Россия хочет вернуться к юлианскому календарю. Последует ли в прошлое Минск?

В Государственную думу России внесен законопроект, предусматривающий перевод летоисчисления в России на юлианский календарь. Насколько велика вероятность, что Беларусь последует примеру союзника?

Фото pixabay.com

Законопроект внесен депутатами от ЛДПР Михаилом Дягтеревым, Борисом Чернышовым и Виталием Пашиным. В пояснительной записке со ссылкой на мнение ученых говорится, что григорианский календарь, который используется в России, не совершенен: он не учитывает замедление вращения Земли, удлиняющее продолжительность дня.

«Для России юлианский календарь важен именно как национальная, многовековая историческая и культурная традиция, нарушенная принятым в 1918 году Декретом о григорианском календаре, прервавшем естественный ход истории России», — говорится в документе.

Депутаты также приводят в качестве примеров страны, где не используется григорианский календарь или используются не только он. Среди них Китай, Япония, Иран, Афганистан, Непал.

 

Юлианский календарь был введен 1 января 45 года до н.э. Юлием Цезарем. Но по причине неточности юлианского календаря (каждые 128 лет набегает лишний день) с 1582 года практически все страны перешли на григорианский календарь. В России григорианский календарь ввели декретом советской власти в феврале 1918 года. Летоисчисление по григорианскому календарю еще называют «новым стилем». На данный момент разница между юлианским и григорианским календарями составляет 13 дней. Разница увеличивается на 3 дня каждые 400 лет. Основное отличие календарей — в принципе определения високосных годов.

 

На сомнительную инициативу российских депутатов можно было бы не обращать внимания. Но теоретическая возможность возвращения России к юлианскому календарю автоматически ставит этот вопрос и перед Беларусью, которая находится с Россией в теснейших интеграционных связях и едином экономическом пространстве.

Вспомним, что именно вслед за Россией Беларусь приняла решение не переходить больше на зимнее время начиная с осени 2011 года, оставив на своей территории летнее время.

Проблемами летоисчисления в Беларуси специально никто не занимается. Как отметили в Белорусском государственном институте метрологии (БелГИМ), который является одним из звеньев системы обеспечения единства измерений в стране, они занимаются не вопросами календаря, а, например, «переопределением единицы «секунда». Задача специалистов заключается в том, чтобы современная секунда соответствовала стандартной секунде.

 

Для Беларуси эта проблема не актуальна

В белорусском парламенте инициативы, подобные госдумовским, пока не возникали. А если и появятся, то поддержки, скорее всего, не найдут, считает член постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Елена Анисим.

«Для меня звучит удивительно идея о переводе на юлианский календарь. Это не актуальная проблема для Беларуси. Более того, в Беларуси на бытовом уровне обсуждается, что было бы хорошо, чтобы у католиков и православных был один календарь. Чтобы мы вместе праздновали религиозные праздники», — сказала депутат.

По ее мнению, для Беларуси нежелательно примерять на себя инициативу россиян и выпадать из общемирового календаря: «Это потребует больших материальных затрат, вызовет психологический дискомфорт. Очень надеюсь, что у нас не дойдет до такого и что в России этот процесс заглохнет. Нам надо заниматься своими проблемами и не обращать внимания на шатания в других странах».

 

Церковный календарь — не для летоисчесления

Одним из аргументов российских депутатов, выступающих за изменение календаря, является тот факт, что Православная церковь до сих пор придерживается юлианского календаря.

Пресс-секретарь Белорусской православной церкви Сергий Лепин в комментарии для Naviny.by сказал, что не видит особого смысла в том, чтобы государство переходило на юлианский календарь, которым пользуется церковь.

«В церкви юлианский календарь используется не совсем для исчисления времени. Для нас церковный календарь — это способ организации богослужений, а не просто наблюдения за временем. Задачи юлианского и гражданского календарей разные. Идея перехода на юлианский календарь, на мой взгляд, — какое-то оригинальничание и прожектерство. Я не считаю, что Беларуси надо идти по такому пути», — отметил Сергий Лепин.

