«Пора разрушать барьеры». В Минске показали мюзикл по сказке мальчика с аутизмом

В минском Дворце культуры ветеранов показали самый масштабный спектакль с участием детей с аутизмом. Автор пьесы также «особенный» — 11-летний Кастусь Жибуль. 35 юных актеров, с десяток опытных драматургов, сотни неравнодушных зрителей, белорусский язык и сказочный мир, в котором животные говорят, а дождь творит волшебство.

В последние минуты до начала представления за кулисами царит суета. Ребята репетируют самые сложные сцены, просят родителей помочь с костюмами, а еще играют в догонялки и смеются. Юные артисты с любопытством выглядывают из-за кулис, чтобы оценить, сколько человек пришло на их премьеру.

Создается, впечатление, что дети вовсе не волнуются. И это не случайно, ведь они выступают не в первый раз. Семейный инклюзив-театр «І», созданный по инициативе МБОО «Дети. Аутизм. Родители» и velcom, существует с весны 2016 года. В прошлом году ребята уже выступали с мюзиклом «Флейта-чарадзейка» в Минске, а потом и во всех областных центрах.

«Этот спектакль у нас уже второй, он существенно отличается от предыдущего, который мы показывали в прошлом году, — объясняет художественный руководитель театра Ирина Пушкарева. — Во-первых, дети актерски очень выросли. Во-вторых, пришло больше детей с аутизмом и почти все вышли на сцену. У нас на этот раз сильная драматургическая линия. Мы хотим показать внутренний мир ребенка с аутизмом, его мечту о театре и воплощение этой сказки, а также трудности, с которыми он сталкивается».

2 апреля спектакль «Чыгунка» по сказке 11-летнего мальчика показали дважды во Дворце ветеранов. Представление подготовили всего за три месяца. Подготовкой ребят к выступлению занимались педагоги «Студии Пушкаревой», а генеральным партнером театра — компания velcom.

Режиссировали мюзикл сразу три режиссера — известный еще по ТЮЗу Игорь Сидорчик, актер театра и кино Геннадий Фомин и Ирина Пушкарева. Хореографией занималась Валентина Янсон, сценографией — Вениамин Маршак. Продюсером мюзикла стал основатель Альтернативного театра Леонид Динерштейн.

Примечательно, что дети участвовали во всех этапах создания спектакля. Ребята сочиняли костюмы, которые потом дорабатывала художник по костюмам Татьяна Лисовенко. Декорации рисовал Макс Лагун, мальчик с аутизмом. Музыку писали Макс Мдивани и Никита Линьков под руководством Александры Сандлер.

Мюзикл идет на белорусском языке. Действие спектакля разворачивается на двух необычных станциях «Кашачынская» и «Сабачынская». Очень своевольный кот Наадварот (именно так его зовут) меняет названия станций, после чего герои сказки теряются и не могут отыскать своих родителей. Кот Наадварот олицетворяет вторую натуру мальчика Кости, которая все хочет делать наперекор другим. В конце, как ведется, побеждает добро. А помогает в этом волшебный дождь и сила дружбы.

Сам Костя Жибуль начал сочинять еще в год и семь месяцев. Стихи и истории за ним записывали родители. После мюзикла юный писатель признался нам, что волновался перед выступлением.

«Мне было интересно, как у нас получится сыграть, как отреагируют люди. Они все хлопали. Я доволен, как все прошло. У меня есть еще «Мыльные бурбалкі», но это невозможно сделать спектаклем. А еще будут спектакли «Чыгункi»? — интересуется Костя у папы.

«Тебе понравилось выступать?» — спрашиваем у мальчика.

«Понравилось. Может, стану актером», — признается он.

С ребятами с аутизмом также работали профессиональные психологи и педагоги, которые учили справляться со страхом перед публикой, работать в команде. Как отмечает продюсер мюзикла Леонид Динерштейн, в этот раз тьюторы за кулисами даже не понадобились. Хватило помощи лишь некоторых родителей.

«Дети все, с проблемами и без, за два месяца серьезной труднейшей подготовки очень выросли и сделали сегодня все отлично. Ребята, которые месяц назад боялись сцены как огня, все отыграли. Нам удалось, казалось бы, невозможное. Мы объединили вместе талантливых ребят, опытных драматургов и неравнодушный бизнес — прежде всего, velcom, который на серьезном уровне говорит о проблеме детского аутизма и создании среды равных возможностей», — рассказал Леонид.

