Лукашенко предлагает для белорусской системы образования туркменский вариант

Год-два обучения — и в поля или к станку. Такую модель в свое время ввел Туркменбаши.

Александр Лукашенко в течение многих лет продвигает свое видение системы образования Беларуси, суть которого — в максимальном упрощении школьной программы и сокращении сроков обучения в вузах. Куда может привести эта скользкая дорожка?

Фото dw.de

 

Школа: упростить программу и переписать учебники

Обращаясь 21 апреля с посланием народу и парламенту, президент Беларуси в очередной раз потребовал упростить учебные программы в школах и улучшить качество учебников.

«Несмотря на мои неоднократные указания упростить учебные программы, приблизить их к жизни, улучшить качество учебников и пособий, не перегружать школьников излишними заданиями, в полной мере вопросы до сих пор не решены», — сказал Лукашенко.

Он обратился к министру образования Игорю Карпенко: «У нас существует программа и по написанию учебных программ, и по изданию новых учебников. Я однозначно делаю вывод, что эта программа растянута — ее надо в два раза сократить. Сделайте это за лето, к новому сезону. Главное — дать учителю, преподавателю эту программу».

Отметим, что только в прошлом году Лукашенко дважды публично требовал повысить качество учебной литературы. А Министерство образования в ответ заявляло, что работает над новыми учебниками, более доступными для понимания учеников.

Однако очевидно, что единовременно переписать или создать новые учебники по всем учебным предметам невозможно.

Отдельно глава государства — напомним, по образованию историк и экономист — прошелся по современным учебникам математики и физики.

Лукашенко, по его словам, думал, что «мы что-то не то сотворили в гуманитарной сфере — история, литература и тому подобное». «Но мы наломали дров в математике и физике в школе столько, что страшно смотреть на учебники. Кого вы там готовите? <…> Усложняя процесс обучения и подбрасывая сложные учебники в школе, <…> мы отталкиваем детей получать знания. Дети начинают бояться», — констатировал глава государства.

Лукашенко обратился к председателю «Белой Руси», бывшему министру образования Александру Радькову: «Александр Михайлович, займитесь немедленно. Вы же здоровый человек, человек президента. Напишите эти учебники. Дайте людям нормальные падручники по физике и математике. Это ненормально. Мы же издеваемся над детьми».

Можно предположить, что некоторые реформаторские идеи, касающиеся среднего образования, Лукашенко черпает из опыта своего младшего сына Николая, который сейчас учится в шестом классе. В их числе и идея о смещении времени начала занятий в школах на 9:00.

«В этом вопросе необходимо разобраться, и начинать учебу в школе в 9 часов утра, и не смотреть на то, что многим родителям надо раньше на работу», — заявил Лукашенко.

Он не первый раз поднимает этот вопрос, несмотря на то, что профессионалы указывали — сдвиг школьных занятий на час может создать много проблем и детям, и учителям, и родителям.

Свою точку зрения Лукашенко объясняет тем, что современные дети загружены в школе и тратят на учебу очень много времени: «Если ребенок занимается еще и спортом, а это необходимо, то просто беда. Он не выдерживает такой темп».

«Дети во что превратились? А почему они у нас стали горбатыми, сколиоз, склероз и прочее в 15-17 лет. Мы их угробили. Они лишний вес имеют. Им некогда заниматься ни спортом, ни музыкой, ни изобразительным искусством», — констатировал Лукашенко.

 

 

«Безобразие в школе в элементарных вещах. <…> В школе нельзя над детьми издеваться. Мы же инвалидов готовим», — констатировал он. Дошло до того, сказал Лукашенко, что «у нас в спецназ отобрать нормальных людей — огромная проблема».

 

Вернуться к советской системе не получится — время другое

Заместитель председателя «Таварыства беларускай школы» Тамара Мацкевич, комментируя тезисы главы государства, высказала опасения, что чиновники будут стремиться сделать так, как Лукашенко заявил буквально, и образование будет только деградировать.

«Менять учебники надо не потому, что они сложные, не потому, что какой-то ребенок не в состоянии освоить школьную программу, а потому что они устарели. И это не делается быстро и дешево. Учебник не создается за год. Его пишут, затем тестируют, усовершенствуют. Программы — это тоже дело не одного дня», — сказала Мацкевич.

По ее мнению, «если чиновники поймут слова главы государства как приказ к экономии, школа превратится в место, где детей будут контролировать и загружать идеологией, а учиться они будут у репетиторов».

«Нельзя идеализировать советскую систему с меньшим объемом знаний — время совсем иное, требования иные. Да, в интернете есть информация, но система образования должна давать сквозные компетенции — знание иностранных языков, коллективное умение решать задачи, способность работать в группах и так далее. Этому у нас не учат! Если мы вернемся по уровню подготовки к сельской школе, в которой учились многие наши чиновники, лишим детей перспектив в современном мире», — сказала Тамара Мацкевич.

 

Уменьшить число вузов и время на подготовку

Также Лукашенко поручил профильным госорганам вновь рассмотреть вопросы о сокращении сроков университетского обучения.

По словам официального лидера, практически с начала учебы студента необходимо задействовать на производстве, соответствующем его профилю обучения:

«Если он почувствует, что он не туда пришел, он уйдет с первого или второго курса. Мы ему дадим образование, он придет через 4-5 лет к станку или в поле и поймет — не туда. А деньги мы затратили колоссальные».

