Лукашенко о пропавших политиках: я все-таки надеюсь, что где-то их следы есть

Президент Беларуси рассказал новые подробности о делах пропавших оппозиционных политиков.

3 февраля на встрече с представителями общественности и СМИ Александр Лукашенко рассказал о делах пропавших без вести Юрия Захаренко, Анатолия Красовского, Виктора Гончара и Дмитрия Завадского.

Фото пресс-службы президента Беларуси

На вопрос, какое место проблема пропавших занимает в отношениях Беларуси с Западом и не наступило ли время поставить в этих делах точку, Лукашенко ответил: «Я бы был самым счастливым человеком, если бы меня взяли за руку оппозиционеры, пятая колонна, кто угодно, завели и показали (где пропавшие — БелаПАН). Они же не знікшыя, они ж говорят, что их там поймали, задушили, закопали и так далее», — сказал Лукашенко.

«Что я знаю на сегодняшний день — какое-то время, лет десять назад, их знайшлі. И поднялся целый вал. Я в резиденции загородной, тут прибегает ко мне адъютант: «Александр Григорьевич, знайшлі там». Как знайшлі? Где? Снимаю трубку, звоню в Совет безопасности. Наумов тогда был (Владимир Наумов — бывший глава Совбеза и бывший министр внутренних дел Беларуси — БелаПАН) — бедный человек попал под раздачу ни в чем не повинный: «Александр Григорьевич, да, тут журналисты или кто-то там один, Иван Сусанин, на полигоне на каком-то стрелковом нашли могилу, где они зарыты». Я, чтобы не было потом разговоров, говорю Наумову: никому не доверяю, ни МВД, ни КГБ, их тоже подозревают, бери эту толпу, которая собралась и готова туда идти якобы (а уже ночь), свети фонариками, веди, куда скажут. Привел, этот человек показал на полигоне. Я же в режиме реального времени, он мне там докладывает: пришли, какая-то канава, они настаивают, что это здесь. Я говорю: я тебя прошу лично — копай, пока не скажут достаточно. Взяли ребята со службы безопасности лопаты, они рыли до тех пор… журналисты, все освещается, это же показывали в эфире потом российского телевидения. Копали там, наверное, до материнской породы достали. Ничего не нашли. Это счастье мое, что я дал такую команду и Наумов их туда повел», — рассказал Лукашенко.

По словам главы государства, второй эпизод, который он хорошо помнит, касается дела журналиста Дмитрия Завадского. Лукашенко отметил, что один из его охранников был хорошо знаком с приговоренным судом к пожизненному заключению за убийство Завадского (речь идет о бывшем спеназовце Валерии Игнатовиче — БелаПАН).

«У меня в Службе безопасности служил парень, старший смены, очень порядочный человек Саша, — сказал Лукашенко. — Он очень хорошо знал того, кого осудили, но он (Игнатович. — БелаПАН) якобы не признался. А у него там в машине лопату эту нашли, сравнили кровь там, это все. Осудили, пожизненное дали. Я думаю: черт его знает. Я говорю: Саша, я тебя прошу вот лично как президент, поезжай в колонию, найди этого человека. Попроси его, если он это сделал, пусть признается, я его после этого амнистирую, я имею право на это. Я его освобожу от наказания, даже если он совершил это жуткое преступление, но он должен показать труп».

Игнатович, по словам Лукашенко, отказался. «Он уже приехал, говорит: «я готов ради президента взять на себя вину». Я говорю: нет, мне не надо, чтобы ты вину брал, ты мне должен показать, как ты это сделал и где этот человек. Он отказался, до сих пор сидит, пожизненное заключение», — отметил Лукашенко.

«И третий эпизод, который я помню, связан с Германией был, когда появились фотографии, — рассказал Лукашенко. — Там и Витя Гончар, и кто-то там еще были сфотографированы в Германии. Все за это ухватились, мы начали торпедировать в те времена немцев — доложите нам, покажите нам, почему, где, откуда эти фотографии. До сих пор мы ответа не получили».

