Количество и качество. Куда ни плюнь, попадешь в человека с дипломом

«Дети прекрасно знают, что в нашей стране, чтобы заработать, надо идти в милицию, а не в школу или в науку».

Около 90% молодежи студенческого возраста в Беларуси учится в вузах и средних специальных заведениях. Эксперты утверждают, что в Беларуси наблюдается предельная доступность высшего образования при минимальном качестве. Как изменить ситуацию?

 

Студентов много, да толку мало

Среди претензий к белорусскому высшему образованию — недостаточная ориентация на нужды рынка труда, бедность вузов и заиделогизированность учебного процесса. Об этом эксперты говорили на заседании организованного Объединенной гражданской партией экспертного клуба на тему «Изменят ли ситуацию поправки в Кодекс об образовании».

«Куда ни плюнь, попадешь в человека с дипломом, причем о качестве образования это не говорит ничего, — характеризует ситуацию доцент Минского государственного лингвистического университета Вячеслав Бобрович. — Существующая система подготовки в высшей школе не только не принимает в расчет работодателя, но и студента. Ему не доверяют ни при выборе курсов, ни при оценке качества преподавания. На студента образовательный процесс не ориентируется. Система повышения квалификации преподавателей практически не работает, многие деградируют. Их устраивают слабые нетребовательные студенты, которым много не надо. Преподаватель превращается по уровню в школьного учителя».

Корни проблемы — в средней школе, отмечает бывший проректор БГУ Анатолий Павлов: «Дети не заинтересованы учиться, а учителя учить. Женщины-учителя имеют одну мотивацию к работе — два летних месяца отпуска, которые могут провести со своими детьми. Зарплата в школе и в вузах очень небольшая. Низкая оценка труда педагога — бомба, заложенная под наше будущее».

Анатолий Павлов

Дети прекрасно знают, отметил Павлов, что в нашей стране, чтобы заработать, надо идти в милицию, а не в школу или в науку: «Пример — моя пенсия как бывшего проректора БГУ — 370 рублей, а мой приятель, силовик в прошлом, получает 800 рублей пенсии. Я с ужасом думаю, где и в какой атмосфере мои внуки будут учиться».

 

Кодекс переписали, общественность не услышали

Общественность надеялась, что законодательный шаг к лучшим временам в белорусском образовании будет сделан с появлением проекта новой редакции Кодекса об образовании. Документ опубликован на официальном сайте Министерства образования 1 февраля и должен быть представлен в Палату представителей до июля.

При написании новой редакции проекта Кодекса об образовании предложения общественности были проигнорированы, заявил эксперт Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев.

Владимир Дунаев

По его словам, опубликованная редакция не включила ряд дополнений и изменений, направленных Общественным Болонским комитетом в Палату представителей в 2016 году. Предложения экспертов были основаны на подписанном Беларусью международном документе — дорожной карте по модернизации и сближению национальной системы высшего образования с положениями и ценностями Болонского процесса.

Дунаев позитивно оценил то, что в проекте Кодекса об образовании закрепляются три ступени высшего образования — бакалавриат, магистратура и докторантура. В документе есть упоминание о приложении к диплому, но «как это будет выглядеть и реализовываться, непонятно». В приложении к диплому должно быть прописано на английском языке, какие предметы и в каком объеме изучил выпускник.

Проект поправок в Кодекс об образовании не предусматривает самого главного — положений об академических свободах и автономии университетов.

Инструментом для осуществления на практике свобод и автономии является, прежде всего, выборность ректоров. В новый проект внесена норма о выдвижении нескольких кандидатур на должность ректора, однако это еще не означает, что ректоров будут выбирать. Точнее, выбирать будет не академическое сообщество вуза, а по-прежнему президент.

Владимир Дунаев отметил, что в Беларуси игнорируется еще один действенный механизм для обеспечения академических свобод — система бессрочных контрактов для преподавателей.

«Чтобы преподаватель не боялся слова сказать, в странах ЕС используется бессрочный трудовой контракт. В Беларуси преподаватели вузов работают по срочным контрактам и опасаются быть уволенными за инакомыслие, в том числе те из них, кто выиграл конкурс на замещение той или иной должности. На практике это означает, что ректор может уволить человека после окончания срока контракта, несмотря на то, что его полномочия на выборной должности, например, заведующего кафедры, еще не закончены».

Именно в такой ситуации оказался доцент МГЛУ Вячеслав Бобрович. На должность доцента его избрали на пять лет, а контракт после этого заключили сначала на один, а затем на два года.

Академическое сообщество в Беларуси, по сути, уничтожено, с сожалением отметил Бобрович: «Преподаватели не имеют общих профессиональных интересов, нет дел, при которых каждый мог бы почувствовать себя членом коллектива. По сути, происходит то же самое что и на уровне государства — есть руководитель, ректор, который всё решает».

В такой ситуации особое значение приобретает, отметил Бобрович, правовая защита преподавателей и гарантии их безопасности в части сохранения места работы: «В противном случае всегда может найтись руководитель, который может строить политику в университете, не считаясь с внешним миром».

Вячеслав Бобрович

Из проекта Кодекса об образовании выходит, что образовательную политику в стране формирует один человек — президент, отметил Владимир Дунаев. «Однако политика в сфере образования требует иных механизмов формирования, — считает эксперт. — И эти нормы должны быть прописаны в Кодексе».

