От обозревателя ОНТ Алексея Михальченко требуют извинений

Национальный исторический музей требует извинений от автора программы «Как есть» за его некорректную оценку работы Музея современной белорусской государственности.

Критика обозревателя канала ОНТ Алексея Михальченко в адрес Музея современной белорусской государственности не осталась без ответа. Национальный исторический музей, филиалом которого является музей государственности, выступил с открытым письмом в адрес руководителя ОНТ Григория Киселя. Авторы письма требуют извинений от Михальченко и оценки его профессионализма со стороны администрации канала.

 

Манекен со Жданов и странный чемодан

Напомним, в своей авторской программе «Как есть» вечером 14 января Алексей Михальченко высказал ряд критических замечаний и претензий, касающихся порядка организации доступа в музей и его экспозиции.

Свой рассказ Михальченко начал с процедуры организации посещения музея: «Правила его посещения весьма оригинальны. Надо заранее выслать список участников экскурсии с указанием паспортных данных».

Не ставя под сомнение необходимость такого музея, Михальченко в то же время считает, что «в нынешнем своем виде музей ожиданий не оправдывает». «Вы не увидите и половины известных достоинств и достижений молодой Республики Беларусь. А те, что представлены на стендах, в массе своей не достигают желаемого эффекта», — сказал обозреватель.

По его мнению, «экспозиция должна наполнять гордостью сердца граждан Беларуси и вызывать уважение у приезжих».

«Все начинается с ксерокопии важнейшего документа — Декларации о независимости. Если уж копия, то почему ее не сделать на всю стену, чтобы каждую точку и запятую истории можно было прочувствовать? Если в начале экспозиции выставлены горьким напоминанием купоны и карточки покупателя, то почему в конце не добавить актуальный стенд о золотовалютном резерве страны? Рядом — весы, подключенные к компьютеру. Стал на них турист, и видит на мониторе, сколько таких, как он, надо для того, чтобы сравняться в весе с нашим золотым запасом. И пара-тройка больших драгоценных слитков не повредила бы экспозиции», — считает Михальченко.

«Странным чемоданом», по его словам, в музее скромно стоит уменьшенная копия белорусского космического спутника. «Сразу подумалось: его бы подвесить, а лучше заставить двигаться на фоне звездного неба», — сказал Михальченко.

Сильно уменьшенные копии БелАЗа, считает обозреватель ОНТ, можно было бы дополнить колесом реальных размеров — «и впечатления, и фотозона».

Говоря о видеоматериалах, используемых в музее, Михальченко констатировал, что турист не увидит в них «ни легендарной победной шайбы в ворота шведов, ни сочинского триумфа Дарьи Домрачевой».

«А ведь это были бы отличные иллюстрации к государственной политике по поддержке спорта, — уверен обозреватель. — Вместо них лыжный костюм Домрачевой на манекене со Жданов. Неужели многократная олимпийская чемпионка и Герой Беларуси не заслуживает скромной восковой фигуры в натуральную величину? Тем более президент Беларуси? Если они, конечно, не против».

По мнению Михальченко, «экспозиция какого-нибудь Полоцкого краеведческого музея на порядок интереснее того, что сейчас можно увидеть в Музее современной белорусской государственности». «Где успехи трансплантологии, где парящий в невесомости космонавт Новицкий с белорусским флагом? Вопросов очень много», — констатировал обозреватель ОНТ.

 

Личное мнение в масштабах всей страны

В открытом письме Национальный исторический музей на претензии Алексея Михальченко отвечает по пунктам. Всего их набралось восемь.

1. «Оригинальные условия посещения». Музей современной белорусской государственности расположен в здании резиденции президента Беларуси, которое является режимным объектом, и доступ в него предоставляется в соответствии с законом «О государственной охране». В связи с этим все посетители по требованию Службы безопасности президента должны предоставлять паспортные данные. С 7 сентября 2015 года упростился порядок посещения музея: индивидуально его можно посетить без предварительной записи при наличии документа, удостоверяющего личность, а организованным группам для экономии времени предлагается высылать списки заранее.

Стоит отметить, что подобная практика прохождения существует во всех мировых музеях и, кстати, действует применительно к зданию, где находится ваш телеканал.

Коллектив музея возмущен фактом сравнения здания Администрации президента с пещерой Али-бабы.

