IT-скандал: через клиентов «Акавіты» кто-то заработал на показах рекламы

Несанкционированную рекламу c сайтов-клиентов убрали, но осадок остался.

В Беларуси IT-скандал. Через счетчики крупнейшего национального ресурса по аналитике посещаемости сайтов — «Акавіта» — работала программа, которая загружала скрытую рекламу. Клиенты «Акавіты» не подозревали, что являются рекламной площадкой и, соответсвенно, вознаграждения не получали. О масштабах мошенничества судить сложно, но счетчиками «Акавіты» пользуются крупнейшие белорусские медиаресурсы и многие сайты государственных органов.

Федор Короленко — основатель «Акавіты». Фото facebook.com/teokaralenka

 

Как схема мошенничества раскрылась?

2 июня «Наша ніва» опубликовала расследование: программист нашел в счетчике «Акавіты», установленном на сайт nn.by, встроенный сторонний код. С помощью этого кода через сайт-посредник на страницы «Нашай нівы» загружались рекламные объявления китайской торговой онлайн-площадки AliExpress. Однако размер отображаемого рекламного модуля был максимально мал — 1х1 пиксел, поэтому увидеть его было невозможно. Однако рекламные показы считались, трафик шел.

Долгое время серая схема загрузки рекламы, за которую посредник, скорее всего, получал деньги, оставалась незамеченной. Однако рекламный контент все же создавал дополнительную нагрузку на сайт-мишень. В поисках источника этой нагрузки специалисты «Нашай нівы» и вышли на мошенническую схему.

Сайт-посредник, подгружавший рекламу на сайт-мишень, связан с доменным именем, которое зарегистрировано на Федора Короленко — это основатель «Акавіты». Как выясняется, еще до публикации расследования «Нашай нівы» он знал о существовании рекламного кода, но, по его словам, злоумышленника, внедрившего рекламный скрипт в код счетчика, установить не удалось.

 

Удар по репутации

В комментарии для Naviny.by Федор Короленко, который около пяти лет живет в Украине, занимаясь развитием других IT-проектов, сказал, что прямого отношения к рекламному коду не имеет.

«Во всей этой истории участвуют проекты, которыми я не занимаюсь уже пять и более лет. Они все делались как хобби, к которому я давно потерял интерес, но жалко было закрывать и удалять, вот и всё. Вредоносного [в этом коде], очевидно, ничего нет — он же никакого доступа не имел никуда и ничего не ломал, да и не мог», — сказал Федор Короленко.

Также основатель «Аквіты» прокомментировал свои планы насчет продажы проекта: «Насчёт продажи/передачи. Я это думал сделать уже давно, так как меня это только отвлекает на ремонт. От белорусских проектов у меня были только убытки, поэтому я уже почти всё позакрывал — как хобби тоже давно нет интереса».

 

 

Что касается причастного к мошеннической схеме размещения рекламы домена, зарегистрированного на имя Короленко, основатель «Акавіты» отметил, что «был когда-то такой домен, да». На вопрос, кому он сейчас принадлежит, Федор ответа не дал.

 

Злоумышленника никак не найти?

Редакция «Нашай нівы» выяснила, что рекламный код есть практически во всех счетчиках, которые установили клиенты «Акавіты» на свои сайты. За исключением сайта «Хартия-97», где, как рассказала главред «Хартии» Наталья Радина, еще ранее вычислили наличие стороннего скрипта. И после обращения к «Акавіте» код был очищен. Таким же образом и «Наша ніва» избавилась от нежелательного контента на своем сайте.

В комментарии «Радио Свобода» Федор Короленко отметил, что проблема с рекламным контентом связана с невозможностью контролировать старую систему подсчета статистики. Обновленная система, переход на которую сейчас осуществляет «Акавіта», рекламного контента не подгружает.

«Время от времени про это сообщали владельцы сайтов: писали про подгрузку AliExpress… — рассказывает Федор Короленко. — По каждому обращению проводился разбор, и то, что находили, удалялось. Но полностью вычистить систему оказалось непростой задачей, так как не удавалось вычислить источник. Проблема в том, что существующий код «Акавіты» слишком стар, разработан в 1999-2000 гг., с тех на него нарастал новый код, в котором сегодня разобраться не может даже сам автор… Единственный вариант — переписать всю систему заново».

За последние десять лет попыток переписать код делалось множество. Но, по словам Короленко, никто не смог довести эту задачу до конца. Функционал сайта падал, так что приходилось снова и снова искть решение этой проблемы.

Теперь, когда есть новый код, тестирование которого планируется завершить к середине июня, рекламных подгрузок не будет, пообещал Короленко.