Дмитрий Маркушевский. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Виртуальное управление

Разумное, эффективное инклюзивное управление интернетом для современного общества не менее важно, чем управление реальным сектором.

Дмитрий МАРКУШЕВСКИЙ

Дмитрий МАРКУШЕВСКИЙ

Академический директор Школы молодых менеджеров публичного администрирования (SYMPA). Окончил БГУИР (факультет информационных технологий и управления), аспирантуру Института философии НАН Беларуси, программу Регионального бюро ПРООН и NISPAcee для советников по стратегическим вопросам; повышал квалификацию в Университете Лунда (Швеция) и Высшей школе экономики (Москва, РФ). Консультант и руководитель проектов в области прав человека и демократического управления в системе ООН (2003-2012).

Интернет продолжает бурно развиваться благодаря инновациям в технологиях и в сфере услуг и становится важнейшей коммуникационной платформой для бизнеса, правительств и значительной части населения.

В информационном обществе появился интернет вещей и «умные» автономные устройства; большие данные и искусственный интеллект позволяют алгоритмизировать принятие решений. Эти разработки открывают широкие возможности для развития и одновременно ставят серьезные задачи, в том числе в сфере кибербезопасности.

Расширение управления данными с помощью облачных сервисов, когда личные и бизнес-данные и приложения хранятся в центрах обработки данных, а не на персональных устройствах, привело к возникновению новых проблем, связанных с конфиденциальностью, безопасностью и юрисдикцией. Социальные медиа вытесняют традиционные СМИ как наиболее важные источники новостей и мнений и усиливают свое влияние на социальные нормы и многообразие политического дискурса.

По некоторым оценкам, годовой экономический вклад интернета уже составляет 4 трлн долларов и может достичь 11 трлн к 2025 году. В то же время новая архитектура бизнеса, например, Airbnb и Uber, не вписывается в традиционные бизнес-модели и поднимает вопросы, связанные с трудовыми отношениями и с будущим предприятий в сфере услуг.

Интернет больше, чем просто система генерирования богатства — это также платформа для инноваций, свободного выражения мнений, доступа к идеям, знаниям и произведениям культуры.

Тем не менее, на разных уровнях и в разных географических регионах основные функции и права интернет-пользователей ограничены. Имеются свидетельства о масштабных злоупотреблениях и системной деятельности при некоторых правительствах, связанной с нарушением неприкосновенности личных данных, слежкой и кибератаками.

Необходимо достичь взаимопонимания между гражданами и государством о том, что государство берет на себя ответственность за обеспечение безопасности своих граждан в соответствии с законом, в то время как граждане соглашаются предоставить полномочия властям для выполнения этой миссии в соответствии с четкими, доступными правовыми рамками, которые включают достаточные гарантии, сдержки и противовесы против злоупотреблений.

Бизнес, с одной стороны, должен быть уверен, что государство уважает его конфиденциальность данных, и, с другой стороны, также должен предоставить своим клиентам гарантии того, что их данные не используются неправильно.

Успех в достижении такого взаимопонимания определит, насколько интернет-технологии могут быть выгодными для всех или разрушительными.

Для закрепления этого взаимопонимания необходимо разработать и принять многосторонний социальный договор, направленный на поддержание открытого, безопасного, надежного и инклюзивного интернета.

Этот социальный договор еще на этапе составления требует обязательного участия и согласия между правительствами, частными корпорациями, гражданским обществом, техническим сообществом и отдельными лицами. Правительства могут быть лидерами в процессе создания социального договора, но для выработки его содержания потребуется участие всех заинтересованных сторон в экосистеме интернета.

Это новое видение многостороннего участия требует совместной, глобальной и децентрализованной модели принятия решений; укрепления координации и сотрудничества между учреждениями и субъектами; повышения оперативной совместимости с точки зрения выявления и описания проблем и подходов к их решению во всей экосистеме; открытого обмена информацией и принятия решений на основе фактических данных; и экспертную или проблемную организацию, чтобы обеспечить как локализацию, так и масштабы решения проблем.

В 2016 году произошел знаковый переход функций по управлению интернетом от Администрации адресного пространства интернета (IANA), подотчетной правительству США, к глобальному сообществу стэйкхолдеров, действующему через Корпорацию по управлению доменными именами и IP-адресами (ICANN).

Все более значимую роль в разработке соответствующей политики и подходов играет глобальный Форум по управлению интернетом, в работу которого граждане и организации Беларуси могут сделать свой вклад посредством открытого диалога о развитии байнета. Присоединяйтесь. Управление виртуальным миром имеет вполне реальные результаты.

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».