Какой бы «распрекрасный документ в сфере образования ни написали и ни приняли бы, останется вопрос, как он будет в Беларуси выполняться», отметил Анатолий Павлов.

«Посмотрите, — сказал бывший проректор БГУ, — наша Конституция предусматривает право бесплатно получить высшее образование, однако около половины учится платно и не может получить образование на достойном уровне. Начиная со школы уровень подготовки очень низкий».

В Беларуси на образование тратится слишком мало государственных средств, считает Анатолий Павлов: «Финансирование надо увеличивать в три раза, в противном случае принимаемые меры, что мертвому припарка. Нет надежды на школу, которой выделяют средства только на коммуналку и зарплату. Это неправильно, когда доцент вуза зарабатывает 550 рублей, как это у нас бывает. Деньги можно изыскать, сократив государственные расходы на силовой сектор».

Владимир Дунаев обращает внимание на то, что и в самой системе образования необходимо эффективно использовать финансирование. По его мнению, доля трат на высшее образование должна быть увеличена и составлять более значимый процент, чем теперь.

А в системе среднего образования необходима оптимизация кадров, особенно в сельской местности.

Анатолий Лебедько

Председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько считает, что даже если Кодекс об образовании принципиально не изменит ничего в системе образования, необходимо добиваться соответствия этого документа современным реалиям и требованиям дорожной карты, чтобы «было на что опереться при диалоге с властью».

ОГП с привлечением экспертов будет использовать ресурс депутатов в Палате представителей, чтобы продвигать прогрессивные изменения в документ, отметил Лебедько.

 

Фото ucpb.org

 


  • Если бы в беларусии была взиожность приобретаемые знания применять на практике,тогда и молодых людей с дипломами о высшем образовании требовалось гораздо меньше,а толку было гораздо больше. Сдесь количество некогда не перейдет в качество если с работы в массовом порядке не увольнять лиц достигших пенсионного возраста. потвердение зтому Мясникович и ему подобные и не только в правительстве республики но и в других отраслях народного хозяйства.Как советский термин о тунеядцах принелли закон не задумываясь о последствиях.,а как о советском лозунге "молодым у нас везде дорога- старикам -везде у нас почет" забыли напрочь.Зря нужно помнить к какому результату привело правление кремлевских старцев во главе с Брежневым Л.И. к развалу СССР. так зачем два раза наступать на одни и теже грабли.
  • Идет откровенная торговля дипломами.Начало развала было положено когда местные пединституты ,а то и техникумы вдруг стали "университетами" не имея ни специалистов ни учебной базы.Особенно катастрофично это сказалось на подготовке инженерных специальностей.Как ни удивительно,но в главной кузнице инженерных кадров БНТУ в учебных лабораториях изучают технику которая выпускалась 50 лет назад!!Студенты пишут дипломные проекты по организации работы авторемонтных заводов,которые канули в лету лет 20 назад.Небольшая группа престарелых "профессоров" приватизировала всю систему высшего образования.Как пример государственный стандарт по специальности "Техническая эксплуатация автомобилей" не согласован ни с одним из профильных министерств,его разработчики,разработчики учебной программы и учебников по этой специальности одни и те же преподаватели из БНТУ,которые написали свои "ученые труды" и диссертации в 60-х годах прошлого столетия и сейчас их в очередной раз переиздают.За государственный счет,кстати. Низкие зарплаты у них?Так система выстроена так,что самый гениальный инженер будет получать копейки пока не защитит ученую степень взяв в соавторы этих же "ученых".
  • В витебском технологическом преподаватель по мнению администрации это холопы, которые должны работать день и ночь за гроши. Зарплата 350 бинов. нагрузка по 800-900 часов звонковых. Преподаватели это люди, которым 70 лет в среднем, им вообще все до лампочки. Национальные мафии. нет ни одного декана, завкафедрой, или начальника белоруса. В общем завал полный. Поступайте в вгту.
  • В витебском технологическом преподаватель по мнению администрации это холопы, которые должны работать день и ночь за гроши. Зарплата 350 бинов. нагрузка по 800-900 часов звонковых. Преподаватели это люди, которым 70 лет в среднем, им вообще все до лампочки. Национальные мафии. нет ни одного декана, завкафедрой, или начальника белоруса. В общем завал полный. Поступайте в вгту.
  • "Деньги можно изыскать, сократив государственные расходы на силовой сектор" Не надо замахиваться на святое.
  • Везде вертикаль власти которая убивает все живое. Мне просто интересно, образовательная система была построена для 150 млн. человек, осталось 10, а количество учреждений увеличилось. Срезы принятие решений: - на уровне президента (решения не осуждаются) - на уровне ректората (решения не осуждаются) А в итоге все в тупике, но пиление бюджета это святое. Я бы вам не добавил ничего, потому что в итоге государство не имеет никакой прибыли от вашего образования. Вы даже не выпускаете инженеров, вы выпускаете людей с высшим сомнительным образование. В стране 10 млн. человек, есть и умные, есть и предложения различные, например я бы в корне поменял учебный процесс, но как и куда донести неизвестно, при все мощи коммуникаций. Вы даже не хотите взгляда со стороны, вы что, боитесь лишиться синицы в руках?, ну тогда не жалуйтесь. А насчет статьи, так это просто сотрясание воздуха и жалобы, ничего конструктивного я не увидел.