Суд по делу о резне в ТЦ «Новая Европа». Онлайн-репортаж

20 февраля Минский городской суд начал рассматривать дело в отношении 18-летнего Владислава Казакевича, напавшего 8 октября прошлого года с бензопилой на людей в столичном торговом центре «Новая Европа».

Владислав Казакевич. Фото Сергея Балая

От рук Казакевича погибла 43-летняя сотрудница одного из расположенных в ТЦ магазинов Елена Александронец. Нападавший нанес ей два удара бензопилой, а после того, как пила заглохла, добил топором-кувалдой, который прятал в чехле от гитары. Телесные повреждения получили еще две женщины.

Казакевич был обезврежен работниками и посетителями торгового центра, а затем задержан прибывшими сотрудниками милиции.

Бывшему студенту первого курса МИТСО Владиславу Казакевичу предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 13 и ч. 2 ст. 139 УК (приготовление к убийству двух и более лиц), ч. 1 ст. 14 и ч. 2 ст. 139 УК (покушение на убийство двух и более лиц), ч. 2 ст. 139 УК (убийство, совершенное с особой жестокостью из хулиганских побуждений), ч. 1 ст. 339 УК (хулиганство).

Всего потерпевшими по уголовному делу признаны три женщины и родственники погибшей. 

 

♦ Обновить страницу

16:50 На сегодня судебное заседание завершено. Процесс продолжится 21 февраля, начнется допрос свидетелей.

 

16:40 Показания дает 46-летняя Ирина Баешко, последняя жертва Казакевича. Она работала уборщицей в торговом центре. В момент трагедии она шла по административному коридору. Увидела человека в оранжевой одежде и маске. Подумала, что это клоун. Говорит, что даже рассмеялась. Парень шел неестественно, как робот.

Однако обвиняемый замахнулся топором в ее сторону, целился в голову, но женщина смогла увернуться, он попал ей по руке. После этого она побежала предупредить людей, чтобы они спасались.

«Первая мысль в голове — спасать детей, — пояснила потерпевшая. По образованию она фельдшер. — Я занималась спортом, поэтому быстро пробежала два этажа. Детей было — море. Я кричала, чтобы их спасали».

Женщина также успела нажать «тревожную кнопку» — сигнал для вызова милиции.

Потом Ирина зашла в аптеку. Сама обработала раны, взяла валидол и нашатырный спирт. Вызвала такси до вокзала и на электричке поехала домой, она живет в Пуховичском районе. О масштабе трагедии узнала по телефону от знакомых, которые уже успели прочитать новости в интернете.

Кстати, это не первое нападение на нее. Работая участковым фельдшером, на нее также нападали — на спине остался шрам.

Что касается наказания для Казакевича, то женщина оставляет этот вопрос на усмотрение суда. Исковые требования Ирина предъявлять не собирается. 

 

16:25 Показания дает дочь погибшей — 21-летняя Алеся Александронец, ей помогает сурдопереводчик. Потерпевшая говорит, что мать была для нее опорой. Девушка с рождения инвалид по слуху, мама всегда помогала ей в школе, в училище общаться с людьми, решать все проблемы.

По словам потерпевшей, она два месяца находилась в депрессии, ей тяжело далась потеря близкого человека.

Алеся просит наказать Казакевича по всей строгости. Она также заявила иск о возмещении моральной компенсации на сумму 75 тысяч рублей. По ее словам, родители планировали купить ей квартиру, но после потери матери это стало невозможным.

Девушка попросила освободить ее от дальнейшего присутствия в суде, так как ей тяжело слышать подробности совершенного преступления.

15:55 Показания дает студентка Анна Розентова. Она была первой жертвой Казакевича, однако сумела сбежать от него. По словам девушки, в тот день она работала в торговом центре. Сидела в холле, смотрела телефон. Рядом с ней находилась Елена Александронец.

«Я увидела молодого человека в оранжевой куртке. Послышался звук бензопилы. Он подошел ко мне. Я подумала, это розыгрыш. Не воспринимала, что мне угрожает реальная опасность. Когда он уже поднес пилу ко мне, сработал инстинкт самосохранения, и я сумела убежать. Убитая женщина стояла к нему спиной. Я услышала, что пила перестала работать. Он достал из чехла от гитары топор. Помню, другие продавцы кричали: «Убегайте! Спасайтесь!» Мне казалось, прошло много времени, но реально это заняло 1,5 минуты, судя по видео».

По словам девушки, она испытала шок. Первое время боялась выходить из дома, ей было сложно общаться с людьми. 

