ЭКО для бездетных белорусов, возможно, будут делать за счет бюджета

РНПЦ «Мать и дитя» обратился к Минздраву с предложениями внести некоторые изменения в закон «О репродуктивных технологиях».

Количество семей, которые хотят, но не могут завести детей, в Беларуси не уменьшается. По оценке Минздрава, удельный вес бесплодных пар в Беларуси достигает 16%.

Фото pixabay.com

 

Доля бесплодных браков не снижается

Профилактика и лечение бесплодия не является проблемой только гинекологов и андрологов, считает заместитель министра здравоохранения Игорь Лосицкий.

«Чтобы обеспечить возможность здорового зачатия, для профилактики бесплодия важна работа врачей самых разных специализаций. Однако сохранение здоровья, в том числе репродуктивного, не является проблемой только здравоохранения. Это проблема каждого индивида и социума», — отметил Лосицкий.

По его словам, «на возможность зачать и родить здорового младенца влияет наш образ жизни, подвижность, питание. Например, проблемы в гайморовых пазухах могут затруднить наступление нормальной беременности».

Кроме того, обратил внимание специалист, увеличивается средний возраст матери при рождении ребенка, что также негативно сказывается на возможностях некоторых пар завести детей. В 1990 году этот показатель составлял 22,9 года, в 2015-м — 26 лет, а теперь приближается к 27 годам.

Это означает, с одной стороны, что материнство становится более ответственным а с другой, что у женщин есть меньше времени на рождение детей, а риски в части здоровья увеличиваются.

Становится все более значимым и вклад мужчин в бесплодие. По данным Минздрава, мужское бесплодие является причиной бездетности у 40-50% пар. Между тем всего 30 лет назад мужская доля составляла 20-40%.

«Андрологи являются важными специалистами в такой ситуации. Однако необходимо понимать, что для многих мужчин проблема — преодолеть стеснение и прийти к доктору», — отметил Игорь Лосицкий.

Замминистра здравоохранения также обратил внимание на проблему абортов, каждый из которых сокращает шансы женщины на нормальное течение беременности в будущем, на рождение здорового ребенка.

 

Беременность без осложнений — исключение, чем правило

Лишь треть всех родов в Беларуси являются физиологическими, то есть проходят естественно — без гормональных нагрузок и другого медикаментозного лечения или хирургического вмешательства.

Чтобы физиологические роды были более распространены, планируется пересмотреть протоколы наблюдения беременностей, осложненных в том числе, а также уделить особое внимание детям в возрасте до формирования половой функции.

Осложненные беременности и роды — это, как правило, большие проблемы для женщины и высокие материальные затраты для учреждения здравоохранения. В 30-40% дети рождаются с малым весом до 2-2,5 кг, которые нуждаются в особом уходе.

«Мы не отпускаем таких детей домой до набора ими определенной массы. А это серьезные материальные затраты. Экономика здравоохранения очень важна. И чем больше здоровых людей — тем меньше затраты здравоохранения», — сказал Игорь Лосицкий.

Компетенции врачей, уровень технологий и оборудования позволяют в Беларуси рожать женщинам даже в крайне непростых случаях. Например, после пересадки органов.

В ноябре 2007 года в 3-й клинической больнице Минска родила 34-летняя женщина с трансплантированной почкой. Это был всего второй в Беларуси случай родов у женщины с трансплантатом. Первый был зафиксирован 25 лет назад. С 2008 по 2017 годы в РНПЦ «Мать и дитя» 26 женщин родили детей с пересаженной почкой, а одна с комплексом «почка-печень».

 

ЭКО — не панацея

Однако цель-максимум отечественной системы здравоохранения — это рост числа вторых и третьих родов у здоровых женщин. При этом важно, заявил специалист, чтобы женщины могли беременеть и рожать сами, не прибегая к услугам ЭКО, ведь это «довольно сложный процесс как для самой женщины, так и для плода».

«Наша цель — сделать так, чтобы как можно меньше людей прибегало к экстракорпоральному оплодотворению, а зачатие происходило естественным путем. ЭКО — это крайний выход для семей, у которых ничего не получилось естественным путем даже после лечения», — подчеркнул Игорь Лосицкий.

Дети, рожденные с применением ЭКО — обычные малыши. Согласно данным РНПЦ «Мать и дитя», частота врожденных пороков развития среди детей, рожденных с применением ЭКО, не превышает общепопуляционную.

ЭКО связано с проблемой многоплодной беременности. Частота беременности тремя и более детьми колеблется от 1% до 6% среди всех многоплодных беременностей, а среди женщин, которым было сделано ЭКО, встречается в 3%. Медики относят такие беременности к осложнениям.

Как отметил директор РНПЦ «Мать и дитя» Константин Вильчук, «в цивилизованном мире принято, чтобы в результате ЭКО была не многоплодная, а одноплодная беременность».

Позиция медиков такая: «Если женщина пришла на ЭКО, значит, у нее есть проблемы со здоровьем. Даже здоровой женщине сложно выносить многоплодную беременность, а в данной ситуации это вдвойне или втройне проблематично».

Для уменьшения количества плодов по согласованию с семьей проводится специальная процедура — редукция плода при многоплодной беременности (РПМ).

За последние десять лет в РНПЦ «Мать и дитя» выполнено 72 редукции, а в 109 случаях беременность тройней протекала без вмешательств. Как отметила заведующая лабораторией медицинской генетики и мониторинга врожденных пороков развития РНПЦ «Мать и дитя» Оксана Прибушеня, после редукции оставшиеся дети рождались в 35-38 недель беременности с массой, приближенной к норме. Если же редукция не проводится и сохраняется тройня, частота преждевременных родов превышает 45%, а масса новорожденных составляет не более 2,2кг.

«Процедура РПМ является безопасной, оправдана с медицинской точки зрения», — подчеркнула специалист. Другое дело, что для родителей морально тяжело согласиться на такое решение.

Ежегодно в нашей стране на свет появляется более тысячи детей из пробирки. Могло быть и больше, если бы не возрастные ограничения и достаточно высокая стоимость процедуры.

РНПЦ «Мать и дитя» обратился к Минздраву с предложениями внести некоторые изменения в закон «О репродуктивных технологиях».

Возраст женщин, которые могут делать ЭКО, увеличивать не планируют (в Беларуси он ограничен 49 годами). «Сегодня некоторые клиники могут сделать ЭКО и в более позднем возрасте, однако это все-таки угроза для здоровья женщины. Есть риски и для вынашивания беременности. Как правило, это преждевременные роды, состояние новорожденных, которое требует интенсивной терапии и реанимации», — рассказал Константин Вильчук.

А вот сделать ЭКО более доступным по цене можно. В частности, РНПЦ предлагает ввести квотирование ЭКО. Это будет означать, что несколько циклов (не всегда получается с первого раза) будут делать за счет бюджета, и только выбрав квоту, бездетная пара будет самостоятельно оплачивать процедуру.

Уже сейчас на ЭКО можно получить кредит. Средняя стоимость полного цикла — 3-3,5 тысячи рублей, включая лекарственные средства. При средней зарплате в стране 770,6 рубля такая цена для многих семей неподъемная.

Тем не менее, ежегодно в РНПЦ «Мать и дитя» проводится около тысячи циклов экстракорпорального оплодотворения. Успешными является 40-42% из них. По словам директора центра, «это довольно высокий уровень эффективности технологии».