Бережной.

Людей, которые должны были выкопать яму для жертвы, нашли в Черикове. Там же купили крест на могилу и венок — чтобы не вызвать подозрений. Кстати, на кладбище парней случайно увидели две местные доярки. Они обратили внимание на незнакомцев. Позже их показания позволят установить день, когда был убит Ларионов — 15 июля 2013 года.

Убивал людей, по словам Гершанкова, Бережной. «Могу с уверенностью сказать, что я никого не убивал. С моим участием трагических эпизодов не было», — подчеркивает Игорь Гершанков. В данном уголовном деле приятелей «связывают» четыре смерти.

Председательствующий по делу судья Григорий Качалов уточнил у Гершанкова:

— Вы хотите сказать, что простой работяга с лопатой Бережной сам организовал все сделки с недвижимостью? По материалам дела установлено, что опыта у него такого не было, как и у Колесникова, в отличие от вас, который «поднял» на этом 50 тысяч долларов.

— Мне говорили, что он в России занимался такими сделками, — заявил Гершанков.

— Допустим. Но у вас как-никак уже был опыт в таких делах, вы были осуждены за это. Почему же вы не объяснили Бережному, что можно обойтись без убийств?

— Вне зала суда, когда мы были дома, все было по-другому. Напряженная обстановка была. Бережной мне угрожал. Все время говорил про долг. Мое присутствие в этих эпизодах (связанных с лишением жизни людей, — ред.) было вынужденным.

— Тот долг был на воде писаный. И вас как послушаешь, так вы втроем (Бережной, Гершанков и Колесников, — ред.) ходили и боялись всего вокруг.

Прокурор Юрий Шерснев. Фото sputnik.by

Прокурор Юрий Шерснев также попытался выяснить истинный мотив Гершанкова:

— Почему вы согласились пойти на убийства?

— Я сам никого не лишал жизни. Все делал Бережной. Он пообещал списать мне часть долга. После эпизода с Ларионовым он взял себе 4 тысячи долларов и дал мне 2 тысячи долларов. Вот эти четыре он и списал. Получалось, я должен ему 41 тысячу.

— Вы предлагали без крови решить вопрос? Ну, забирали вы деньги. А убивать зачем?

— Не помню. Такого обсуждения не было.

— А почему вы не отказались выполнять указания Бережного?

— Потому что должен был ему деньги. Или квартиру. С его стороны были угрозы в мою сторону и в сторону моей семьи.

Отметим, что Семен Бережной дает прямо противоположные показания. Он называет Гершанкова организатором тех страшных преступлений.

 

«Меня не интересовало, как он будет убивать»

Игорь Гершанков, конечно, выделяется на фоне других участников процесса. У него правильно поставленная речь, прослеживается способность к анализу. К прокурору он обращается не иначе как «господин». Говорит подчеркнуто сдержанно и не проявляет эмоций, в отличие от других фигурантов.

На заседании 20 декабря почти три часа ушло на то, чтобы выяснить у него ответы всего на несколько вопросов. Обычно он начинает ответ со слов «скажу, как есть» и «если говорить по памяти». При этом память его частенько подводит, особенно когда речь заходит о деталях.

Хотя у Гершанкова, как ранее отметил Бережной, действительно есть ответ на любой вопрос.

Например, его спросили: «Если убийство организовал Семен Бережной, зачем он знакомил вас с жертвой, организовывал совместные встречи?»

«Чтобы Ларионов знал меня в лицо и у него не возникало вопросов», — пояснил Игорь Гершанков.

Еще один момент, который прозвучал на суде: если Бережной сам убил Ларионова, зачем ему Гершанков в качестве водителя?

«Чтобы убивать его во время движения автомобиля», — заявил Игорь.

На уточняющий вопрос, как будет проходить само убийство, он пояснил: «Меня это не интересовало, я не спрашивал. Услышал только на заднем сидении звук скотча, когда уже был за рулем».

Управлять автомобилем во время убийства и сохранять при этом хладнокровие?

Еще одна деталь. Гершанков настаивает, что списки должников добывал Бережной. При этом зафиксированы случаи, когда Игорь приходил в расчетно-кассовый центр, встречался там со специалистом: «Я просто зашел в первый попавшийся кабинет, чтобы уточнить информацию». Хотя до этого он заявил, что человеку с улицы никто не будет рассказывать, какие долги у собственника квартиры за коммунальные услуги.

 

Какова была роль Татьяны Гершанковой?

По данным следствия, осуществлять преступные действия Игорю Гершанкову помогала его супруга Татьяна. Они вместе ходили по квартирам одиноких алкоголиков, представлялись то судебными исполнителями, то потенциальными покупателями, чтобы поближе познакомиться с потерпевшими.

В показаниях Бережного за февраль 2016 года отмечено, что Татьяна «знала обо всем и всячески толкала меня на преступление».

«Когда это было? — не выдержала обвиняемая. — Почему до этого ты не давал показания на нас? Почему такие показания появились, когда уже заканчивалось следствие и тебе объяснили, что именно ты являешься организатором?»

«Я не хотел ее сдавать, — пояснил Семен Бережной. — Но мне надоело всё. Почему я должен еще что-то сверху брать на себя? Я за свое отвечу. Но они вдвоем (супруги Гершанковы, — ред.) топят меня. Мне не надо чужого!»

Ранее Бережной рассказал в суде, что Татьяна Гершанкова неоднократно встречалась с Ларионовым, помогала «обрабатывать» клиента. Потом советовала сообщникам положить полученные деньги в банк.

Муж обвиняемой настаивает, что Татьяна не знала ни об одном случае, связанном с трагическим исходом. «Я не говорил ей о наших делах с Бережным, — пояснил он. — Однажды случайно по дороге в магазин показал квартиру, где жил Ларионов. Сказал, мол, что это квартира Бережного. Может, она помнит этот момент, поэтому и знает тот адрес».

Адреса квартир и захоронений (за 2013-2015 годы) следствию сообщил Бережной. На следственном эксперименте он показал, как расправлялись с жертвами. Четыре убийства произошли в дневное время. Бывшие владельцы квартир сначала выпивали со злоумышленниками. И уже не просыпались — в алкоголь им подсыпали лекарство. Руки, ноги и лицо заматывали скотчем. И сбрасывали в ямы.

Разбирательство затянется на несколько месяцев. Ведь по делу проходит 360 свидетелей.