Минский процесс. Беларусь ищет точку равновесия в конфликте Москвы и Запада

Официальный Минск пиарит идею нового Хельсинкского процесса, рассчитывая, что роль миротворческой площадки поможет укрепить суверенитет.

Позиция по Украине и предоставление площадки для встреч нормандской четверки и трехсторонней контактной группы помогли белорусским властям начать с Евросоюзом диалог о нормализации отношений. И Минск был бы не против расширить свою роль.

Embed from Getty Images

 

Эксперты отмечают, что позиционирование себя как нейтральной переговорной площадки между Западом и Востоком способно помочь Беларуси сохранить суверенитет.

 

Устами Лукашенко и Макея

Белорусские власти в последние месяцы неоднократно заявляли, что Минск может быть не только миротворческой площадкой по Украине, но и удобным местом для запуска процесса урегулирования отношений между Востоком и Западом.

«В свое время для разрядки в отношениях между Западом и Востоком потребовался Хельсинкский процесс, который в итоге привел к созданию ОБСЕ. Давайте, чтобы улучшить атмосферу взаимоотношений государств, подумаем об обновлении Хельсинкского процесса и попробуем запустить миротворческий процесс, возможно «минский процесс», — сказал Александр Лукашенко 21 ноября прошлого года в Минске на встрече с делегацией Комитета по политике и безопасности Совета Евросоюза.

Лукашенко пояснил, что выдвинул эту идею исходя из положительного эффекта мероприятий нормандского формата в Минске, и предложил рассмотреть возможность провести встречу ключевых международных экспертов в белорусской столице для обмена мнениями по поводу урегулирования отношений между Востоком и Западом.

Лукашенко подчеркнул, что Беларусь озабочена нарастающим антагонизмом между ЕС и Россией. «Нам, в Беларуси, наблюдать за этим и больно, и тревожно. Понимая, что ни вам, ни России, тем более нам, это не нужно при тех огромных проблемах, которые сегодня существуют в мире и которые надо решать вместе», — сказал белорусский руководитель.

Эту же мысль в декабре 2016 года на заседании Совета министров иностранных дел стран ОБСЕ в Гамбурге повторил глава МИД Владимир Макей: «Важно положить начало осмыслению новых правил формирующейся многополярности при безусловном уважении интересов друг друга. При необходимости — подключить к этому процессу международное экспертное сообщество. Беларусь готова организовать соответствующие встречи в Минске».

 

Потенциал переговорной площадки по Донбассу почти исчерпан

Старший аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Денис Мельянцов в аналитической записке, опубликованной на сайте «Минский диалог» в конце апреля, отмечает: «Минская переговорная площадка стала безусловным успехом белорусской дипломатии, которая использовала уникальное сочетание международных факторов для фасилитации мирных переговоров по Украине, укрепления безопасности страны, а также изменения внешнеполитического имиджа Беларуси».

В то же время автор отмечает, что на сегодня практически весь потенциал переговорной площадки использован: конфликт в Украине превращается в затяжной, дальнейшие переговоры в рамках нынешнего формата дают лишь скромные результаты. Для закрепления и расширения статуса Беларуси в качестве донора стабильности и безопасности, а также утверждения своего де-факто нейтрального положения необходимо искать новые возможности в рамках сложившейся геополитической среды.

Мельянцов отмечает, что Россия заинтересована в нормализации отношений с Западом и фиксации сложившихся границ и сфер влияния, в том числе в закреплении за собой Крыма. Поэтому она предпринимает шаги для создания условий по достижению сделки с США и ключевыми странами Европы. Например, повышая свою важность в решении сирийской проблемы, которая является источником серьезных угроз для ЕС.

Запад же сейчас может оказаться не настолько заинтересованным в пересмотре правил международных отношений за одним столом с Москвой. Россия, в отличие от СССР в прошлом веке, не представляет непосредственной военной угрозы союзникам США в Европе и тем более самим Соединенным Штатам. В то же время вес России в мировой экономике и технологиях настолько мал, что ее санкции не оказывают серьезного воздействия на ключевых мировых игроков.

Тем не менее, отмечает Мельянцов, Россия может представлять угрозу для бывших советских республик, которые либо стали членами ЕС и НАТО, либо стремятся туда. Как показал опыт Украины, ощущение собственной уязвимости может подтолкнуть Кремль к активным военным действиям, которые в итоге приводят к региональному кризису невиданных после окончания холодной войны масштабов.

Кроме того, ядерный потенциал России является важным фактором безопасности во всемирном масштабе, и это обстоятельство заставляет Запад более внимательно относиться к интересам России и учитывать их как минимум в своем военном планировании.

По мнению Мельянцова, Минск может инициировать проведение конференции, которая бы обратилась к этим первоочередным вопросам и стала бы логическим продолжением деятельности миротворческой площадки по урегулированию конфликта в Украине.

На первом этапе ее участниками могли бы стать советники по вопросам безопасности глав государств Европы, США и России, а также ведущие мировые эксперты в области международных отношений и безопасности.

Главными задачами «минского процесса» на начальном этапе аналитик называет детальный анализ угроз со стороны всех участников противостояния и заинтересованных сторон, определение ключевых уязвимостей и критических угроз («красных линий»), способных вызвать вооруженное столкновение. Стороны также смогут выработать меры по деэскалации и предотвращению инцидентов и укреплению доверия между ключевыми игроками.

