Анархиста Вячеслава Косинерова могут признать политзаключенным

Ему грозит до трех лет колонии за акцию с памятником полицейскому-городовому.

Активист находится в СИЗО на Володарского. Его обвиняют в хулиганстве. Формально причиной преследования стало участие в перфомансе возле здания МВД в Минске. Косинеров накинул петлю на памятник городовому. Однако правозащитники считают, что на самом деле анархиста преследуют по политическим мотивам.

Вячеслав Косинеров. Фото из соцсетей

Обвинение молодому человеку было предъявлено 28 марта — как только его освободили после административного ареста за участие в «Марше нетунеядцев». Из изолятора в Жодино Косинерова перевели в столичное СИЗО № 1 на улице Володарского. Там он узнал, что обвиняется в хулиганстве (ч. 1 ст. 339 УК). Санкция статьи предусматривает наказание в виде общественных работ, или штрафа, или исправительных работ на срок до двух лет, или ареста на срок до шести месяцев, или лишения свободы на срок до трех лет.

Причиной уголовного преследования стал перфоманс в центре Минска. 12 марта Вячеслав Косинеров накинул петлю на памятник городовому времен Российской империи. Памятник был установлен напротив здания МВД в честь 100-летия белорусской милиции.

В интернете был опубликован ролик, где участники акции поясняли, что таким образом выражают протест против беспредела правоохранительных органов. Накануне по всей стране прошли обыски и задержания анархистов. Также был оглашен приговор по делу фанатов футбольного клуба «Партизан», которые за хулиганство получили серьезные сроки.

Правозащитники считают, что в обвинении Косинерова присутствует политический мотив — наказать за выражение мнения, а не реальное преступление.

Согласно ч. 1 ст. 339 УК Республики Беларусь, уголовной ответственности подлежат умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, при этом сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения, либо уничтожением или повреждением чужого имущества, либо отличающиеся по своему содержанию особым цинизмом.

Косинеров накинул веревку на шею городовому, но памятник при этом не был поврежден или уничтожен. Он по-прежнему стоит на улице Городской вал на радость белорусской милиции.

«Совершенный Косинеровым поступок, который выражался в набрасывании петли на статую полицейского-городового, установленную возле здания МВД, по нашему мнению, не имел умысла нарушить общественный порядок, поскольку никоим образом не привел к срыву работы МВД, других учреждений, общественного транспорта, не причинил вреда здоровью граждан, — отмечают юристы на сайте spring96.org. — Само действие было коротким по времени и не могло привести к нарушению спокойствия других граждан, к тому же было совершено в позднее время суток, когда на улице фактически отсутствовали прохожие. Таким образом, по нашему мнению, нельзя утверждать, что действия Косинерова являлись грубым нарушением общественного порядка и выражали явное неуважение к обществу».

По мнению правозащитников, также нельзя утверждать, что действия Косинерова «были сопряжены с особым цинизмом, поскольку особый цинизм в составе хулиганства означает проявление в действиях, грубо нарушающих общественный порядок и выражающих неуважение к обществу, крайне презрительного отношения к основным нравственным ценностям общества. Исключительным цинизмом, в частности, может быть признано проявление бесстыдства, издевательство над больным, престарелым, лицами, находящимися в беспомощном состоянии, надругательство над обычаями и традициями и т.д.».

Отмечается, что статуя городового «не является исторической или архитектурной ценностью (не внесена в соответствующий реестр). Нельзя утверждать и то, что эта статуя является отражением (символом) каких-то национальных традиций или обычаев народов, населяющих Республику Беларусь, символизирует собой память о жертвах, понесенных нашей страной во многих войнах и революциях, является памятником сотрудникам органов МВД, погибшим при исполнении ими своих служебных обязанностей. По сути, данная скульптура представляет малую архитектурную форму вроде других подобных скульптур, установленных на улицах городов Беларуси».

Таким образом, правозащитники считают, что в действиях анархиста нет состава преступления. Его акцию расценивают как выражение собственного мнения.

«Похоже, непропорционально жесткая реакция властей на поступок Косинерова вызвана лишь тем фактом, что данная статуя была празднично установлена с участием руководства МВД во время мероприятий по случаю 100-летия с момента образования белорусской милиции», — считают правозащитники.

Данные факты могут стать основанием признать активиста политзаключенным.

Это не первый случай преследования Косинерова. В августе 2015 года вместе с соратниками он был задержан по подозрению в нанесении граффити политического содержания, в частности, надписи «Беларусь мае быць беларускай». При задержании Вячеслав Косинеров был жестоко избит, в результате чего попал в больницу.

В январе 2016 года действия активиста были переквалифицированы с ч. 2 ст. 339 УК (хулиганство) на ст. 341 УК (порча имущества). Косинеров был приговорен к штрафу в размере 30 базовых величин.

«Преследование Косинерова сопровождалось сюжетами пропагандистского содержания по национальному телевидению, в которых его фактически обвиняли в экстремистской деятельности и даже разжигании национальной розни, хотя данные действия ему никогда официально не инкриминировались, — напоминают правозащитники. — Перечисленные обстоятельства позволяют делать выводы о политическом мотиве власти в преследовании Вячеслава Косинерова в целях прекращения его публичной деятельности».

Юрист Павел Сапелко в комментарии для Naviny.by пояснил, что Косинеров еще до суда может быть признан политзаключенным, так как он взят под стражу, а материалы его дела позволяют говорить о немотивированном преследовании. Такие случаи в Беларуси уже были.

На данный момент в Беларуси политзаключенными признаны два человека — это правозащитник Михаил Жемчужный и пенсионер Александр Лапицкий