Татьяна Короткевич. ПРАВДА. Куропаты — диалог вместо конфликта

Татьяна КОРОТКЕВИЧ

Татьяна КОРОТКЕВИЧ

Сопредседатель кампании «Говори правду». Преподавала психологические дисциплины в системе высшей школы, руководила отделением в социальном центре. Магистр психологии. Кандидат в мастера спорта, входила в состав женской сборной БССР по велоспорту, с тех пор знает, что такое победа. До этого времени «педалирует» социальные проблемы и не понимает, как можно не довести до конца начатое дело. На президентских выборах 2010 года была доверенным лицом Владимира Некляева. В 2015 году сама баллотировалась в президенты (по данным ЦИК, набрала 4,42%). В 2012 и 2016 годах участвовала в выборах в Палату представителей.

После десятидневного противостояния у злополучной стройплощадки возле Мирошниченко, 53 над палаточным лагерем куропатских защитников — рассвет надежды.

Со всеми оговорками уже принятые решения позволяют говорить: команде сопротивления, душой которой стал Дмитрий Дашкевич, удалось переформатировать сценарий противостояния между активистами и властью.

Для меня самый очевидный и яркий его итог — публичное заявление застройщика о том, что в сложившейся ситуации гражданская позиция важнее бизнес-интересов. Напомню: в 2013-м во время истории с возведением развлекательного центра под оскорбительным названием «Бульбашъ-холл» мы ничего подобного не услышали и не увидели — вопреки уму и совести его все же достроили…

По-новому повели себя и многие представители «вертикали»: спустя долгие годы замалчивания правды прозвучало вслух: Куропаты должны стать национальным Мемориалом памяти жертв сталинского террора.

Это, безусловно, придаст новые силы тем, кто занимается историческими исследованиями, краеведением. И не только в Минске — по всей стране.

Подтолкнет многих «спящих» заглянуть в свою родословную, узнать судьбы дедов, прадедов.

А в итоге они поймут: замалчивание и незнание истории, ее уроков ведут к манипуляции сознанием, помогают разделить общество на «своих-чужих», а вслед даже подтолкнуть к кровавому выяснению отношений, которое потом невозможно искупить в течении жизни даже не одного поколения...

Очень хочу верить: диалог общества с властью наконец начнется. Но насколько он будет полноценным, глубоким, искренним?

На недавней пресс-конференции зампред горисполкома Виктор Лаптев озвучил свою личную и официальную позицию: «Строительство на этом участке осуществляется в соответствии с законодательством, не затрагивая памяти жертв и никак ее не попирая. Застройщик сам приостановил строительство, это его позиция. Официального запрета нет».

Как толковать такие слова? В принципе — как угодно.

Вот почему о победе говорить еще рано. И дело не только в том, каким будет принято окончательное политическое решение по проблеме и бизнес-центра у кольцевой, и Мемориала непосредственно в Куропатах.

Увы, куропатский урок того, как нужно учитывать интересы граждан, общества, для власти и граждан может остаться если не разовым, то выборочным.

Так, председатель Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома Павел Лучинович на все той же пресс-конференции заявил: «Моя личная позиция по Осмоловке и Тракторному поселку (и она поддерживается значительной частью профессиональной архитектурной общественности) — в том, что тема достаточно надумана».

Напомню: у гражданских активистов, многих местных жителей, профессионалов позиция прямо противоположная. Кстати, поддержанная и рядом известных зарубежных экспертов. Но, похоже, машина разрушения столицы не намерена останавливаться.

Заместитель председателя Мингорисполкома Виктора Лаптев подтвердил возобновление работ в недостроенном гостиничном комплексе в районе парка Горького: «Подходы выработаны. Думаю, что они реализуются»… Вот и весь сказ. Между тем всем известно: огромное количество жителей столицы категорически против этой новостройки, которая разрушает действительно неповторимый водно-парковый ландшафт этой части города.

И тут уместно вспомнить еще об одной резонансной новостройке. Собственно, действительно должного резонанса разрушение комплекса бывшего Троицкого монастыря напротив Оперного театра так и не получило. Город (бюрократический) попросту «не услышал» протеста возмущенных горожан. В итоге там, у красивейшей излучины Свислочи, появится еще один развлекательный центр, построенный на арабские деньги.

А ведь это часть чудом сохранившегося уникального уголка Минска — современники называли его «греческим пантеоном»… Нет, забьют то историческое место бездушным стеклобетоном...

Хотя при должной реконструкции, надлежащем озеленении тамошней приречной территории столица могла бы иметь действительно неповторимый облик.

Но нет — вместо этого получите офисный центр у Куропат, семиэтажки в районе Тракторного поселка, стекляшки вместо монастырского комплекса…

Вот итог как наплевательского отношения бюрократов к общественному мнению, так и нежелания гражданского общества достойно отстаивать свою позицию.

И поэтому вдвойне, втройне, многократно важен прецедент, созданный ребятами из палаточного городка у Куропат.

Теперь жизненно необходимо на деле усвоить его уроки: власть должна научиться признавать свою недальновидность, исправлять ошибки, а обществу важно воспользоваться вновь открывающимися возможностями — практиковать разные формы и методы работы, и не просто высказывать свое мнение, а отстаивать свою волю.

Народную.  

 

#Курапаты 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

 

 


  • Может, моя оценка коренным минчанином - центра Минска. Не знаю, откуда взялось это неприятие перенаселённого центра - это как кошкам присущее желание найти в квартире облюбованный уголок. Но центр города меня банально угнетает. Быстрей в метро, быстрей по трубе метрополитена - и смыться из него. Найти себя где угодно, но не в этом обезличенном центре. Есть скопление биомассы, но нет людей. У каждого второго (почти) - балдёж от плеера, у каждого четвёртого (женщины, в основном) - скошена шея, голова прижимает мобильный телефон к воротнику, поскольку руки заняты переноской семейной жратвы из пункта А в пункт Б. И слова опережают мысли, которые и не рождаются в скороговорке... И с городом связывает только воспоминания о нём и желание побыстрей от него отделаться. Такая вот амбивалентность. И, что называется, флаг в руки Т. Короткевич, которая умна и сердита, по-женски толерантна... "Слона на скаку остановит И хобот ему оторвёт" Когда мужикам всё пофиг, то пусть её женское начало, со звоном бормашины врезается туда, где мужской кулак долбать устал... Вот в этом и состоит преимущество женщины: она готова посвящать себя делу круглосуточно, а мужик 8 часов отработал - и пошёл в пивбар. Вот такое вот половое различие. Смешно, но в массе - это близко к истине...
  • "Но, похоже, машина разрушения столицы не намерена останавливаться." А потому, что среди тех, кто ответственен за современный облик Минска, нет минчан (или их так мало, что их голоса не слышны), а, в основном, это пришлый люд. Им до одного места, что будет с городом, это не их город. Здесь они делают КАРЬЕРУ.