В случае успеха экспертного измерения «минского процесса» на втором этапе возможен выход на министерский уровень и подготовку международного соглашения, которое должно быть подписано главами государств, считает Мельянцов.

Он называет Минск оптимальной площадкой для таких переговоров не только потому, что будет преемственность с процессом по Украине, но и из-за комфортности для представителей России. В Минске, который активно улучшает свои отношения с Западом, подчеркивает Мельянцов, хорошо понимают стратегические опасения Москвы и ситуацию в области безопасности в регионе.

 

Шанс не влезть в конфликт между Россией и Западом

Руководитель «Либерального клуба» Евгений Прейгерман считает, что организация в Минске нейтральной площадки для переговоров представителей Запада и России — это «та ситуация, когда интересы властей и страны полностью совпадают».

«Понятен весь скептицизм вокруг этой идеи, но мы помним и скептицизм, который был после первых заявлений о том, что Беларусь может стать переговорной площадкой по Украине, — отметил Прейгерман в комментарии для БелаПАН. — Но нужно понимать, что в нынешних геополитических условиях подобное нейтральное позиционирование — это фактически единственная возможность остаться в стороне от конфликта по линии Россия — НАТО и Россия — Запад».

Прейгерман подчеркивает: если Беларусь не сумеет остаться в стороне от такого конфликта, то «сторона, которую она займет, уже известна». Предоставление площадки для переговоров между Западом и Востоком эксперт назвал «способом хеджировать собственные риски в условиях, когда от нас не так много зависит».

«Именно поэтому была настолько важна и эта украинская площадка. Есть много рассуждений о том, что Лукашенко таким образом свой политический капитал повысил. Но первично все же то, что это было важно для Беларуси», — отметил Прейгерман.

Однако превратить украинскую переговорную площадку во что-то более масштабное будет крайне сложно.

«Во-первых, никаких контуров для того, что называли в последнее время сделкой между США и Россией, не просматривается», — отметил собеседник.

Во-вторых, чтобы Беларусь продолжила нейтральное позиционирование, необходимость такого посредничества должна быть признана как Россией, так и Западом. «А с этим есть вопросы», — считает эксперт.

Если же Минску удастся стать такой переговорной площадкой, то у Беларуси появится дополнительный аргумент для России, чтобы объяснять, почему страна не должна быть частью противостояния Москвы с Западом.

«Стать нейтральной переговорной площадкой — это чуть ли не единственная возможность не то что гарантировать, но усилить способность Беларуси сохранять независимость», — уверен Прейгерман.

Однако если эскалация напряженности между Россией и Западом будет нарастать, то переговорная площадка рискует оказаться невостребованной.

«А Беларуси будет все сложнее не то что балансировать, но и вообще какие-то элементы независимой внешней политики проявлять, — считает Прейгерман. — Тут есть такая прямая формула — чем больше напряжение между Россией и Западом, тем меньше, после некоторой точки, у нас возможностей проявлять свой суверенитет. Поэтому власти так и активничают на этом фоне».

 

«Независимость строится на многих опорах»

Политолог Алесь Логвинец, в свою очередь, подчеркивает, что любое внимание к Беларуси важно, но скептически оценивает шансы на превращение Минска в переговорную площадку Запада и Востока.

«Шанс на такую перспективу не очень высок, — отметил Логвинец в комментарии для БелаПАН. — Нужно реалистично оценивать не только потенциал и возможности, но еще и имидж страны».

Политолог пояснил: «Россия относится к Беларуси и ее руководству несерьезно, на Западе понимают, что такое полноформатное признание Минска будет также означать международную легитимацию сегодняшнего режима, который не разделяет важные для Запада ценности».

Собеседник отчасти согласен с мнением, что роль нейтральной переговорной площадки увеличит возможности Беларуси сохранять независимость от России.

«Но независимость строится на многих опорах, — подчеркнул Логвинец. — И Беларуси необходимо максимально прочно строить фундамент для государственности и суверенитета. Страна должна быть открыта как на Восток, так и на Запад».

И если для Востока Беларусь относительно открыта, то про западное направление этого пока сказать нельзя. «А гарантия нашей независимости — это сбалансированное присутствие тут Запада и Востока и также сильное национальное самосознание, чего сейчас не хватает», — резюмировал Логвинец.


  • Роман Сыцевич
    да ...
  • Мельянцов: В то же время вес России в мировой экономике и технологиях настолько мал, что ее санкции не оказывают серьезного воздействия на ключевых мировых игроков. Зачем же так убого передёргивать? Смысл российских санкций - закрыт доступ для ихних товаров на российский рынок. Ну и как верить в объективность и непредвзятость типа старшего аналитика Белорусского института стратегических исследований (BISS)? Или пророчество о победе Киеве в АТО в разгар иловайского котла ничему не учит?
  • Мельянцов: В то же время вес России в мировой экономике и технологиях настолько мал, что ее санкции не оказывают серьезного воздействия на ключевых мировых игроков. Зачем же так убого передёргивать? Смысл российских санкций - закрыт доступ для ихних товаров на российский рынок. Ну и как верить в объективность и непредвзятость типа старшего аналитика Белорусского института стратегических исследований (BISS)? Или пророчество о победе Киеве в АТО в разгар иловайского котла ничему не учит?
  • Елена Александрович
    Независимость, конечно, хорошее хобби. Только бензинчик из чего гнать будем? Из бульбы?