Немецкие художники победили на биеннале в Венеции

Экспозиция Германии удостоена главной награды 57-й международной Венецианской биеннале современного искусства за лучший национальный павильон, а немецкий художник Франц Эрхард Вальтер получил «Золотого льва» за проект на главной выставке Viva Arte Viva («Да здравствует живое искусство!»).

Торжественная церемония, на которой президент биеннале Паоло Баратта объявил победителей, официально открыла старейший и самый престижный в мире смотр современного искусства, сообщает ТАСС.

В павильоне Германии в садах Джардини представлен проект «Фауст» Анн Имхоф, который будет создаваться на протяжении семи месяцев работы выставки по определенному сценарию, частью которого являются ежедневные пятичасовые перформансы в нарочито стерильном на вид пространстве со стеклянными стенами.

По мнению международного жюри «Фауст» наилучшим образом из всех 86 национальных экспозиций соответствует девизу «Да здравствует живое искусство!», придуманному куратором 57-й биеннале Кристин Марсель.

Германия во второй раз становится обладателем «Золотого льва» за свою выставку за довольно короткий срок. Предыдущий был присужден в 2011 году проекту Кристофа Шлингензифа, который так и не успел реализовать до конца свою работу, посвященную собственной борьбе с тяжелым заболеванием.

За работу на основной выставке биеннале «Золотого льва» получил еще один немецкий художник Франц Эрхард Вальтер, представитель так называемого процесс-арт, сочетающего идеи минималистического искусства и перформанса.

Организаторы биеннале говорят о нем как об одном из самых радикальных художников второй половины ХХ века, у которого много последователей среди молодых авторов. На 57-й биеннале Вальтер представлен трехметровыми работами из созданной между 1983 и 1986 годами серии «Конструкция для стен», а также отдельными произведениями из «Ходящих пьедесталов» 1975 года.

Самым многообещающим молодым художником и обладателем «Серебряного льва» стал специализирующийся на видео египетский художник Хасан Хан, который демонстрирует свой проект «Композиция для парка». Несколько лет назад он сам определял победителей в качестве президента международного жюри на 54-й Венецианской биеннале современного искусства.

Обладатели почетных «Золотых львов» по традиции объявляются за некоторое время до начала биеннале. В этот раз им стала художница-перформансистка Кэроли Шниман из США.

Международная биеннале современного искусства продолжит работу до 26 ноября в Арсенале, Джардини и на других площадках в Венеции.

Венецианская биеннале — один из самых известных форумов мирового искусства, международная художественная выставка, проводящаяся раз в два года с участием международного жюри.

Идея Венецианской биеннале возникла у консула Венеции Риккардо Сельватико в 1893 году. Венецианская биеннале была учреждена в 1895 году как «Международная художественная выставка города Венеции».

На первой биеннале были представлены работы художников из 16 стран. Престиж биеннале вскоре достиг международного масштаба, а когда после Второй мировой войны, в 1948 году ее регулярное проведение возобновилось, она стала площадкой общепризнанного международного авангарда. В 1930-х годах в рамках биеннале основаны международные фестивали музыки, театра, кино, в 1975 — Международная выставка архитектуры.

Во второй половине 20 века Венецианская биеннале сыграла ключевую роль в становлении современного искусства. Художественные явления, представляемые странами-участницами и оценивающиеся международным жюри, вписываются в историю мирового искусства и существенно влияют на направление его развития.

Жюри вручает приз за лучший национальный павильон и особо отмечает одного или нескольких художников. Так в 1964 приз был вручен Роберту Раушенбергу, что стало одним из важных эпизодов международного признания поп-арта.

Искусство стран-участниц представляется в национальных павильонах, специально выстроенных для этой цели на протяжении 20 века видными национальными архитекторами. Помимо этого, во время биеннале проводится Параллельная программа (eventi collaterali) выставок отдельных художников и художественных институций.

Тему каждому очередному биеннале задает куратор центрального павильона. Эта тема призвана отразить современное состояние искусства. Всем участникам биеннале предлагается так или иначе следовать обозначенной куратором теме. В связи с этим особое внимание профессионалов приковано к выбору главного куратора.