Инна Ромашевская. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Внимание на государственном уровне
Инна РОМАШЕВСКАЯ
Эксперт в области государственного управления с 15-летним опытом работы в сфере международного развития, участник ряда проектов по исследованию модернизации государственной службы в постсоветских и бывших социалистических странах. Своей задачей видит содействие реформе государственного управления в Беларуси, а также расширение участия в этом процессе независимых экспертов. Руководитель исследований проекта BIPART (Белорусский институт реформы и трансформации.
Что всегда радует в работе белорусских властей — это желание все тщательно спланировать, как минимум, на пять лет вперед, а лучше всего на двадцать.
Происходит это, однако, не потому, что отечественные чиновники обладают такими уж выдающимися навыками прогнозирования. Просто такой дальний горизонт планирования позволяет нашим управленцам заполнять страницы и страницы документов мечтами о будущем, полном процветания, инноваций и кластерной экономики.
Предъявляя план процветания на три года, рискуешь оказаться под градом неудобных вопросов — «а как, собственно, вы планируете оказаться в этой безоблачной точке Б, отправляясь из теперешней точки А» (роста экономики нет, кредитов нет, нефть не зафонтанировала).
А планируя до 2030 года, одновременно показываешь и грандиозность, масштабность своего государственного мышления, и избегаешь неприятных вопросов.
Экс-премьер министр Великобритании Гарольд Уилсон рекомендовал политикам «никогда не указывать дату и цифру в одном предложении». Мол, тогда никто не упрекнет вас в невыполнении обещаний. Белорусские управленцы развили эту идею до крайних пределов логики — «вообще не указывайте ничего конкретного».
Неудивительно, что стратегии, концепции и прочие планы, выходящие из-под пера белорусских чиновников, полны неких туманных образов, безусловно привлекательных, как и любая маниловщина, но никакой другой ценности, кроме некоторой эстетической, не имеющие.
Уже скоро два года, как утихли восторги по поводу планов развития местного управления и самоуправления, щедрыми руками авторов разбросанных по Национальной стратегии устойчивого развития до 2030 года (НСУР-2030). Своими медовыми устами они упоминали и принцип субсидиарности, и электронное правительство, и расширение полномочий местных властей.
Не прошло и двух лет, как слова «развитие местного самоуправления» слетели уже с медовых уст Михаила Мясниковича, который никак не может забыть, что он уже не премьер-министр Беларуси (и это, вероятно, справедливо — ведь Андрей Кобяков так и не вспомнил, что теперь премьер-министром является он).
Михаила Владимировича внезапно осенило, что Беларуси нужна Концепция развития местного самоуправления — естественно, до 2030 года (и ни годом меньше, а то и возиться не стоит). Каковой мыслью он не преминул поделиться со своими подопечными — членами Совета Республики — на открытии весенней сессии
Почему эта светлая мысль ударила в светлую голову г-на Мясниковича именно сейчас, мы можем только догадываться. Сам он объяснил это коллегам таким образом: «Президент страны уже несколько раз обращал внимание на необходимость более ответственной работы депутатов всех уровней».
Интересно, приходила ли когда-нибудь в светлую голову экс-премьера мысль, что гораздо более естественно было бы депутатам обратить внимание на необходимость более ответственной работы президента?
Но вернемся к концепции местного самоуправления. Что же, по мнению Мясниковича, должна включать в себя «более ответственная работа»?
Главное, как оказывается, — «инициативность, а не стремление спрятаться за чужую спину и уйти от ответственности». О чьей спине идет речь, можно легко догадаться. Но в то же время Михаилу Владимировичу видится, что местные депутаты должны быть «патриотами своей страны, способными быть проводниками государственной политики». Похоже, кандидатам в депутаты местных советов придется проявить чудеса гибкости — проявлять инициативность, одновременно будучи проводниками.
Мало того: по мнению экс-премьера, депутат должен «объяснять, убеждать, уметь повести за собой» — что естественно для политика местного уровня, который должен убедить людей проголосовать за него.
Впрочем, тут же Мясникович говорит и о том, что местные советы должны сформировать новую повестку — и немедленно перечисляет, что должно быть в этой повестке (занятость, содействие предпринимательству...). Вот вам и инициативность, и умение убеждать.
А пока наши «сенаторы» мечтают об одновременно инициативном и послушном депутате, граждане обращаются с «вопросами государственной важности» к председателю Комитета государственного контроля, обсуждая с ним возможность субсидирования жилья для молодых специалистов и другие темы «государственных масштабов».
Впрочем, если президент раздает поручения депутатам местных советов, а глава Совета Республики поучает местную исполнительную власть — не все ли равно гражданам, к кому обращаться по «вопросам государственной важности»?
Для обычного гражданина все они, да и большая часть «государственных» общественных организаций, являются составными частями вертикали власти, и тут уже не важно, писать ли президенту жалобу на мизерные заработки в колхозе или обсуждать вопросы высшего образования с председателем КГК. Главное — прорваться хоть к кому-нибудь и, если повезет, быть услышанным.
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». |
Обсудим?