Беларусь и мир. 25 лет полета на одном крыле
За четверть века белорусская внешняя политика так и не обеспечила надежных гарантий суверенитета.
К своему четвертьвековому юбилею белорусская внешняя политика подошла со значительными проблемами. И самая главная — большие риски для суверенитета, прежде всего из-за многолетней однобокой ориентации на Москву.
Вот уже почти два месяца на официальном сайте белорусского внешнеполитического ведомства регулярно появляются сообщения об обмене посланиями с тем или иным государством по случаю 25-летия установления с ним дипломатических отношений.
Действительно, можно утверждать, что настоящая история современной белорусской внешней политики началась четверть века назад, поскольку, несмотря на наличие в БССР собственного министерства иностранных дел и даже на членство в ООН, о самостоятельном курсе советской республики на внешней арене и речи быть не могло.
На сегодняшний день Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 174 государствами и представлена загранучреждениями в 56 из них. У нас аккредитовано 86 представительств иностранных государств, включая 45 посольств, и 88 дипломатических представительств по совместительству. Наша страна также является членом многих международных организаций, 15 из которых тоже имеют здесь свои офисы.
То есть с формальной точки зрения Беларусь в плане внешнеполитических связей отнюдь не выглядит белой вороной. Остается выяснить, подтвердился ли в этом случае один из основных законов диалектики — переход количества в качество.
НАТО уже не монстр, но возникли другие угрозы
Несмотря на резкое усиление в последнее время таких видов угроз, как международный терроризм, природные и техногенные катастрофы и т.п., главным полем действия внешней политики небольшого государства остается военно-политическая сфера. Иначе говоря, предотвращение ситуаций, которые могли бы привести к вооруженному нападению или утрате (частичной или полной) суверенитета иным путем.
А поскольку подобной непосредственной опасности для Беларуси как будто не возникало, то напрашивается вывод, что в этой части цель достигнута.
Следует, однако, учитывать, что в течение более чем двадцати лет ситуация в Европе в целом характеризовалась отсутствием такого рода угроз. Кроме того, в конце прошлого и начале нынешнего века белорусское руководство активно демонстрировало союзническую верность Москве с использованием весьма агрессивной риторики в адрес НАТО (Александр Лукашенко некогда назвал эту организацию страшным монстром, который подбирается к границам Беларуси).
Сама по себе ни малейшего беспокойства у альянса эта риторика, понятно, не вызывала, поскольку никакой реальной угрозы в себе не содержала, но в случае радикального обострения отношений НАТО с Россией Беларуси это очень даже могли бы припомнить.
В последнее время обстановка на этом направлении изменилась в лучшую сторону. Как представляется, и потому, в частности, что белорусские власти осознали ошибочность прежней позиции. Впрочем, наверняка во властных кругах есть и мнение, что это Запад понял тупиковость прежних подходов к белорусскому вопросу, а вот твердость и последовательность Минска как раз и дала свои плоды.
Строгих доказательств правильности того или иного взгляда нет, тем более что резко изменился геополитический контекст.
Вместе с тем агрессия России против Украины, подтолкнувшая Минск и Запад к большему взаимопониманию, вызвала тревогу, что подобный сценарий в определенных условиях может быть реализован Кремлем и в отношении нашей страны.
При этом независимые аналитики убедительно доказывают, что ситуацию уязвимости в этом плане во многом создала именно проводившаяся официальным Минском на протяжении двух десятилетий политика максимального сближения с Москвой.
Продажа чайными ложками
В белорусском случае внешнеполитическая деятельность включает в себя и внешнеэкономический компонент, поскольку МИДу, как известно, поручено обеспечивать увеличение экспорта (хоть по чайной ложке, как выразился некогда официальный лидер) и привлечение в страну иностранных инвестиций.
Если взять за основу для анализа чисто цифровые показатели, то сделать четкий вывод относительно успешности такой деятельности будет весьма сложно. Например, в 2000 году объем экспорта составлял примерно 7,5 млрд долларов, а в 2016-м — почти 23,5 млрд. Казалось бы, неплохое достижение: троекратный рост за полтора десятилетия. Однако в 2012 году было 45,5 млрд!
Правда, здесь необходимо брать во внимание, что даже искусный дилер едва ли сможет постоянно продавать не самый качественный товар в больших масштабах. То же самое относится и к инвестициям — при отсутствии надлежащих внутренних условий на стабильный успех рассчитывать трудно.
Слишком долго летели на одном крыле
Таким образом, по большому счету белорусскую внешнюю политику за 25 лет вряд ли можно оценить как весьма успешную.
Наличие определенных успехов, в первую очередь в области разоружения, отрицать нельзя, однако почти все они имели место в первые годы независимости. Также серьезно подпортили имидж страны несколько громких скандалов да и сама специфика внутренней политики, которая шла по линии укрепления авторитаризма.
Тревожнее всего из-за того, что до сих пор не решена главная задача — надежное обеспечение суверенитета.
Сейчас, похоже, даже во властных кругах крепнет осознание, что ориентация исключительно на Россию была ошибкой. Постоянные призывы к многовекторности оставались благим намерением, в этом направлении лишь сейчас делаются некоторые шаги, и то чрезвычайно осторожные. К тому же уверенности в долгосрочности такой тенденции по-прежнему нет.
Очевидно, что для выхода из создавшегося положения потребуются исключительные целенаправленные и последовательные усилия. Причем и их успех не гарантирован: слишком долго страна, как выразился сам Лукашенко, летела на одном крыле.
Обсудим?