Дмитрий Маркушевский. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Жилкомхоз и население

Дмитрий МАРКУШЕВСКИЙ

Дмитрий МАРКУШЕВСКИЙ

Академический директор Центра исследования общественного управления СИМПА (бренд «Школа молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA»). Окончил БГУИР (факультет информационных технологий и управления), аспирантуру Института философии НАН Беларуси, программу Регионального бюро ПРООН и NISPAcee для советников по стратегическим вопросам; повышал квалификацию в Университете Лунда (Швеция) и Высшей школе экономики (Москва, РФ). Консультант и руководитель проектов в области прав человека и демократического управления в системе ООН (2003-2012).

На заседании коллегии Министерства жилищно-коммунального хозяйства вице-премьер Анатолий Калинин раскрыл принцип формирования стоимости коммунальных услуг: если доходы населения растут, есть основания повысить стоимость ЖКУ.

Некая логика в этом, наверное, есть: ЖКХ заработает больше, просто продавая населению то же самое по более высокой цене и так избавляя население от «избыточного» дохода. Только такие отношения между поставщиком услуг и потребителем совсем не похожи на цивилизованные и рыночные.

Более того, аппетит ЖКХ идет дальше раскрытого вице-премьером принципа. Несмотря на снижение реальных доходов населения по итогам прошлого года на 4%, в январе этого года были повышены тарифы на ЖКУ, да так, что сразу исчерпался годовой лимит повышений, установленный указом президента.

Очередное повышение тарифов традиционно сопровождается комментарием со стороны высоких должностных лиц о том, что население, дескать, не полностью покрывает даже себестоимость услуг. В то же время население недовольно их качеством и необоснованностью цены, так как не понимает, за что именно платит.

Кажется, тут самое место для того, чтобы укрепить взаимное доверие и открыть схему формирования цен на услуги, включая подробный перечень затрат на их оказание, а также стоимость энергоносителей; обсудить проблемы и претензии между поставщиками и потребителями и выработать решения, удовлетворяющие все стороны.

В минувшем году прояснить важные, но не до конца ясные моменты в системе ЖКХ попыталась Международная ассоциация менеджмента недвижимости, в которую входят собственники и менеджеры из Беларуси, Германии, Латвии, России. И эксперты, и присутствовавшие журналисты отметили, что в разъяснении нуждается вопрос о системе начисления платежей, о процентах возмещения государством и собственником стоимости ЖКУ, а также о том, почему жители, являясь собственниками, в большинстве своем пассивны и не хотят влиять на происходящее на их территории.

А как это сделать эффективно?

Очевидно, у жильцов-членов товариществ собственников или кооперативов должны быть широкие возможности влиять на решение всех вопросов, касающихся их быта, однако в систему управления в ТС и ЖСК/ЖСПК изначально закладывается потенциальный конфликт интересов жильцов — конечных потребителей услуг и председателя, согласованного исполкомом, однако зачастую не являющегося собственником или дольщиком в управляемом им хозяйстве и занимающего должность в системе ЖКХ — поставщика услуг.

Эти принципиальные проблемы порождают вал вопросов: от качества водопроводной воды и температуры батарей в отопительный сезон, до уборки придомовой территории, вывоза мусора и самое главное — кто и как оказывает услуги и сколько они стоят.

Если бытовые проблемы, возникающие в многоквартирных домах и микрорайонах по всей стране, иногда решаются под давлением возмущенных жильцов, то принципиальные вопросы, являющиеся их предпосылкой, не находят принципиального решения.

Здесь я не буду повторно описывать опыт Украины и других стран, на ошибках и успехах которых в реформе системы ЖКХ нам вполне можно поучиться. Важно, чтобы выбор конкретных решений для наших условий удовлетворял и жильцов, и коммунальщиков.

Для этого следует наладить эффективную систему взаимодействия, например, в виде межведомственного координационного совета с обязательным включением всех заинтересованных сторон.

Со стороны поставщиков за круглый стол логично пригласить представителей «Минскэнерго», «Белтопгаза», «Белэнерго». Со стороны потребителей — представителей Международной ассоциации менеджмента недвижимости, Ассоциации собственников недвижимости, а также ТС, ЖСК, ЖСПК и непосредственно жильцов-собственников (безусловно, для систематизации такой работы потребуется некоторая агрегация предложений, например, их сбор и обобщение посредством электронной платформы). И представителей регуляторов — Министерства жилищно-коммунального хозяйства, Министерства энергетики, Министерства антимонопольного регулирования и торговли и Комиссии по жилищной политике и строительству Палаты представителей Национального собрания.

А пока жильцы возлагают робкие надежды на созданную по распоряжению премьер-министра Межведомственную рабочую группу для урегулирования вопросов, связанных с предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг, которая, к сожалению, ни в каком виде не включает потребителей ЖКУ.

Пора утеплить отношения и убрать промерзающую стену между жилкомхозом и населением.