2. «Все начинается с ксерокопии важнейшего документа — Декларации о независимости». Действительно, в музее экспонируется ряд копий основополагающих документов об установлении государственного суверенитета Республики Беларусь. В данном случае важным является не художественная форма подачи информации, а содержание. С точки зрения музейных специалистов, полная копия наиболее точно отражает характер и дух эпохи, стилистику оформления документа, и, как правило, внешне невзрачный артефакт эмоционально более насыщен.

3. Предложенные А.Михальченко элементы интерактивного показа с золотовалютными резервами страны, весами и колесом БелАЗа являются неуместными в музее классического типа, основная функция которого не увеселение и развлечение, а просвещение — донесение до каждого посетителя важной информации о достижениях страны с момента приобретения ею суверенитета.

В создании музея принимали участие ведущие специалисты музейного дела, его научная концепция, дизайн-проект неоднократно обсуждались на заседаниях Республиканского совета директоров музеев, а также представителями Администрации президента. Таким образом, личное мнение обозревателя Михальченко не является истиной в последней инстанции, о чем, к тому же, свидетельствуют свыше 60 положительных отзывов о посещении музея в течение 2016 года.

4. «Странным чемоданом там скромно стоит уменьшенная копия белорусского космического спутника». Считаем унизительным и оскорбительным для создателей спутника данное высказывание ведущего видеоблога. Точная копия спутника, уменьшенная в два раза, расположена в экспозиции таким образом, чтобы посетители могли в деталях рассмотреть его устройство и оценить труд его создателей. Макеты спутников, парящих на фоне звездного неба, можно увидеть в иных специализированных учреждениях.

5. «…парящий в невесомости космонавт Новицкий с белорусским флагом». В музейной практике сбор предметов музейного значения осуществляется, что называется, «по горячим следам»: после завершения того или иного события музей направляет письмо с просьбой о передаче значимых для истории нашей страны артефактов. Следовательно, материалов о белорусском космонавте О.Новицком с флагом нашей страны, совершающем ныне космический полет, пока не может быть в принципе.

6. «…костюм Домрачевой на манекене со Жданов». Как следует из авторского видеоблога, в ряде случаев А.Михальченко прибегает к жаргону, что, на наш взгляд, непозволительно в эфире национального телевидения. Также совершенно абсурдными считаем его предложение поместить в экспозиции восковые фигуры известной спортсменки и главы государства и использовать их для туристической привлекательности музея…

Музей современной белорусской государственности изначально был задуман как многофункциональный информационный центр, где наряду с постоянной экспозицией проводятся тематические сменные выставки, встречи с выдающимися политическими и культурными деятелями, учеными, спортсменами. Здесь проходят церемонии вручения паспортов, членских билетов общественных организаций, подводятся итоги республиканских и международных конкурсов на общественно-политическую тематику. Все это свидетельствует о насыщенной деятельности музея, которая не ограничивается только показом музейных предметов.

Как свидетельствует мировая музейная практика, только 5-7% от общего количества фондовых материалов находятся в постоянной экспозиции: музеи не только экспонируют, но и собирают, изучают и хранят.

7. «На мой взгляд, экспозиция какого-нибудь Полоцкого краеведческого музея на порядок интереснее того, что можно увидеть сейчас в Музее современной белорусской государственности». Считаем недопустимым сравнивать музеи, разные по содержанию, функциям, задачам, которые они решают, так же как и сотрудники Музея современной белорусской государственности не станут во всеуслышание сравнивать качество программ различных телеканалов.

8. «Музей современной белорусской государственности не предлагать». Заключительные слова А.Михальченко, отражающие его личное мнение, но прозвучавшие в масштабах всей страны, наносят деятельности музея экономический ущерб, уводят от него потенциальных посетителей.

 

Авторы открытого письма просят руководителя канала ОНТ «дать оценку профессиональной этике сотрудника одного из ведущих телеканалов страны при подготовке данного материала, а также разъяснения по поводу нашего обращения».

В случае отказа Михальченко дать публичные извинения Национальный исторический музей оставляет за собой право обратиться в суд для защиты чести, достоинства и деловой репутации.

 


  • Вот спасибо! Я уж забыл, когда последний раз смотрел ОНТ и сколько лет назад видел Михальченко... и был уверен, что он где-то далеко в прошлом, как Зимовский. И просмотрел его демарш в адрес музея новейшей государственности, начавшейся по словам местных идеологов - с 1994-го, с неподдельным интересом. И это - с госканала. Тут есть какая-то интрига, поскольку прагматик Михальченко не похож ни на идиота, ни на камикадзе. Посмотрим, что дальше будет. )