Лукашенко отметил, что существует много разных версий о данных исчезновениях. По его словам, нынешний министр внутренних дел Игорь Шуневич «с удовольствием бы раскрыл все факты, если бы там что-то было».

Лукашенко заявил, что сам заинтересован в раскрытии дел. «Но я, к сожалению, кроме этого больше ничего не знаю. И я думаю, уж если бы все так было, как говорят наши слишком обеспокоенные (о причастности власти и самого Лукашенко к исчезновениям. — БелаПАН), где-то б это вылезло. О покойниках, если они ушли из нашей жизни, плохо не говорят. Я все-таки надеюсь, что где-то их следы есть», — добавил Лукашенко.

 

История вопроса

7 мая 1999 года, в Минске при невыясненных обстоятельствах исчез оппозиционный политик, бывший министр внутренних дел Беларуси Юрий Захаренко, который в свое время входил в команду Лукашенко. По факту его исчезновения было возбуждено уголовное дело по статье «умышленное убийство», которое не завершено до сих пор.

Вечером 16 сентября 1999 года в Минске при невыясненных обстоятельствах исчезли оппозиционный политик Виктор Гончар и предприниматель Анатолий Красовский. Гончар, который изначально был в команде Александра Лукашенко и помог ему прийти к власти, а затем ушел в оппозицию, и его друг Красовский приехали в баню, расположенную в Минске на улице Фабричной, 20. Последний раз их видели примерно в 22:35, когда оба вышли из здания и сели в принадлежавший Красовскому «Джип Чероки».

Уголовное дело по факту исчезновения Гончара и Красовского возбудила прокуратура Минска. Анализ собранных по делу доказательств, в том числе показаний свидетелей, дает основание полагать, что Гончар и Красовский были насильственно похищены неизвестными лицами.

Журналист, бывший личный оператор Лукашенко Дмитрий Завадский пропал 7 июля 2000 года. Рано утром Завадский выехал из дому в Национальный аэропорт Минск встречать коллегу Павла Шеремета, который прилетал из Москвы. С тех пор оператора никто не видел. Его автомобиль был обнаружен в аэропорту.

В 2002 году Минский областной суд признал виновной в похищении Завадского группу бывшего бойца спецподразделения МВД «Алмаз» Валерия Игнатовича, который встречался с Завадским в Чечне. Игнатович, а также признанный виновным в похищении Максим Малик приговорены к пожизненному заключению. Бывшего курсанта Академии МВД Алексея Гуза и безработного на тот момент Сергея Савушкина, которые также проходили подозреваемыми по этому делу, в итоге признали виновными в совершении других преступлений и осудили на 25 лет лишения свободы в колонии усиленного режима и 12 лет лишения свободы в колонии строгого режима соответственно.

27 ноября 2003 года суд Фрунзенского района Минска признал Завадского умершим, хотя тело его не было обнаружено ни тогда, ни сейчас.

В начале 2000-х годов были обнародованы документы, из которых следовало, что с оппозиционными политиками и общественными активистами расправился специально созданный для этого «эскадрон смерти». Среди причастных к похищениям упоминался бывший глава МВД Юрий Сиваков. По этой причине ему, как и ряду других белорусских чиновников, был запрещен въезд на территорию Евросоюза.

 

  


  • Время идёт, я уже путаюсь в датах... АГЛ при скоплении народа похвалялся перед телекамерами, как он с автоматчиками без суда и следствия уничтожал криминалитет... И "пропавшие политики", да и даже не политики, типа Завадского и Красовского, - уверен - оказались в той цепочке его инерции безнаказанности, когда волны негодования ещё не было... Только что могилы и исполнители будут раскрыты много позже. И тут ещё есть такой термин "закваска". А другими словами поговорки: "Каким в колыбельку, таким и в могилку"... Когда грудной ребёнок обкакался - ты его обмоешь, перепеленаешь и т.п. Но когда перед тобой не раз и не два "обкакается" амбициозный краснобай с усами, властвующий и дальше претендующий на власть, - ты ему выносишь свою оценку. Раз, другой... потом - навсегда. Это - тавро. Это не лечится...