Избирательное законодательство. Заберут ли у наблюдателей бинокли?

Уже в феврале можно будет судить, сохранится ли потребность в биноклях у наблюдателей на выборах в Беларуси.

К 1 февраля межведомственная рабочая группа при Центризбиркоме Беларуси подготовит проект совершенствования избирательного законодательства на основе рекомендаций Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ. Судя по высказываниям включенных в процесс лиц, особых надежд на либерализацию питать не нужно.

На президентских выборах 2010 года наблюдатели одного из избирательных участков в Бресте были вынуждены использовать оптические приборы. Фото: Милана Харитонова

Напомню, что процесс подсчета голосов на прошедших 11 сентября парламентских выборах был оценен наблюдателями БДИПЧ негативно в 24% случаев, на 27% избирательных участков наблюдателей не допустили близко к столу, на котором осуществлялся подсчет голосов, а также им не была предоставлена возможность для полноценного наблюдения.

Названные оценки свидетельствуют о «серьезных проблемах», — об этом говорится в опубликованном 8 декабря итоговом отчете миссии международных наблюдателей ОБСЕ.

Чтобы представить этот отчет, вице-президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ Кент Харстед прилетал в декабре в Минск. Он встречался с главой белорусского государства и рядом чиновников, которые пообещали учесть рекомендации ОБСЕ при совершенствовании избирательного законодательства.

Тут показательно, как именно себя повел на встрече с Харстедом Александр Лукашенко. Глава государства заявил, что оценка БДИПЧ ОБСЕ выборов в Беларуси «не скажу, что слишком нас разочаровала, но и не особо обрадовала».

«Думаю, что нам наконец-то надо очень серьезно и откровенно поговорить с вами на тему выборов, но таким образом, чтобы у вас не было излишних ожиданий в отношении Беларуси, а у нас не было излишних надежд», — обозначил Лукашенко желаемую рамку диалога с БДИПЧ. По словам президента, выборы — дело серьезное и подходить к ним надо серьезно, то есть, наверное, следует понимать, что на самотек вопрос народного волеизъявления белорусское руководство не пустит.

То, что глава государства сказал во время протокольной съемки на встрече с Харстедом, очень похоже на честную позицию. Правящий режим не хочет обещать лишнего — того, что могло бы помешать работе нынешней (де-факто не допускающей конкуренции кандидатов) избирательной машины. Но при этом власти не прочь узнать, какие призы может пообещать Европа за готовность официального Минска к некоторым уступкам.

Какие это могут быть уступки? Даже без изменений в Избирательном кодексе Центризбирком может позволить наблюдателям приблизиться к столам, где идет подсчет бюллетеней, а также прямо рекомендовать председателям участковых избирательных комиссий зачитывать результаты голосования из бюллетеней вслух — чтобы наблюдатели и другие члены комиссии имели представление о содержании каждого бюллетеня. Собственно, на некоторых участках так и происходило, и небо не упало, голоса распределились в основном в пользу провластных кандидатов.

Однако на еще большем количестве участков председатели комиссий трактовали в качестве запрета все, что в Избирательном кодексе не разрешено прямо. Соответственно, при совершенствовании избирательного законодательства власти имеют возможность сделать целый ряд, в общем-то, необязательных уточнений, направленных на некоторое повышение прозрачности подсчета голосов.

Также есть огромный резерв увеличения возможностей кандидатов в депутаты в плане создания избирательных фондов, ведения агитации и т. д. Хотя на практике власти могут в значительной степени нейтрализовать эти возможности, например за счет административного ресурса, жесткого контроля источников пополнения фондов.

Отметим, что белорусский бизнес давно напуган и не стремится показывать нелояльность, жертвуя деньги политическим оппонентам режима, граждане не очень состоятельны в своей массе, иностранное финансирование прямо запрещено, а основная агитационная кампания идет за собственные средства кандидатов в депутаты.

Но самое интересное может быть связано с переходом на выборы по партийным спискам. В частности, на такую перспективу очевидно уповают в Либерально-демократической партии.

В Беларуси зарегистрировано 15 политических партий, и все они в случае перехода на такую избирательную систему будут претендовать на внимание широкой публики, место в эфире и площадки для встреч с избирателями. Партийное участие по новым правилам как минимум сделает избирательный процесс назойливо заметным для обывателя (это снимает еще одну претензию к незаметным белорусским выборам), но совершенно не гарантирует реальной конкуренции идей и вот так прямо не угрожает режиму проигрышем провластных депутатов.

Переход на выборы по партийным спискам можно «продать» западным партнерам как явный шаг к демократизации Беларуси, причем оппозиционные партии не смогут сказать, что они против такой новации.

В целом при углублении диалога о возможности введения моратория на смертную казнь у адвокатов белорусского правящего режима на Западе будет целый веер примеров позитивных изменений в стране.

Вот только что за это могут пообещать западные партнеры? Как бы действительно не было у официального Минска излишних надежд.

Уже в феврале можно будет судить, насколько стороны были готовы обнадежить друг друга и сохранится ли потребность в биноклях у наблюдателей на выборах в Беларуси.