Полполиклиники в планшете. Мобильные технологии помогают врачам и пациентам

Naviny.by вместе с участковым терапевтом, вооруженным «медбуком», отправились на вызов к пациенту.

Уже несколько месяцев терапевты столичной поликлиники № 39 берут на вызовы к пациентам 3G-планшеты с SIM-картами velcom. Подключенные к интернету «медбуки» позволяют удаленно работать с амбулаторными картами, формировать электронные направления на лабораторные исследования, выписывать цифровые рецепты, а заодно помогают оперативно корректировать лечение.

Чтобы посмотреть на «умного» помощника врача в действии, Naviny.by вместе с участковым терапевтом отправились на вызов к пациенту.

 

«Раньше на это уходило десять минут, сейчас — полторы»

Вместе с врачом-терапевтом 39-й поликлиники Егором Мертвецовым мы направляемся по вызову в дом № 11 по улице Яна Чечота.

Раньше, до начала использования технологий электронного здравоохранения, терапевту пришлось бы перед визитом к пациенту зайти в регистратуру и изучить амбулаторную карту: посмотреть, по каким поводам человек обращался за медпомощью, какие препараты и в каких дозах принимал, ознакомиться с результатами анализов.

Сейчас тратить на это время не нужно: всю информацию можно получить в режиме реального времени дома у пациента, загрузив электронную амбулаторную карту из сетевого хранилища поликлиники через планшет.

Терапевт справляется о здоровье женщины, слушает стетоскопом дыхание в легких, меряет давление: 140 на 90. У пациентки ОРВИ, она вызвала врача, потому что накануне поднялась температура.

«Сейчас я буду вас опрашивать и заносить данные в планшет, — говорит доктор. — Как давно заболели? Максимальная температура? Чем лечились? Вижу, были у лора. Что он сказал?»

Далее Егор Александрович открывает данные о результатах последнего анализа крови пациентки. На основании самых свежих показателей можно корректировать лечение.

«В этом планшете помещается половина поликлиники! Помимо актуальных результатов анализов могу посмотреть, вызывала ли пациентка «скорую», сколько раз обращалась к врачу и выдаваться ли ей листок нетрудоспособности. Вот я вижу, что последний больничный у нее был в 2015 году. Раньше все это нужно было узнавать со слов пациентов, обращаться в регистратуру поликлиники, лабораторию, смотреть журнал вызовов скорой помощи. Теперь все это делается на дому. Данные можно посмотреть за все время работы поликлиники. Располагая всей этой информацией, врачу проще принимать решение о том, какое лечение назначить», — поясняет терапевт.

Осмотрев женщину и ознакомившись с результатами анализов, врач приходит к выводу, что ничего страшного не происходит, и нужно просто продолжать лечение.

Доктор оставляет пациентке памятку со схемой лечения. А вернувшись на рабочее место, внесет подробные данные о течении болезни в стационарный компьютер.

«Мобильная версия программы не подразумевает, что я веду полноценный дневник пациента. Все подробно я заполню в стационарной версии этой же программы. У нас есть шаблоны, каждый врач их корректирует под себя, и то, на что раньше у меня уходило минут десять, сейчас я делаю за полторы. Плюс все это можно распечатать на принтере — и пациенту не нужно будет разбирать наш почерк».

К слову, с помощью планшета врач может сформировать электронное направление на анализы. Чтобы получить его бумажный аналог, пациенту надо лишь обратиться в регистратуру поликлиники.

Использование мобильных устройств также ускоряет процесс посещений пациентов на дому: информация о новой заявке на визит поступает прямо на планшет, поэтому по окончанию одного осмотра врач может сразу отправиться на следующий.

 

Данные пациентов надежно защищены

Цифровой «медбук», с которым доктор пришел по вызову, подключен к информационной системе поликлиники через 3G-сеть velcom. Обмен данными происходит по защищенным VPN-каналам связи и проходит шифрование. Поэтому возможность утечки конфиденциальных сведений и нарушения врачебной тайны исключена.

