Михаил Пастухов. ДЕ-ЮРЕ. Как реформировать адвокатуру?

Михаил ПАСТУХОВ

Михаил ПАСТУХОВ

Профессор учреждения образования «БИП-Институт правоведения». Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, судья Конституционного суда Республики Беларусь первого состава (апрель 1994 — января 1997 гг.). Эксперт по вопросам судоустройства, судопроизводства, конституционного и европейского права. Один из разработчиков Концепции судебно-правовой реформы, проекта Конституции 1994 г., закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» 1994 г.

В Беларуси функционирует республиканская коллегия адвокатов, которая объединяет около двух тысяч адвокатов. Они работают успешно и самозабвенно, имеют неплохие доходы. Но вот только ведут себя подозрительно тихо и боятся рассказать хоть что-то об обстоятельствах уголовных дел. Совсем они не похожи на правозащитников.

 

Нынешняя ситуация

С начала 90-х годов законодательство об адвокатуре Беларуси прошло несколько этапов. Первоначально в развитие Концепции судебно-правовой реформы был принят закон «Об адвокатуре» от 15 июня 1993 года. В соответствии с этим законом адвокатура утверждалась как независимый правовой институт, призванный осуществлять профессиональную правозащитную деятельность.

Согласно ст. 7 закона, адвокатом мог быть гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее трех лет или не имеющий такого стажа, но прошедший стажировку сроком от 6 месяцев до одного года в адвокатуре, сдавший квалификационный экзамен и получивший лицензию на осуществление адвокатской деятельностью. При этом устанавливались некоторые ограничения к занятию адвокатской деятельностью (ст. 10).

Закон закрепил в качестве основной организационно-правовой формы деятельности адвокатов юридические консультации. В порядке исключения допускалась индивидуальная адвокатская деятельность (ст. 13). Позднее эта форма деятельности с разрешения Министерства юстиции получила широкое распространение.

Адвокатской «вольнице» пришел конец в связи с изданием президентского декрета № 12 от 3 мая 1997 года «О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь». Он предписал запретить индивидуальную адвокатскую деятельность. Срок действия бессрочной адвокатской лицензии ограничивался пятью годами. Лицензии, выданные лицам, которые занимали должности в государственном аппарате, аннулировались. Декретом вводился строгий порядок расчетов за оказание юридической помощи.

По сути, президентским декретом был восстановлен советский облик адвокатуры с ее единственной формой деятельности — юридической консультацией. При этом ряд норм декрета нарушали положения Конституции и закона «Об адвокатуре», а также международные стандарты в указанной сфере.

По прошествии времени, 30 декабря 2011 года, был принят закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» (вступил в силу с 6 апреля 2012 г.). Он модернизировал структуру и формы деятельности адвокатуры. Так, адвокаты получили право осуществлять свою деятельность в составе юридических консультаций, адвокатских бюро или индивидуально.

Сейчас в Беларуси действует 7 территориальных коллегий, 162 юридических консультации, в том числе 14 специализированных, 52 адвокатских бюро. Всех адвокатов объединяет Республиканская коллегия адвокатов (РКА). На местном уровне основной формой объединения адвокатов остаются юридические консультации.

Услуги адвокатов остаются достаточно дорогими, особенно по уголовным делам. Этому содействует монополия адвокатов на оказание юридической помощи по всем категориям судебных дел, отсутствие конкуренции со стороны других организаций, небольшое число адвокатов в республике (для сведения, в западных странах этот показатель в 3-4 раза выше).

Информация о деятельности Республиканской коллегии адвокатов весьма скупая. В интернете удалось найти только сведения о работе РКА за 2014 год. В качестве важного результата называется подготовка Единых подходов к рассмотрению обращений граждан и юридических лиц со стороны коллегий адвокатов, определение размера отчислений на содержание РКА и фиксированных взносов на содержание коллегий адвокатов. В территориальных коллегиях адвокатов планируются дни бесплатных консультаций для малоимущих. Отчетность адвокатов огласке не предается, но ежегодно направляется для контроля в Министерство юстиции.

Председателем РКА является Чайчиц Виктор Иванович. За время своей трудовой деятельности он успел поработать в суде, в НИИ проблем криминологии, криминалистики и судебных экспертиз при Министерстве юстиции, адвокатом и председателем Минской областной коллегии адвокатов. В октябре 2016 г. он был избран членом Совета Республики от Брестской области.

 

Новые поправки в закон

13 июня с.г. Палата представителей во втором чтении приняла изменения и дополнения в закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь». Безусловно, они будут одобрены в Совете Республики, подписаны президентом и в скором времени вступят в силу.

Что предлагается? Сфокусируем внимание лишь на отдельных нововведениях.

Первое: в ч. 1 ст. 7 уточняются требования к кандидатам в адвокаты. Главные из них: успешно сдать квалификационный экзамен, получить лицензию на осуществление адвокатской деятельности и быть членом территориальной коллегии адвокатов. Последнее особенно важно, поскольку иных адвокатских организаций в Беларуси попросту нет. Только Республиканская коллегия адвокатов (РКА).

Второе: в ч. 2 ст. 7 оговариваются условия участия адвокатов иностранных государств в оказании юридических услуг на территории Беларуси. Такое возможно лишь после включения их в Реестр адвокатов в порядке, «…определенном Министерством юстиции Республики Беларусь». Это означает, что чиновники от юстиции будут определять, можно ли, к примеру, российскому адвокату осуществлять защиту кого-то из обвиняемых по уголовному делу «белорусских патриотов» по ст. 297 УК («Создание незаконного вооруженного формирования»). Тем самым, право граждан Беларуси на получение юридической помощи по-прежнему остается урезанным.

