Алексей Кириенко. ПРАВЫЙ ВЗГЛЯД. Назад к советскому образованию
Алексей КИРИЕНКО
Родился в 1990 г. в Могилеве. В 2013 году окончил исторический факультет Могилевского государственного университета по специальности преподаватель истории и обществоведения. Работал учителем истории и английского языка в Кадинской и Сухаревской средних школах Могилевского района. Председатель Могилевской городской организации Объединенной гражданской партии, международный секретарь молодежной организации ОГП «Молодые демократы».
Утверждение, что советское образование было одним из лучших в мире, нам зачастую приходится слышать не только от наших знакомых, но и из средств массовой информации, как белорусских, так и постсоветских. Риторика на эту тему набирает обороты в связи с назначением лидера белорусских коммунистов Игоря Карпенко на пост министра образования, в чем многие видят перспективу отката к советскому прошлому в области образовательной политики государства. Если верить утверждениям о достижениях образования в СССР, то перспективы представляются не такими уж плохими.
Как бы там ни было, данные утверждения имеют право на существование, ведь об успехе или неудаче того или иного начинания можно судить исходя из целей, которые ставились изначально. Из этого следует, что советское образование действительно имело некоторый успех за счет четкой структурированности, неплохой кадровой подготовки преподавательского состава всех уровней, создания условий для всеобщего обязательного образования, придания образовательной системе светского характера (два последних пункта — непосредственно в первые два-три десятилетия после прихода большевиков к власти и фактической ликвидации прежней «царской» системы).
Наличие всех этих факторов позволило системе образования в СССР добиваться той цели, которую ставило советское правительство, а именно: создать хорошую базу для усвоения имеющихся и общепризнанных в рамках СССР знаний, а также советской идеологии и установок, спускаемых сверху. Это дало почву для выпуска отличных специалистов, лояльных — что самое главное — советской идеологии.
Положительный, с одной стороны, результат стал мощнейшим тормозом в развитии науки и техники, в формировании и развитии гражданского общества. Причина крылась в том, что усвоение уже имеющихся материалов, научного и идеологического плана, не предполагало стимула для создания новых, не предполагало обучения человека критическому мышлению.
Инициативы, исходящие «снизу», рассматривались как потенциально опасные, несущие в себе риск разрушить сами принципы советского общества и советской государственности. Отсюда шаблонность в образовании, отсюда минимум идей и изобретений для прогрессивных изменений как жизни советского человека, так и любого другого. Отсюда и всего 15 нобелевских лауреатов на самую большую страну мира, именующую себя «сверхдержавой», за 74 года существования, при том, что часть людей из этого списка получили премии уже будучи в бегах или высланными.
Для сравнения, США за всю историю существования премии (с 1901 г.) имеют 317 лауреатов, Великобритания — 110, а Германия — 91. Иными словами, пожертвовав эффективными, приносящими результат образованием и наукой во благо (как тогда казалось) укрепления режима, СССР затормозил свой переход в постиндустриальную эпоху.
Разумеется, было бы неразумно утверждать, что у советской науки нет достижений. Был и знаменитый полет Гагарина, были нобелевские лауреаты по физике, такие как Черенков и Капица, были всемирно известные психологи Выготский и Рубинштейн… Но этих фамилий могло быть в десятки раз больше при наличии системы образования, прививающей и поощряющей критическое мышление и позитивную инициативу, которые должны прививаться со школьной скамьи. Роль преподавателя в этом процессе, по мере взросления обучаемого, все более является направляющей.
Сегодняшняя система образования недалеко ушла от советской, выполняя практически те же задачи, выпуская специалистов (в том числе управленцев), которые не готовы проявлять инициативу, зато отлично умеют выполнять указания «сверху». Разница с СССР разве лишь в том, что сегодня инициатива губится не десятками лет заключений и расстрелами (как были уничтожены, к примеру, «царская» инженерная элита в 1920-х или белорусская интеллектуальная элита в конце 1930-1940-х гг.), но бюрократией и пассивностью.
Назначение коммуниста министром образования отчетливо дало понять, что современная власть делает выбор в пользу воспитания идеологически лояльного человека и усиления идеологической дисциплины в ущерб инициативе и критическому мышлению. Этот факт грозит торможением в развитии не только белорусского образования, но и всех сфер жизни белорусских граждан.
Несомненно, потенциал нашей молодежи огромен, нужно лишь создать приемлемые условия для его реализации или хотя бы попросту не мешать позитивным инициативам. Чем раньше мы это осознаем, тем раньше отстраним от власти то руководство, которое не способно мыслить прогрессивно.
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». |
Обсудим?