Использование 3G-планшетов для врачебных визитов — это пилотный проект, реализуемый компанией velcom и Объединенным институтом проблем информатики НАН Беларуси. Технология проходит опытную эксплуатацию на базе минской поликлиники № 39.

Всего в эксперименте задействованы десять «медбуков», подключенных к тарифному плану Web 4. Планшеты распределены между участковыми терапевтами, каждый из которых имеет свой пароль доступа в информационную систему.

«Этот проект в сфере распространения электронного здравоохранения — пример тройного взаимовыгодного сотрудничества между ОИПИ НАН Беларуси, Министерством здравоохранения и компанией velcom. Мы со своей стороны обеспечиваем устройства, SIM-карты и защищенные каналы связи, которые никому кроме врача не позволяют иметь доступ к общему серверу поликлиники и карте пациента. Если тестирование технологии пройдет успешно, проект, мы надеемся, получит развитие в других медучреждениях страны», — отмечает начальник отдела корпоративных коммуникаций компании velcom Вячеслав Смирнов.

Уровень доступа к информации, содержащейся в сетевом хранилище медицинских данных пациентов, выстроен иерархически и ранжируется в зависимости от должности, которую занимает сотрудник медицинского учреждения.

Так, работники регистратуры видят базовые данные о пациенте — ФИО, год рождения, адрес проживания — и используют информационную систему только для формирования и выдачи талонов на прием к врачу.

Медицинская сестра может зарегистрировать в базе данных факт прихода пациента, сформировать электронный рецепт или план индивидуальной реабилитации по назначениям доктора. Однако она не сможет создать дневник осмотра пациента с указанием жалоб или написать диагноз — это уже компетенция врача.

У руководства — главврача и его заместителей — есть доступ к полному объему информации о пациенте.

 

«Медбуки — маленький шаг на пути к электронному здравоохранению»

Всемирный банк предоставляет Беларуси заем на создание национальной системы электронного здравоохранения в размере 65 млн долларов на 5 лет.

«То, что мы сейчас делаем, организуя возможность получения быстрой медицинской помощи населению, улучшая ее качественную составляющую с помощью электронных устройств, — это один из маленьких шажков масштабного проекта», — говорит главный врач минской клинической поликлиники № 39 Ольга Есманчик.

Одна из электронных медицинских услуг — цифровой рецепт — уже становится привычной для многих белорусов. Так, участковый терапевт назначает лекарства пациенту во время домашнего визита и вносит соответствующую информацию, используя планшет. А провизор на своем рабочем месте в режиме реального времени видит сформированный электронный рецепт.

Дальнейшая автоматизация медицинского обслуживания позволит интегрировать информационные системы различных медучреждений в единую базу данных.

«Например, посещая пациента, который выписался из больницы, врач поликлиники сможет в реальном времени получить информацию о причине госпитализации, диагнозе, рекомендациях, которые дали при выписке, —  поясняет Ольга Есманчик. — Это дает нам возможность более оперативно корректировать лечение пациента».

Точно так же данные амбулаторной карты пациента будут доступны сотрудникам стационарных медицинских учреждений. В этом случае больнице не придется делать запрос в поликлинику об истории болезни пациента, назначенных ему препаратах и их дозах.

Предполагается, что после создания системы электронного здравоохранения цифровая медицинская карта сможет всюду «следовать» за пациентом и будет доступна медперсоналу в любом медицинском учреждении в пределах страны.


  • Я всё понимаю...но фамилия у этого врача-терапевта Егора Александровича... очень обнадёживающе звучит для пациента. Всё-таки доктор Мертвецов ассоциируется с доктором мёртвых.
  • И первое фото снизу мне напомнило о memento mori.
  • И все хорошо. Да только гинекологи разбежались.
  • И все хорошо. Да только гинекологи разбежались.