Видение высшего образования у Лукашенко такое, будто в Беларуси готовят только агрономов и токарей: «Надо раз и навсегда определиться (первый раз мы уже подрезали сроки обучения): если мы за три года можем подготовить специалиста, то давайте готовить за три года и доучивать четвертый на производстве, пусть он там проходит специализацию. Надо вернуться еще раз к этому вопросу. Учеба и производство. Два часа в аудитории, потом поехали в поле, к станку — два или три часа там, интереснее будет учиться. Человек уже будет получать знания, необходимые, чтобы работать на этом станке».

Когда глава государства говорит о том, что подготовка в университете должна соответствовать требованиям рынка труда, он, по сути, соглашается с экспертным сообществом, которое обращает на эту проблему внимание в течение многих лет.

Только решение ее не в том, чтобы загнать студентов к станку, а в проведении структурных реформ в образовании. В частности, в доведении до логического завершения процесса создания Национальной рамки квалификаций — инструмента интеграции совместных интересов сферы образования и сферы труда.

Сегодня работодатели не могут влиять на программы вузов, то есть не могут заказывать нужных им специалистов, так как для этого попросту нет механизма.

В том числе и поэтому обострилась проблема первого рабочего места для молодых специалистов. Обязательное распределение уже не гарантирует выпускникам работу.

Однако объективные условия на рынке труда для белорусского президента — не аргумент. «Первое рабочее место обеспечить железно, даже заставить руководителя, если это нужно, чтобы он принял к себе на работу», — подчеркнул Лукашенко.

И, судя по всему, Лукашенко нашел кардинальное решение многих проблем в высшей школе — сократить не только срок обучения, но и количество самих высших учебных заведений. Глава государства поручил Министерству образования и другим ведомствам объективно оценить, «не является ли излишним для Беларуси существующее количество вузов, которых более пятидесяти».

Лукашенко возмутился тем, что каждый вуз считает нужным кроме профильных специалистов «выпускать целые толпы юристов, экономистов».

«Нет ни социологов, ни политологов нормальных. Есть одни и те же (я их уже по именам и фамилиям знаю), которых я вижу в оппозиционных СМИ и прессе разного толка. Но мы же их сотнями выпускаем, где они, чем они занимаются?» — задался вопросом Лукашенко.

По его словам, вузам нельзя давать «в погоне за численностью и прибылью» принимать на обучение студентов больше, чем это необходимо для страны. Диплом должен быть «удостоверением профессионала, а не проходным билетом на всякий случай».

 

Системе образования Беларуси не хватает гибкости

Эксперт Общественного Болонского комитета, доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург) Андрей Лаврухин призывает не упрощать происходящее в системе образования и на рынке труда:

«Очевидно, что есть застарелая проблема несогласованности рынка образования и рынка труда. А сейчас она приобрела вот такие  гротескные формы. Но означает ли это, что нужно превращать вузы в ПТУ либо вовсе их закрывать по принципу «нет вуза, нет проблемы»? Университеты нужно дифференцировать по их профилям: какие-то более ориентированы на рынок профессий, какие-то менее, какие-то вообще выполняют больше социальную роль. Это нужно делать с умом, опираясь на мировой опыт».

Что касается сокращения сроков обучения, для этого нужно, говорит Андрей Лаврухин, чтобы заработала болонская модель. Точнее, то в ней, что делает систему образования гибкой в плане адаптации к запросам работодателей и интенсивной в плане насыщенности содержанием, когда за два-три года учат как раз тому, что нужно на рынке труда.

«Университет производит социальный и символический капитал, который будет востребован стратегически, а не только сразу после выпуска, и это никак нельзя недооценивать в современном обществе», — отметил эксперт в комментарии для Naviny.by.

Андрей Лаврухин уверен, что «невозможно решить сиюминутную проблему, не затрагивая при этом ее самых разнообразных сложных причин. Ведь если принять всерьез тезисы президента и принять их как руководство к действию, в Беларуси может получиться туркменский вариант «развития» высшего образования».

«Туркменбаши в свое время именно так и сделал, как говорит Лукашенко, — после года-двух учебы отправлял студентов в поля и на предприятия. Однако даже в Туркменистане от этого отказались», — сказал Лаврухин.

 

 


  • Короче, пока Коля школу не закончит, готовьтесь к ежегодным реформам. А там и в вуз поступит...
  • Валерий Драпеза
    Ну а что такого...) Если упростить учебники и образовательную программу, то появится много молодых людей таких же умных и образованных как и А.Г.Лукашенко...
  • Hryun Morzhov
    мда.... так и напрашивается синоним слова кризис, тоже из шести букв.
  • Zimmicom
    Не надо сразу бросаться в критику. Лучше подумать. Я всегда был против советского порока, который называется "всеобщее среднее образование", которое по сути породило всеобщее недообразование. Не понимаю до сих пор зачем будущему грузчику или дворнику овладевать синусами с тангенсами и зубрить математику с информатикой? Ведь именно из-за этого и без того скудные средства, выделяемые на образование, в большинстве распиливаются абы как и абы куда. И еще я заметил такую истину - многие бывшие советские отличники-медалисты сейчас влачат жалкое существование в то время, как их одноклассники-"неуды" сейчас с откормленными физиономиями раскатывают на майбахах и ужинают в элитных ресторанах... а некоторые, учившиеся на стихах Василя Быкова, становятся и главами государств и даже имеющие гарвардские дипломы посылают 6-й флот к белорусским берегам. Что-то не так с образованием не только у нас, но и во всем мире. Одни только современные "гениальные открытия британских ученых" потешают весь мир и стали излюбленной темой для анекдотов.
  • Александр Животов
    а и правда! Зачем всеобщее? А кто сортиры будет мыть и улицы мести?