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

 

 


  • Сколько стоят услуги? Ой... 1. Техническое обслуживание 20-этажки - своя цена, зависит примерно от 35-40 факторов. Техническое обслуживание "хрущёвки" - своя цена. Техническое обслуживание 12-этажки своя цена. 2. Стоимость 1 Гкал теплоэнергии на ТЭЦ-4 своя цена, в котельной маленького города - своя цена. 3. Техническое обслуживание лифта. Зависит от: года выпуска (старше 10 лет дороже), типа кабины, количества поломок в течении года и стоимости запчастей. То есть - для каждого лифта в отдельном доме своя себестоимость затрат. 4. Электроэнергия, потребляемая лифтом. Ну как посчитать себестоимость, сами подумайте? В одном доме (малосемейка) лифт используется с утра до вечера, в другом редко. Один лифт с энергосберегающим двигателем, другой с обычным. В декабре лифты используются примерно в 2 раза чаще, чем в июле (период отпусков). То есть - в каждом подъезде эта цифра разная, зависит от множества факторов. Но конечно, в Совмине додумались установить фиксированный тариф с одного проживающего... так вот просчитать заранее такой тариф невозможно, во всём цивилизованном мире снимают показания приборов учёта электроэнергии. Просто, и легко проверить. 5. Электроэнергия для освещения вспомогательных помещений и работы оборудования. То же, что и с лифтами - в одном доме энергосберегающие двигатели циркуляции воды, в другом нет, в одном подъезде 5 лампочек, в другом 50. Как этот тариф посчитать? Он для каждого дома разный. 6. Санитарная уборка подъездов. Ну, это вообще цирк. Чем чаще убирают, тем больше затраты. Вот как посчитать себестоимость? Составляющие - количество уборок, величина зарплаты уборщиц, дорогие моющие средства или дешёвые....
  • Резюме - узнать себестоимость тарифа, который расчитывается "по зарегистрированным", невозможно в принципе. Для этого необходимо иметь: - отдельный многоэтажный дом, как объект расчётов; - отдельный регион (зарплаты отличаются очень сильно); - ввести данные по периодичности, качеству и т.д.; - определить месяц года (в зависимости от месяца потребление электроэнергии может отличаться в 2 раза). Можно конечно взять данные по всей стране в течении года. Одно "но" - перепроверить эти данные невозможно.
  • Сколько стоят услуги? Ой... 1. Техническое обслуживание 20-этажки - своя цена, зависит примерно от 35-40 факторов. Техническое обслуживание "хрущёвки" - своя цена. Техническое обслуживание 12-этажки своя цена. 2. Стоимость 1 Гкал теплоэнергии на ТЭЦ-4 своя цена, в котельной маленького города - своя цена. 3. Техническое обслуживание лифта. Зависит от: года выпуска (старше 10 лет дороже), типа кабины, количества поломок в течении года и стоимости запчастей. То есть - для каждого лифта в отдельном доме своя себестоимость затрат. 4. Электроэнергия, потребляемая лифтом. Ну как посчитать себестоимость, сами подумайте? В одном доме (малосемейка) лифт используется с утра до вечера, в другом редко. Один лифт с энергосберегающим двигателем, другой с обычным. В декабре лифты используются примерно в 2 раза чаще, чем в июле (период отпусков). То есть - в каждом подъезде эта цифра разная, зависит от множества факторов. Но конечно, в Совмине додумались установить фиксированный тариф с одного проживающего... так вот просчитать заранее такой тариф невозможно, во всём цивилизованном мире снимают показания приборов учёта электроэнергии. Просто, и легко проверить. 5. Электроэнергия для освещения вспомогательных помещений и работы оборудования. То же, что и с лифтами - в одном доме энергосберегающие двигатели циркуляции воды, в другом нет, в одном подъезде 5 лампочек, в другом 50. Как этот тариф посчитать? Он для каждого дома разный. 6. Санитарная уборка подъездов. Ну, это вообще цирк. Чем чаще убирают, тем больше затраты. Вот как посчитать себестоимость? Составляющие - количество уборок, величина зарплаты уборщиц, дорогие моющие средства или дешёвые...
  • Вопрос дмитрием по затратам услуг ЖКХ поставлен правильно ,да и пути решения его почти определены.Все упираеться в активность жильцов конкретного многоэтажного дома.Вот с этим и проблема.Но она может решиться если у жильцов не будет хватать денег на оплату услуг ЖКХ.Это быстро объединит жильцов в желании разобраться Сколько денег за услугу платит потребитель и фактическая себестоимость данной услуги конкретного домма в конкретном районе Города или поселка.
  • Вопрос дмитрием по затратам услуг ЖКХ поставлен правильно ,да и пути решения его почти определены.Все упираеться в активность жильцов конкретного многоэтажного дома.Вот с этим и проблема.Но она может решиться если у жильцов не будет хватать денег на оплату услуг ЖКХ.Это быстро объединит жильцов в желании разобраться Сколько денег за услугу платит потребитель и фактическая себестоимость данной услуги конкретного домма в конкретном районе Города или поселка.