Владимир Ковалкин. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Не нужно больше долгов

Владимир КОВАЛКИН

Владимир КОВАЛКИН

Окончил Академию управления при президенте Республики Беларусь, получил степень бакалавра экономики, а позднее — магистра экономики. Магистр гуманитарных наук по политологии (ЕГУ, программа «Публичная политика»). Эксперт по вопросам реформы государственной службы и руководитель проекта «Кошт урада» в рамках проекта BIPART.

Стоило только президенту помечтать о средней зарплате «папиццот», как глава Минпрома тут же в лучших традициях советской административно-командной школы управления экономикой берет поручение «под козырек» и перепоручает его исполнение руководителям госпредприятий. Может быть там наверху уже успели позабыть, чем заканчивается такой метод управления экономикой? Напомним на примере динамики показателей социально-экономического развития страны за 2010-2016 годы.

Для открытой рыночной экономики главными показателями «здоровья» являются объем капитализации коммерческих компаний, то есть рост бизнеса, и объем потребительского спроса, то есть рост благосостояния в обществе. Для командно-административной — рост ВВП и размер средней зарплаты. Почему? Ответ на поверхности — объем ВВП и среднюю зарплату можно оперативно (читай по требованию руководства страны) раздуть административными методами и красиво отчитаться о достижениях. В общем, всё как любят чиновники, которые и управляют государственным бизнесом.

Чтобы добиться роста капитализации коммерческих компаний, нужно заниматься созданием и улучшением инвестиционного климата, развивать рыночные институты, заниматься защитой прав собственности и привлечением инвестиций, проводить структурные реформы, поддерживать макроэкономическую сбалансированность. Все это требует длительных усилий и кропотливой работы, что совершенно не нравится чиновнику, поскольку перед руководством быстро и красиво отчитаться не получится.

Эффекты, правда, у этих разных подходов получаются тоже очень разные. В первом случае экономика страны ходит по кругу, а накопленные на предыдущих витках кризиса проблемы загоняются вглубь. Во втором случае наблюдается пускай и медленный, но устойчивый экономический рост.

Как работает модель эмиссионной накачки деньгами экономики легко отследить на примере динамики изменения ВВП Беларуси за последние 7 лет — бурный рост сменяется обвальным падением. Так, в 2015 году ВВП снизился до уровня 2010 года и составил 56,7 млрд долларов в пересчете на среднегодовой курс по Нацбанку, а в 2016 году показатель ВВП рухнул до 47,4 млрд долларов. По прогнозам международных организаций, небольшой рост может начаться только после 2018 года в основном за счет так называемого «эффекта низкой базы».

Разумеется, траекторию роста и падения ВВП полностью повтореят динамика изменения зарплат. Бурный рост зарплат на «эмиссионных стероидах» в 2012-2014 гг до исторических максимумов в 594 доллара сменяют «похмельные» 2015-2016 гг. с их нищенскими средними 413-363 долларами в месяц. И ведь самое интересное, что на самом деле это не падение, а просто возвращение к норме, к макроэкономическому равновесию, к заработанному, а не раздутому.

При нынешнем укладе экономики и отношении власти к бизнесу, при тех интеграционных ориентирах, которые выбрало руководство страны, коридор средних зарплат в 350-400 долларов — этот тот максимум, который страна может себе позволить. Но никак не «папиццот»!

Однако цикличное падение ВВП и средних зарплат в долларовом выражении — лишь верхушка айсберга проблем, которые создает модель эмиссионного роста. Все-таки есть что-то стабильное и в этом процессе — это рост валового внешнего долга страны.

Делов в том, что для поддержания курса национальной валюты в момент накачки экономики ничем не обеспеченными деньгами, правительству необходимо искать внешние кредитные ресурсы и тем самым увлечивать внешний госдолг, который, к слову, за январь-сентябрь 2016 года увеличился на 1 млрд долларов (7,5%) и достиг показателя в 13,9 млрд долларов. Совокупный внешний долг Беларуси также продолжил рост, и на 1 октября 2016 года долг составил почти 38 млрд долларов. По отношению к ВВП размер совокупного внешнего долга Беларуси достиг 79% при установленном лимите не более 60%, что является абсолютным историческим максимумом!

Таким образом, фактически никакого роста не происходит, но при этом страна продолжает уверенно загонять себя в долговую яму. Каждый новый цикл поднятия средних зарплат до «папиццот» увеличивает показатель отношения валового внешнего долга к ВВП в среднем на 30%, это легко проследить по графику. Следовательно, еще одна попытка разогреть экономику с помощью эмиссии денег может привести к росту этого показателя до 110%!

«После нас хоть потоп» — эта фраза маркизы де Помпадур, фаворитки Людовика XV, стала олицетворением губительной расточительности экономической политики короля Франции, который оставил в наследство Людовику XVI страну, находящуюся на грани банкротства.

Вероятно, фразой президента «надо выйти на 500 долларов», нерешенными проблемами в экономике и колоссальным госдолгом запомнится нынешнее поколение политиков своим детям.