Спектакль оценили и зрители. Все отмечали, что выделить на сцене детей с аутизмом, у них не получилось.

Маша первый раз пришла на спектакль инклюзивного театра.

«Такие спектакли у нас бывают не часто, — говорит девушка. — Я пришла поддержать детей. Мне очень понравился мюзикл, он оказался пронизывающим душу. Красочное шоу, красивые костюмы… Хотелось бы, чтобы у нас было такого больше, чтобы это внедрялось в нашу систему. Например, обычные театры могут решиться на такие эксперименты и делать постановки с детьми с аутизмом. Люди должны понимать, что и с такими детьми можно общаться. Инклюзия и подразумевает совместную деятельность. Барьеры нужно разрушать. Люди с аутизмом — такие же, как и мы, просто у них немножко другой внутренний мир. Хочется, чтобы такие спектакли делали еще и еще и учили людей».

Ирина пришла сюда с дочкой, которая тоже занимается в театре: «Сейчас уже совсем непонятно, что на сцене есть ребята с аутизмом. В начале дети были замкнутые, а сейчас очень раскрепостились. Это очень нужное дело, а главное — нравится самим детям».

Чудеса происходят не только на сцене, но и за кулисами.

«На премьере «Чыгункi» мы увидели, какие колоссальные изменения произошли с «особенными» ребятами через год с момента их первой репетиции пьесы «Флейта-чарадзейка». Ребята стали увереннее, спокойнее и искуснее как актеры, — раскрывает начальник отдела корпоративных коммуникаций velcom Вячеслав Смирнов. — Изменилось и общество: постепенно люди начали менять свое отношение к детям с аутизмом. Для многих стало открытием, что особенные ребята обладают редкими творческими талантами и способностями. Всё это еще раз указывает на необходимость формирования среды равных возможностей, в которой у каждого есть шанс».

Спектакль «Чыгунка» — не единственная акция ко Дню информирования об аутизме. 2 апреля по Минску пустили бесплатный синий трамвай. Именно этот цвет является символом борьбы с проблемами аутизма.

Трамвай колесил весь день по маршруту № 3 в дополнение к остальному транспорту. В кабине пассажиров ждал умный Лев, который раздавал всем синие ленточки и рассказывал, что аутизм — это не болезнь, а психофизическая особенность. Также царь зверей приглашал людей на премьеру спектакля «Чыгунка». Многие люди интересовались, откликались и обещали прийти.

Трамвай украсили в синие цвета и развесили фотографии артистов инклюзивного театра — обычных ребят и с аутизмом. До обеда Лев успел раздать более трехсот ленточек. Во время пути радио напоминало людям о предстоящем спектакле и дне, который отмечают 2 апреля. Пассажиры признавались, что им было приятно проехаться бесплатно и интересно услышать об аутизме.

В необходимости такие мероприятий убеждена врач Марина, которая также оказалась пассажиром синего трамвая: «Меня заинтересовал спектакль, про который нам рассказали. Хорошо, что говорят об этой проблеме. Мне кажется, у нас недостаточно специалистов, которые работают с такими детьми».

Пенсионерка Лариса Зеликовна внимательно и увлеченно слушала, что ей рассказывал Лев. Призналась, что информация тронула ее сердце.

«Есть известная певица Анна Нетребко, у которой родился сын с аутизмом. Это правильно, что об этом говорят, проводят акцию с трамваем и спектаклем, не оставляют родителей одних. К этому нужно привлекать общественность. Оказывается, сегодня международный день! Раньше такого не было. Таких детей нужно отдавать в обычные школы, дополнительно с ними заниматься», — уверена Лариса Зеликовна.

 

Семейный инклюзив-театр «i» был сформирован в начале 2016 года по инициативе МБОО «Дети. Аутизм. Родители» и компании velcom, а подготовкой юных актеров безвозмездно занялась творческая студия Ирины Пушкаревой. Первый спектакль — «Флейта-чарадзейка» — с успехом был показан в Минске и всех областных центрах. Премьера второго мюзикла — «Чыгунка» — состоялась 2 апреля во Дворце культуры ветеранов.

 

 


  • Danis Dushelub
    Слова дурного не скажу, но если даже наш "неспециализированный" зритель, у которого и так "крыша едет" от ежедневного маразма, да соберётся-таки навестить театр. Это неплохо... А аутист-взрослый да с аутистом-артистом... Тут мало чего просчитывается...