 

Пиар российских националистов

Очевидно, что вопрос о переходе на юлианский календарь является политическим. А политические решения в России принимаются не в Госдуме, отметил  в комментарии для Naviny.by политолог Юрий Чаусов.

Такая инициатива депутатов, по его мнению — жест, пиар националистских групп, ориентированных на конфронтацию с Западом. Это отражение имеющихся в российском обществе шовинистических настроений.

При этом политолог отметил, что «сам режим в России традиционалистским не является, это модерная диктатура».

«Российские власти никогда не скажут, что отвергают какие-то западные элементы, пусть даже символические. Для политического руководства России изменение календаря не интересно, ведь в основе российской диктатуры — рационализм. Инициатива имеет значение для идеалистических политических сил. Соответственно я не склонен считать, что эта инициатива несет угрозу Беларуси, об изменении календаря я бы серьезно не задумывался», — заключил Юрий Чаусов.

 

 


  • Много чего можно порекомендовать для прочтения. Все зависит от взглядов на те или иные события. Вы не думали, что возможно именно у большевиков в 1918 году отсутствовали "конструктивные идей о дне насущном" и они ввели в России григорианский календарь?
  • Куда актуальнее вопрос перехода РПЦ или хотя бы БПЦ на Новоюлианский календарь, по которому живет большинство поместных ПЦ, и который до 28 февраля 2800 года совпадает с Григорианским. Формально переход утвежден ещё патриархом Тихоном, но кроме Московского округа приходы не поддержали, поэтому переход был "приостановлен". Но сейчас больше возможностей провести разъяснительную работу, мне кажется.
  • Много чего можно порекомендовать для прочтения. Все зависит от взглядов на те или иные события. Вы не думали, что возможно именно у большевиков в 1918 году отсутствовали "конструктивные идей о дне насущном" и они ввели в России григорианский календарь?
  • Диакон Василик писал, "утверждение тех кто говорит о том, что некоторые из Православных Церквей живут как и католики, по григорианскому календарю, не совсем точно. На самом деле они живут по григориано-юлианскому календарю: с юлианской пасхалией, но с григорианским календарем. Вот только за счет этого компромисса и сохраняется каноническое единство Вселенской Православной Церкви".
  • Напишу только об одном из аспектов данного вопроса. Введение григорианского календаря до сих пор считается одной из величайших ошибок церкви. Вопрос о календарях является богословской проблемой. На Первом Вселенском Соборе для расчета пасхалий использовался юлианский календарь. Он и сейчас используется православной церковью. Православные христиане, руководствуясь наставлениями апостолов, рассчитывают праздники по юлианскому календарю. Католики и протестанты считают праздники по григорианскому календарю. По принятым канонам, по юлианскому календарю христианская пасха празднуется только после иудейской. По григорианскому календарю происходит грубейшее нарушение святых канонов. Часто христианская пасха опережает иудейскую. Именно в Великую Субботу по юлианскому календарю происходит схождение Благодатного огня у Гроба Господня. Господь, посылая свое знамение, благоволит юлианскому календарю? Богоугоден ли григорианский календарь не мне судить. Но читая о том как в 1923 году большевики, при огромном давлении на Святейшего Патриарха Тихона (а большевики были непревзойденные мастера убеждений), пытались перевести Русскую Православную Церковь на григорианский календарь, от Церкви последовал категорический отказ. Патриарх Тихон сказал, православные христиане, руководствуясь наставлениями апостолов, будут жить по юлианскому календарю. Впрочем не только в России силой насаждался григорианский календарь ...
  • Юлианский - Церковный (апостольский) календарь! Григорианский - Мирской (человеческий) календарь! И всегда есть выбор; либо Крест, либо Хлеб