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

 

 


  • Очередная утопия. Для открытой рыночной экономики главными показателями «здоровья» являются объем капитализации коммерческих компаний, то есть рост бизнеса, и объем потребительского спроса, то есть рост благосостояния в обществе. Все завязано на деньги. Песня для дурачков. В 90-е нам то же песни пели. Это путь в рабство. Беларусь не европейская страна и никогда ею не будет, а вы все под запад подгоняете. Белорусы это батраки, которые были под поляками и литвинами, грубо говоря травоядные, а вот европейцы это типичные хищники. У них у всех есть колонии, значит и рабы, у нас этого нет, и вот они все время стремятся сделать нас рабами. У них дух другой, у них дух плантатора. А вот когда кавалкин будет выходить на пенсию то сразу сменит песню о главном и запоет о социальной справедливости. Конечно раздать страну за бесценок легко и быстро, а народ опять в батраки это мечта запада. А вы на белом коне и с грандами, как Горбачев.
  • СПРВАВКА АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «СТРАТЕГИЯ» создан в 1997 г. Руководитель--Заико Леонид Федорович …объединение ИЗВЕСТНЫХ аналитиков и экспертов аналитика «Центра» достаточно популярная. Материалы и экспертные оценки «Стратегии» используется как независимыми, так и государственными СМИ, в том числе и телеканалами. ======= звар'яцець можна!
  • СПРВАВКА АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «СТРАТЕГИЯ» создан в 1997 г. Руководитель--Заико Леонид Федорович …объединение ИЗВЕСТНЫХ аналитиков и экспертов аналитика «Центра» достаточно популярная. Материалы и экспертные оценки «Стратегии» используется как независимыми, так и государственными СМИ, в том числе и телеканалами. ======= звар'яцець можна!
  • Как обустроить? 1. сократить нквд в 15 раз. 2. все начинают получать пенсию в 60. А то холуи в 45 пристроились. 3. ликвидировать 1703 контролирующих органа. 4. разогнать службу охраны тела. а то ее бюджет превышает затраты на медицину. 5 сократить как минимум 1 500 000 ( 1.5 миллиона) дармоедов.
  • Привлечение инвестиций , это из серии - Заграница нам поможет , ага - что сынку , помогли тебе ляхи ? Таких учёных надо кастрировать , чтобы не тупили народ ! Знаем ваш капитализм - убытки государству , а прибыль капиталисту , а потом с протянутой рукой больные дети по ТВ просят у народа денежку на операцию , а государство то социальное или нет ?!
  • Реалбное местное самоуправление -вот и все обустройствр страны. Экономические законы капитализма в современном мире потеряли свою актуальность и не работают.
  • Реалбное местное самоуправление -вот и все обустройствр страны. Экономические законы капитализма в современном мире потеряли свою актуальность и не работают.
  • вопрос с долгом по % это корень всех бед...когда берешь деньги под % это всегда заканчивается "поражением" и вопрос только времени..но рано или поздно долг начинает возрастать по экспоненте (ну если только нет гарантированной прибыли в виде нефти и газа например) ....и тогда приходят серьезные дяди и говорят ...а давайте приватизацию?!...или/и проголосуйте за "нас" где нибудь в ООН против ...ну скажем России!?....логика проста если процент по кредиту выше рентабельности производства...(в данном случаи ВВП )то продукция не может конкурировать ...на "свободном рынке" как минимум по цене....потому что долг по процентам залаживается в стоимость продукции то есть в цену...(можно еще много что сказать но ...сможете ли вы вместить?)))
  • "Для открытой рыночной экономики главными показателями «здоровья» являются объем капитализации коммерческих компаний, то есть рост бизнеса, и объем потребительского спроса, то есть рост благосостояния в обществе. Для командно-административной — рост ВВП и размер средней зарплаты." Ну, не совсем так. Точнее совсем не так. Белоруссия относится к бедным странам, а у них главным, если не единственным существенным показателем экономической ситуации является уровень фактического потребления населения. ВВП и все остальные числа и индексы практически не имеют никакого смысла. Так же как и уровень фактической либерализации общества. Строго говоря когда рассматривается страна в которой население только что вырвалось из нищеты, а практически все постсоветские страны относятся к таким, то основным инструментарием оценки является самые простые вещи- кормовой рацион, наличие холодильника и сколько и каких шмоток может обыватель себе позволить купить в год. Если страна нищая, то там уже другие механизмы и цели подсчета - в частности размер необходимой гуманитарной помощи.
  • "Для открытой рыночной экономики главными показателями «здоровья» являются объем капитализации коммерческих компаний, то есть рост бизнеса, и объем потребительского спроса, то есть рост благосостояния в обществе. Для командно-административной — рост ВВП и размер средней зарплаты." Ну, не совсем так. Точнее совсем не так. Белоруссия относится к бедным странам, а у них главным, если не единственным существенным показателем экономической ситуации является уровень фактического потребления населения. ВВП и все остальные числа и индексы практически не имеют никакого смысла. Так же как и уровень фактической либерализации общества. Строго говоря когда рассматривается страна в которой население только что вырвалось из нищеты, а практически все постсоветские страны относятся к таким, то основным инструментарием оценки является самые простые вещи- кормовой рацион, наличие холодильника и сколько и каких шмоток может обыватель себе позволить купить в год. Если страна нищая, то там уже другие механизмы и цели подсчета - в частности размер необходимой гуманитарной помощи.
  • он первый и побежит кредита просить сначала на коленях а потом оборзев матом будет выбивать.