Fitch: подушка безопасности у белорусских банков мала

Международное агентство Fitch Ratings ожидает, что качество активов белорусских банков продолжит ухудшаться.

В этом году доля проблемных активов в белорусских банках вновь растет и достигла на 1 мая 14,2%. Как ситуация будет развиваться дальше? Почему этим вопросом уже занимаются высшие должностные лица страны? Какой у банков должна быть подушка безопасности для противодействия возможным шокам?

На эти и другие вопросы в интервью БелаПАН ответила Ольга Игнатьева — старший директор московского офиса международного агентства Fitch Ratings, которое рейтингует белорусские банки.

Ольга Игнатьева
Фото Fitch Ratings

— На межведомственную комиссию по безопасности в экономической сфере, которая действует при Администрации президента Беларуси и ежеквартально собирается, в июне 2017-го выносится вопрос о проблемных активах в банковской системе страны. На ваш взгляд, рост проблемных активов банков уже стал тем вопросом, от которого зависит экономическая безопасность Беларуси?

— Качество активов банковского сектора — это важная составляющая финансовой стабильности. Уровень проблемной задолженности, ее динамика и способность банков компенсировать потери по кредитам находятся в фокусе аналитической деятельности любого регулятора.

Внимание со стороны властей к данному вопросу, на наш взгляд, также обусловлено доминированием государственного сектора в банковском секторе и экономике Беларуси, в том числе с учетом значительного объема кредитов в секторе (примерно 18% от общего объема кредитной задолженности на конец 2016 года), прогарантированного государством.

— Год назад вы предполагали, что на фоне рецессии, наблюдаемой в Беларуси, проблемные активы банков будут расти, и так оно и случилось. Что, на ваш взгляд, будет происходить с динамикой проблемных активов белорусских банков до конца 2017 года?

— Мы ожидаем, что качество активов продолжит ухудшаться, поскольку операционная среда остается сложной, для восстановления объемов и доходов бизнеса потребуется время, в то время как долговая нагрузка предприятий остается высокой.

— Нацбанк Беларуси недавно констатировал высокий уровень кредитного риска «в большинстве проверенных банков» и объяснил это в том числе «широким применением практики искусственного улучшения банками качества кредитных портфелей путем систематического изменения промежуточных сроков погашения основного долга и предоставления длительных отсрочек по уплате процентов». На ваш взгляд, официальный уровень проблемных активов (14,2%) полностью отражает глубину проблем белорусских банков?

— Здесь нужно учитывать тот факт, что часть проблемных активов не попадает в статистику сектора. Это касается активов на балансе Банка развития (эти данные не являются частью статистики по сектору), проблемных активов, переданных Министерству финансов и Агентству по управлению активами.

Также, как мы понимаем, у банков есть возможность не классифицировать некоторые кредиты в проблемную задолженность при наличии государственных гарантий по таким кредитам.

— По данным Fitch, доля реструктурированных кредитов в портфеле отдельных банков составляет 7-8%...

— По нашей оценке, официальный уровень проблемных активов может не полностью отражать высокие риски по реструктурированным кредитам, в том числе, когда отсрочка платежей в связи с ухудшением финансового состояния заемщика носит регулярный характер.

— Как вы оцениваете величину подушки безопасности, которую белорусские банки сформировали по плохим кредитам? Насколько объем созданных резервов вы считаете достаточным?

— По состоянию на 1 апреля 2017 года белорусские банки сформировали резервы по проблемным активам на достаточно низком уровне — 45% от их объема. По отношению к величине нормативного капитала сумма проблемных кредитов, по которым не сформированы резервы, составляет около 32%, что представляет существенную нагрузку на капитал в случае, если банкам потребуется досоздать резервы в полном объеме и прибыли будет недостаточно для этих целей.

Банковский сектор Беларуси, в целом, остается прибыльным и, по нашей оценке, у кредитных организаций существует возможность увеличить величину резервов с нынешних 45% до более комфортного уровня 80% за счет прибыли, получаемой в течение последующих 12 месяцев. Однако расходы на резервирование проблемой задолженности могут быть выше при продолжающемся ухудшении качества активов.

— Крупнейшими клиентами белорусских банков зачастую выступают госпредприятия, кредиты которым выдавались в том числе под залог основных средств. В то же время приватизация в Беларуси отсутствует. Насколько ликвидны, на ваш взгляд, такие залоги, и что вы думаете о величине скрытых рисков, которые не отражает официальная статистика? 

— Предоставление залога государственными предприятиями в некоторых странах запрещено законом. Использование государственного имущества в качестве залога в Беларуси, на наш взгляд, носит скорее формальный характер нежели является ликвидным обеспечением с действующим рынком для таких активов.

Здесь прежде всего нужно говорить о наличии и возможности господдержки для предприятий госсектора, вне зависимости от типа имущества, предоставленного в качестве обеспечения.

— Нацбанк Беларуси регулярно проводит стресс-тесты коммерческих банков, которые свидетельствуют, что пока система в состоянии справиться с основными шоками и участники рынка обладают приемлемым запасом достаточности капитала для нейтрализации неблагоприятных событий. Финансовая отчетность, которую вам предоставляют белорусские банки, подтверждает это?

— По рейтингуемым банкам, в целом, мы можем сказать, что имеющийся запас капитала позволяет покрыть возможные убытки по существующим проблемным активам. Однако уровни капитализации остаются уязвимыми в случае усиления экономического стресса. 

— Как вы оцениваете вероятность того, что рейтинги белорусских банков, которые вы регулярно обновляете, могут быть скорректированы в ближайшем будущем?

— Рейтинги банков подкрепляются потенциальной поддержкой от государства/зарубежного акционера и, как следствие, зависят от уровня суверенного рейтинга и странового потолка. Внешняя ликвидность является ключевой слабой стороной для суверенного эмитента, однако «Стабильный» прогноз включает допущение, что Беларусь продолжит получать финансовую поддержку от России.

Ухудшение суверенной кредитоспособности было бы негативным для рейтингов банков и банковского сектора в целом, поскольку указывало бы на уменьшение способности поддерживать банки и их заемщиков из госсектора. Снижение капитала в результате заметного ухудшения качества активов или существенного сокращения валютной ликвидности также было бы негативным для кредитоспособности банков.