«Судя по его показаниям, если он окажется на свободе, продолжит убивать, — считает потерпевшая. — Никому не пожелаю пережить то, что произошло 8 октября. Считаю, что этот человек заслуживает самую строгую меру наказания».

Анна спросила у Казакевича: «Если вам назначат наказание, связанное с лишением свободы, когда вы выйдете, вы продолжите убивать?» Казакевич на это спокойным голосом ответил: «Да».

 

15:00 Показания дает потерпевшая Оксана Витвер, которую Казакевич тоже пытался убить.

8 октября она прогуливалась по торговому центру, зашла перекусить в пиццерию. Человека в оранжевой куртке она увидела в холле ТЦ. Подумала, он рабочий. Тем более, был слышен звук пилы. Потом обвиняемый зашел в кафе.

«Я подумала, чудик какой-то — в маске, на лице чулок, — пояснила женщина. — Персонал сказал: «Прячемся!» Я подумала, это розыгрыш какой-то. Но потом он замахнулся на меня. Почувствовала удар. Меня это, конечно, возмутило: как можно ударить человека? Попыталась встать, почувствовала еще один удар. Тогда я вскочила. Отгородилась вешалкой. Мне уже тяжело было дышать. Но я подумала про сына. Мне стало страшно за него, что ему скажут: твою мать убил маньяк. Это же удар на всю жизнь. Поэтому я взяла вешалку и начала сильно ею махать. Кричала на него, говорила, что вызову милицию. В этот момент я даже боль не чувствовала».

Благодаря тому, что Оксана смогла дать отпор нападавшему, она выжила. После происшествия ее доставили в больницу. Четвертый месяц она на больничном. До трагедии работала экономистом. Женщина надеется восстановить здоровье. Пока ей тяжело работать правой рукой.

14:45 В суде также выступила Мария Наливайко — мать погибшей женщины. У нее спросили, какого наказания заслуживает обвиняемый.

«Самого строго! Почему я должна его жалеть? Я думала поменять свое мнение. Но как цинично он себя ведет. И его родители точно также. В последний день перед судом позвонили, видимо, адвокат подсказал, — заявила мать убитой женщины. — Убить невинного человека… За что? И это же столько родственников страдает. Я не знаю вообще, как жить. Держусь ради мужа, он инвалид».

 

14:30 «Я бы очень хотела, чтобы он получил максимальное наказание, — пояснила сестра погибшей Наталья Ашна. По ее словам, она до сих пор не может смириться со смертью близкого человека. — Это зверское убийство, он растерзал человека, причем целенаправленно, цинично. Надеюсь, ему назначат справедливое наказание».

 

14:20 Первым показания дает муж убитой Александр Александронец. Елена устроилась на работу в торговый центр за три недели до убийства. Была на испытательном сроке продавцом оптики. В тот трагический день муж подвез ее на работу. По его словам, настроение у женщины было хорошее, ничто не предвещало беду.

Александр поздно вечером вернулся домой, приготовил ужин и ждал супругу. В интернете он увидел новости, что в ТЦ «Новая Европа» произошла резня.

«Я начал звонить жене, но она не подымала трубку, — пояснил Александр Александронец. — Полтора часа я ей звонил. Начал понимать, что, возможно, что-то случилось с ней. Надеялся на лучшее, но в девять вечера мне позвонили из милиции, сказали, что моя супруга была убита».

Мужчина заявил иск о компенсации материального и морального вреда на сумму порядка 50 тысяч рублей. «Сумма иска направлена на то, чтобы обеспечить будущее моего ребенка», — пояснил он.

По мнению мужа погибшей, обвиняемый заслуживает самого строго наказания.

«Я имею опыт работы с такими молодыми людьми, как он, — пояснил потерпевший. — Он вряд ли подлежит исправлению. Мысли у него конкретные, желания определенные и цели очевидные».

Напомним, что максимальное наказание, к которому могут приговорить Казакевича в случае, если его вина будет доказана — 15 лет лишения свободы. Ни смертная казнь, ни пожизненное заключение ему не могут быть назначены, поскольку он совершил преступление, будучи несовершеннолетним. Таков закон. 

 

14:10 Начался допрос потерпевших.

 

14:05 Владислав Казакевич заявил, что заявленные потерпевшими иски признает, но суммы, по его мнению, завышены.

«Загнули. Слишком большие суммы. За похороны оплатить — и хватит», — считает он. «А моральная компенсация?» — уточнил судья. «Меня это не волнует», — ответил подсудимый.

