Наталья Рябова. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Про закупки и ProZorro

Наталья РЯБОВА

Наталья РЯБОВА

Окончила БГУ (социология), ЕГУ (философия), в 2013 году получила степень МВА (магистр бизнес-администрирования). Директор Школы молодых менеджеров публичного администрированияSYMPA, при которой действует исследовательский проект BIPART(Белорусский институт реформы и трансформации публичного администрирования) и интерактивный сайт «Кошт урада», посвященный государственным финансам.

Украина тратит на госзакупки порядка 11 миллиардов долларов в год, что не очень много по сравнению с Беларусью — у нас около 5 миллиардов, а населения в четыре раза меньше. Это объясняется меньшей централизацией, меньшим вмешательством государства в различные сферы жизни.

Не углубляясь сейчас в спор, хорошо это или плохо, обсудим новую систему госзакупок, которая работает в Украине и позволяет эти средства, большие они или малые, тратить с большей эффективностью и серьезно снижать возможности для коррупции.

Система называется ProZorro и работает с декабря 2015 года. История ее создания была долгой и трудной — только третий вариант связки «закон + электронная площадка» сработал. Простой перенос опыта других стран не помог, не прижился.

Одно из первых названий системы было Bezotkat — понятно славянскому глазу и уху, но совершенно не понятно и не читаемо инострацам. Название ProZorro обыгрывает украинское слово «прозорий» (прозрачный), ну а также известного нам героя Зорро. Получается такой герой — борец за прозрачность.

Интересно, что деньги на создание этой системы, которая впоследствии стала официальной площадкой для государственных закупок, собрали с бизнеса, а точнее, на нее скинулись после долгих переговоров 7 площадок, предоставляющих информацию, помощь и консультирование для бизнеса — участников госзакупок. И впоследствии эти площадки (только уже не 7, а 25 штук) стали важной частью работы всей инфраструктуры. Они берут оплату со своих клиентов — бизнесов, участвующих в тендерах, и перечисляют часть этих денег в Прозорро для поддержания ее работы. А часть оставляют себе и на этом зарабатывают.

Таким образом, именно площадки-посредники больше всех заинтересованы, чтобы информация в системе была оперативной, доступной, без ошибок — намеренных или случайных. Именно они различные ошибки выявляют и сообщают о них, чтобы их ликвидировали. Такой контроль как минимум с 25 сторон дает весьма малый процент ошибок в тендерных данных, в отличие от нашей системы, где до 80% тендеров могут быть с ошибками, и никто не несет ответственности за то, что их допустили, и тем более никто не спешит их исправлять при обнаружении.

Семантический анализ производится как на уровне центра, так и на уровне этих платформ.

Transparency International также сделала еще портал Dozorro для мониторинга и гражданского контроля за закупками. Также есть модуль профессиональной аналитики Business Intelligence для этой системы — он предоставлен компанией Qlik. 300 лицензий для углубленной аналитики от этой компании раздали правоохранителям, НГО, площадкам.

ProZorro работает как open source проект — его исходные коды открыты и могут быть использованы любым желающим для постройки, например, своей аналитики и т.п. Открыты также постоянно обновляющиеся исходные данные о закупках в формате API — их можно автоматически скачивать и анализировать.

Но не софтом единым, естественно, жива система. Она должна работать в тесной связке с законодательством, которое обязывает делать закупки прозрачными, и с практикой. Вот некоторые особенности работы механизма проведения госзакупок:

  • В допороговых торгах (а порог составляет порядка 8000 долларов) используется упрощенная закупка, как и в Грузии;
  • Возможность скрывать данные о военных закупках, серьезно ограничены — и это в воюющей стране! Например, данные о закупках вещей или еды для армии — открыты;
  • Все данные о закупках из одного источника публикуются, включая договоры и их последующие изменения;
  • Постоянно происходит обучение закупщиков — онлайн и вживую. Онлайн-системы обучения сделаны по примеру портала онлайн-обучения courser, есть различные базы данных, форумы, InfoBox, группы в социальных сетях. Офлайн обучают, как правило, силовиков, СМИ, регионы;
  • В Киевской школе экономики стартует 8-месячная образовательная программа для закупщиков, которая строится по аналогии с программами МВА — вокруг понимания стратегии и бизнес-логики, которые идут перед закупкой.

Таким образом, ключом для работающей и не имеющей аналога в мире системы стало сотрудничество государства (Министерства экономического развития, ответственного за закупки), гражданского общества (многих инициатив и в частности Transparency International) и бизнеса (частных электронных площадок). Именно с диалога всех этих сторон и должно начинаться построение устойчивой и прозрачной системы — и не только госзакупок, но и других.

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

 

 


  • ProZorro, несомненно, очень удачная система, но при чем тут Беларусь? На нашем референдуме 1996 года за одобрение вопроса «Согласны ли Вы, что финансирование всех ветвей власти должно осуществляться гласно и только из государственного бюджета?» проголосовали 32,18 % (1 989 252 чел.), против проголосовали 65,85 % (4 070 261 чел.) Так что в Беларуси возможность непрозрачно проводить госзакупки - это не коррупция, не произвол власти, а воля народа. Ну а раз народ хочет, чтобы власть откатывала себе на тендерах сколько нужно, то почему бы и нет?