Капремонт избирательной системы откладывается. Опять будет косметический

Для режима дискомфортны даже предложения, касающиеся умеренного трансформирования системы, не говоря уже о том, чтобы возвращать реальную конкуренцию.

Представители оппозиции хотят внести в Палату представителей свой законопроект по изменению Избирательного кодекса, но пока не видели наработок специально созданной для аналогичных целей межведомственной рабочей группы при Центризбиркоме. Показательно, что тему демократизации, повышения степени прозрачности выборов обошел вниманием и Александр Лукашенко, выступая недавно с посланием народу и парламенту.

В начале 2017 года белорусский правящий режим показывал готовность к диалогу с политической оппозицией и намерение прислушиваться к рекомендациям ОБСЕ относительно изменения избирательного законодательства.

Но уже в феврале Центризбирком посчитал свою часть работы выполненной и направил предложения главе государства. Теперь президент и его администрация будут решать, в какой степени возможна демократизация правил игры на белорусском политическом поле.

В графике президента пока не нашлось времени для совещания на эту тему. Или, вполне возможно, вопрос отложили в долгий ящик, посчитав, что изменилась внешнеполитическая конъюнктура.

 

Проект лег на президентский стол

К 1 февраля, как сообщала председатель Центризбиркома Лидия Ермошина, межведомственная рабочая группа должна была подготовить проект совершенствования избирательного законодательства на основе рекомендаций Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ.

31 января состоялось заседание рабочей группы. В качестве приглашенных, но не ее членов, на заседании присутствовали депутат Палаты представителей, член Объединенной гражданской партии (ОГП) Анна Канопацкая и председатель «Белорусского Хельсинкского комитета» Олег Гулак.

Уже 1 февраля в интервью БЕЛТА глава Центризбиркома сообщила, что за основу законопроекта взяты рекомендации ОБСЕ, однако рассматривались также предложения БХК, депутата Канопацкой и экс-кандидата в президенты Татьяны Короткевич (гражданская кампания «Говори правду»).

«Итоговые предложения носят сбалансированный характер и соответствуют рекомендациям ОБСЕ», — цитирует агентство слова Ермошиной. Указано, что наработки направлены в Администрацию президента и что Центризбирком будет просить главу государства провести совещание по совершенствованию избирательного законодательства.

 

Посмотреть бы документ!

Собственно итогового документа, разработанного рабочей группой, общественность не увидела ни 31 января, ни позднее. Канопацкая как депутат пыталась получить этот документ, Ермошина якобы пообещала его предоставить до 26 апреля, но ушла в отпуск и не оставила подчиненным никаких поручений на этот счет. Так рассказывает руководитель ОГП Анатолий Лебедько.

Последнее упоминание о подготовке законопроекта со стороны Центризбиркома фиксируется 24 марта, когда Ермошина на встрече с докладчиком по Беларуси комиссии по политическим вопросам и демократии Парламентской ассамблеи Совета Европы Андреа Ригони рассказала, что «предложения по изменению избирательного законодательства в нашей стране внесены на рассмотрение главы государства. Мы ожидаем по этому поводу совещания».

Кстати, Канопацкая обратилась в Администрацию президента с просьбой об участии в планируемом совещании. Дата его пока не известна.

 

Власти привыкли торопиться медленно

Для принятия в обозримой перспективе поправок в избирательное законодательство реально остается месяц-два, пока не закрылась весенняя сессия Палаты представителей. Если президент не созовет своим указом внеочередную сессию летом, то до 2 октября депутаты не вернутся в Овальный зал.

Между тем до 20 февраля 2018 года должны пройти выборы депутатов местных Советов депутатов. Это значит, что электоральная кампания стартует уже в декабре этого года. А накануне кампаний власти, как правило, не хотят менять законодательство.

Тем временем Либерально-демократическая партия, партия «Справедливый мир» и кампания «Говори правду» предлагают перейти на выборы депутатов по партийным спискам или на смешанную систему, как, например, в России.

В околополитических кругах настойчиво распространялись слухи о том, что правящий режим не только не против, но сам является инициатором таких перемен (дескать, наконец-то пропрезидентское общественное объединение «Белая Русь» станет полноправной партией власти), но на сегодня слухи что-то поутихли.

Однако реализация такой инициативы, по мнению ряда юристов, требует изменения не только Избирательного кодекса, но и Конституции (в которой зафиксирована процедура отзыва депутата избирателями, что невозможно при выборах по партийным спискам). А корректировка Основного закона — дело хлопотное и не быстрое.

При этом ближайшая парламентская кампания в Беларуси запланирована на 2020 год — и власти снова могут сказать, что нет особого смысла менять законодательство в спешке. Правящая верхушка очевидно не заинтересована в изменении системы, которая дает нужные ей результаты.

 

Оппозиция хочет вклиниться в процесс

Пока наверху не определились с проведением совещания об изменении избирательного законодательства, оппозиция пытается использовать свой шанс.

Анатолий Лебедько сообщил о намерении провести в конце мая международную конференцию по вопросам избирательного законодательства, а затем вынести вопрос «на одну из площадок ПА ОБСЕ в Минске» (5-9 июля здесь пройдет сессия Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе).

Кроме того, Лебедько подчеркивает, что ОГП намерена внести свой законопроект об изменении избирательного законодательства. Судя по всему, на весеннюю сессию партия уже не успевает. Поэтому у оппозиции, как и у правящего режима, отпадает необходимость делать это в спешке.

 

Показуха и не более?

Для властей и их политических оппонентов тема улучшения избирательного законодательства важна не сама по себе, а скорее как риторически обозначенная позиция.

У оппозиции отсутствует реальный механизм влияния на принятие решения на этот счет и потому вряд ли есть надежда на практическую реализацию законодательных инициатив. Если так, то противники режима используют эту тему как повод для бичевания недостатков существующей в Беларуси политической системы и увеличения за счет этого числа своих единомышленников.

Для режима дискомфортны даже предложения, касающиеся умеренного трансформирования имеющейся системы, не говоря уже о том, чтобы возвращать в электоральный процесс реальную конкуренцию людей и идей.

Вместе с тем, внешнеполитическая конъюнктура периодически требует демонстрации некоторого движения к демократизации избирательного законодательства, так же как и к введению моратория на смертную казнь.

Одним из таких шагов является обсуждение вопроса с политическими оппонентами и включение в законодательство фрагментов предложений общественности или ОБСЕ — только в той части, которая не касается основ реально действующей избирательной системы.

Судя по комментариям Ермошиной, предложения, переданные рабочей группой президенту, отнюдь не революционны и даже не тянут на реформу. Да еще и Лукашенко может их урезать. Но любой прогресс в этом вопросе — лучше, чем ничего.