Судья Павел Орлов

Муж погибшей спросил у обвиняемого, возникали ли у того мысли убивать людей уже после того, как его задержали. «Возникали. Всегда есть такие мысли», — ответил он.

Мать погибшей спросила, любит ли Владислав свою семью. «У нас нормальные отношения. Редко встречались. Ну, а зачем часто? Это ненужно». По его словам, он не любит ни людей, ни животных.

Остальные потерпевшие отказались задать вопросы Казакевичу. «Какие вопросы могут быть к этому ненормальному?» — заявила потерпевшая Ирина Баешко.

13:00 По словам потерпевшей Оксаны Витвер, четыре месяца родители Казакевича не звонили ей и не предлагали помощь.

«Конечно, было обидно. Хожу на физиопроцедуры и как подумаю, из-за чего все произошло, не могу сдержать слез. Хочу восстановить правую руку, но врачи гарантий не дают. Я пока даже писать нормально не могу», — заявила она.

Видно, что женщина в шоке после того, что услышала от Казакевича в суде.

«У меня у самой 18-летний сын. Он очень сильно меня поддерживает, — говорит она. — Я не могу поверить, что в голове у обвиняемого. Как он может такое говорить? Мне по-христиански даже жалко его, ведь он еще ребенок».

По поводу наказания потерпевшая заявила, что оставляет этот вопрос на усмотрение суда.


  • Секир башка этому чудовищу!!!!!
  • Секир башка этому чудовищу!!!!!
  • Секир башка этому чудовищу!!!!!
  • В дурку пожизненно. И изучать как такие идиоты появляются
  • Валерий Романчук
    Он добивается смертной казни, это понятно по его хладнокровному поведению в суде. Слишком просто, нельзя ему этого давать..., его надо на максимум в зону общего режима, а там заказать, пусть убивают медленно.
  • Валерий Романчук
    Он добивается смертной казни, это понятно по его хладнокровному поведению в суде. Слишком просто, нельзя ему этого давать..., его надо на максимум в зону общего режима, а там заказать, пусть убивают медленно.
  • "Напомним, что максимальное наказание, к которому могут приговорить Казакевича в случае, если его вина будет доказана — 15 лет лишения свободы. Ни смертная казнь, ни пожизненное заключение ему не могут быть назначены, поскольку он совершил преступление, будучи несовершеннолетним. Таков закон." Какое-то у нас судопроизводство непонятное... За кражу дают 10 лет, за убийство (+еще 3 статьи) - 15... Думаю, при нормальном раскладе никто бы не смотрел, что он несовершеннолетний, - дали бы высшую меру. Для такого ублюдка - это самое лучшее наказание. А по поводу даже 15 лет... Почему он должен жить, а потом снова выйти и убивать (что, судя по его заявлению, он и намерен дальше делать), в то время как Елену не вернуть и потерпевшим не оправиться от шока?!? Через 15 лет он выйдет, снова что-то случится и что, снова его будут судить, а людям (не дай Бог!!!) снова жить с камнем в сердце?... Завалить эту с***!
  • Я его убийственную придурь не оправдываю, просто ищу корни, питавшие помыслы и фантазии нашего 18-летнего "героя"... И вынужден признаться, что они с рождения питались чисто белорусской "культурной" почвой Новейшего Времени... Которая была неплоха для АГЛ, но хренова для детей с изначально неустойчивой психикой. Но до них не было дела жирующему "государству для народа". Оно было само для себя. Вот и итоги...
  • К слову, чисто моё ИМХО, но я ужасаюсь "базовому пакету телеканалов", кроме которых ничего в основной эфир селективно не пускают... кроме рекламы... Я навещаю свою пожилую матушку. У неё стоит телевизор, единственная связь с миром... Что я там вижу: Реклама - сериал, сериал - реклама. Мудрые спичи АГЛ... Штамповка московских теле-киностудий... Девицы, только из салона красоты, "пушка" в руке, крутая тачка, убийства и мордобой со вкусом... И общее безвкусие в смысле кинематографии... А в этом есть насилие над теми, кому лет 15, которые только пытаются решать вопросы между внутренним осознанием "нельзя - и можно"... А художественное сильное кино БТ давно не показывало. БТ в этом смысле страдает импотенцией, получая дешёвое рекламное бабло, отбивая у аудитории вкус и интерес к действительно серьёзному кино, которое способно заставить зрителя любого райцентра смотреть и думать. (А там альтернатив нет). Это - не преступление?