Третье: ст. 17 «Права адвоката» дополнена одним незначительным пунктом: «…привлекать в связи с оказанием юридической помощи клиенту с его согласия переводчиков, патентных поверенных и других специалистов». В то же время ст. 18 «Обязанности адвоката» увеличилась на 8 пунктов. Теперь адвокат должен соблюдать не только нормы законодательства, но и уставы коллегии адвокатов и адвокатского бюро, рекомендации РКА, проходить аттестацию, обеспечивать условия соблюдения адвокатской тайны (замечу, что к последней обязанности относится и обязательство не разглашать сведения по уголовным делам).

Четвертое: в ст. 22 расширился круг субъектов, которые могут поставить вопрос о дисциплинарной ответственности адвоката. Это — общее собрание адвокатов, совет коллегии адвокатов, председатель коллегии адвокатов и лично министр юстиции. То есть, адвокат окажется в «ежовых рукавицах» и при необходимости его всегда можно подвергнуть остракизму (с лат. — «отвергнуть, предать презрению»).

Пятое: в ст. 31 детально регулируется деятельность адвокатского бюро, вводятся дополнительные обязанности партнеров адвокатского бюро и управляющего партнера. Тем самым, адвокатское самоуправление ставится под контроль.

Шестое: в ст. 46 расширяются полномочия Республиканской коллегии адвокатов (РКА). Она становится связующим звеном между единственным адвокатским объединением страны и Министерством юстиции, то есть смычкой адвокатов с властью.

Седьмое: в ст. 50-1 предусматривается создание Фонда развития адвокатуры «…в целях повышения доступности и качества оказания юридической помощи». Средства этого фонда будут использоваться РКА «по согласованию с Министерством юстиции Республики Беларусь с учетом предложений территориальных коллегий адвокатов».

Анализ нововведений позволяет утверждать, что они не столько повысят качество адвокатских услуг, сколько расширят контроль за деятельностью каждого адвоката. При этом в стороне остается вопрос о гарантиях защиты прав граждан в уголовном процессе.

 

Мои предложения

В целях преобразования адвокатуры и возвышения роли адвоката на следствии и в судебном процессе предлагаю следующую программу мер.

Первое: раскрепостить адвокатов и обеспечить их самостоятельность. Для этого их надо вывести из-под контроля Министерства юстиции. Как это сделать? Всего лишь отменить выдачу лицензии на осуществление адвокатской деятельности, ограничившись сдачей квалификационного экзамена и допуском к профессии.

Второе: упразднить монополизм РКА и позволить адвокатам объединяться в любые адвокатские организации. После регистрации эти организации могут расширять состав своих членов через прием экзаменов и принесение присяги.

Третье: расширить права адвокатов в административном и уголовном процессе, в том числе право собирать и оформлять доказательства, уравнять возможности адвоката и прокурора в судебном заседании, сделать суд независимым арбитром в споре сторон.

Четвертое: понизить ставки адвокатских услуг и обеспечить участие в качестве защитников других юристов по заявлению стороны.

Пятое: создать муниципальные адвокатуры за счет дотаций из бюджета и иных источников. В них могут работать молодые юристы, а также юристы, ушедшие в отставку. Оплату услуг в такой адвокатуре следует сделать вполне доступной для малообеспеченных граждан.

Результатом преобразований должен стать новый закон об адвокатуре, подготовленный с учетом международных стандартов и зарубежного опыта.

 

Моя мечта

Глядя на бессилие и боязливость нынешних адвокатов, я мечтаю о том времени, когда доступ к адвокатской профессии может получить каждый юрист. Тогда и я смогу стать адвокатом (полагаю, что сейчас у меня нет таких шансов, несмотря на мои ученые степени и звания). Я намерен создать новую адвокатскую организацию — Ассоциацию свободных и смелых адвокатов (АССА). Ее основной целью будет оказание бесплатной юридической помощи по уголовным и административным делам в случаях, если гражданин привлекается к ответственности по сомнительным обвинениям.

Члены АССА будут также представлять в судах интересы лиц, которые были привлечены к ответственности по политически мотивированным обвинениям в период правления А.Лукашенко, а в новых условиях потребуют компенсации. Еще одна категория дел, которой будут заниматься члены АССА, это — подготовка обращений в Европейский суд по правам человека (очевидно, что новая Беларусь незамедлительно вступит в Совет Европы и признает все европейские стандарты в области прав человека).

Уверен, что на призыв помочь жертвам политического произвола откликнутся сотни юристов, которые в составе АССА составят конкуренцию «платным адвокатам». Вот только надо стать адвокатом. А для этого надо реформировать адвокатуру. В свою очередь, для реформ должны созреть условия и обновиться власть. И вот тогда…

 

 

Продолжение следует

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

 

 


  • Г-н Пастухов! Не могли бы вы остановить свои прожекты? Их никто не читает. Осуществлять их при Лукашенко никто не будет. А после Лукашенко вы вряд ли доживете. Смените пластинку, пишите об актуальном. Фантастика тут не котируется.
  • Когда критикуют власть, обычно спрашивают, что вы таки предлагаете, какая альтернатива? Пастухов указал на конкретные недостатки и варианты их решения. А вы тут говорите, никаких фантазий нам не надо, у нас есть Лукашенко..
  • Когда критикуют власть, обычно спрашивают, что вы таки предлагаете, какая альтернатива? Пастухов указал на конкретные недостатки и варианты их решения. А вы тут говорите, никаких фантазий нам не надо, у нас есть Лукашенко..