Михаил Пастухов. ДЕ-ЮРЕ. Как реформировать КГБ?

Михаил ПАСТУХОВ

Михаил ПАСТУХОВ

Профессор учреждения образования «БИП-Институт правоведения». Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, судья Конституционного суда Республики Беларусь первого состава (апрель 1994 — января 1997 гг.). Эксперт по вопросам судоустройства, судопроизводства, конституционного и европейского права. Один из разработчиков Концепции судебно-правовой реформы, проекта Конституции 1994 г., закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» 1994 г.

Боитесь ли вы КГБ? Я лично нет, потому что почти десять лет провел «внутри» этих органов, хотя и на преподавательской работе. Я видел этих людей, общался с ними. Не такие они страшные, пока не занимаются своим «делом» — шпионить за другими и делать им всякие пакости. Их много вместе со своими негласными помощниками. Поэтому в новой Беларуси с этими органами и людьми надо что-то делать. Об этом и поговорим.

 

Нынешняя ситуация

Комитет государственной безопасности остается одной из самых влиятельных и многочисленных спецслужб Беларуси. Данные о численности этой спецслужбы носят засекреченный характер. Но время от времени они просачиваются в интернет-пространство. Так, в конце ноября 2014 г. на портале госзакупок была зарегистрирована заявка на изготовление для КГБ 16,5 тысячи удостоверений. Неужели так много штатных сотрудников КГБ? Для чего нейтральной Беларуси столько служителей государственной безопасности? Чем они занимаются?

Оказывается, задач у органов госбезопасности много и они постоянно расширяются. Со ссылкой на закон «Об органах государственной безопасности от 10 июля 2012 г. приведем некоторые из этих задач: 1) давать оценку текущего состояния национальной безопасности Республики Беларусь, прогнозировать его развития, а также разрабатывать и осуществлять комплекс мер по предупреждению, выявлению угроз национальной безопасности Республики Беларусь; 2) информировать президента Республики Беларусь и по его поручению соответствующие государственные органы и иные организации по вопросам состояния национальной безопасности; 3) осуществлять в пределах своей компетенции контрразведывательную деятельность и внешнюю разведку; 4) предупреждать, выявлять и пресекать террористическую и иную экстремистскую деятельность, организованную преступность и коррупцию, незаконную миграцию, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, оружия, боеприпасов, ядерных материалов и их компонентов, а также иных объектов экспортного контроля, контрабанды, других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены к ведению органов государственной безопасности; 5) осуществлять полномочия в сфере государственных секретов; 6) обеспечивать государственные органы и иные организации правительственной и оперативной связью.

Для успешного решения поставленных задач органы КГБ наделяются широкими полномочиями, которые осуществляют как гласно, так и негласно. Чаще всего негласные методы вызывают у общественности страх перед «бойцами невидимого фронта».

В органах госбезопасности сохраняется следственный аппарат. Это позволяет им возбуждать уголовные дела по самой широкой подследственности: от хищений путем злоупотребления служебными полномочиями до подготовки к массовым беспорядкам (хотя это — не их компетенция). Например, следственный изолятор КГБ был переполнен «сидельцами» после массовых задержаний участников акции протеста 19 декабря 2010 г. Там же находились задержанные по делу «белорусских патриотов» (о подготовке массовых беспорядков и о создании вооруженного формирования).

Периодически появляется информация о пытках, которым подвергаются арестанты следственного изолятора КГБ. Заявление об этом, в частности, сделал один из фигурантов вышеупомянутого дела Сергей Кунцевич.

Достоянием гласности является информация о том, что органы КГБ ведут широкую негласную деятельность в отношении лидеров и активистов политических партий и общественных объединений, в том числе прослушивают их телефонные разговоры, сканируют электронную почту, отслеживают личные встречи, проводят вербовку.

Тем самым органы госбезопасности не гнушаются политическим сыском, что является грубым нарушением прав и свобод граждан, а также противоречит основам законодательства об этих органах.

Следует иметь в виду, что кроме органов КГБ проведением негласной оперативно-розыскной деятельности у нас занимается ряд других органов: органы внутренних дел; органы пограничной службы; служба безопасности президента; Оперативно-аналитический центр при президенте; органы финансовых расследований Комитета государственного контроля; таможенные органы; разведывательные службы Вооруженных сил. Трудно даже представить, сколько кругом «секретных сотрудников»?

 

Законодательство об органах КГБ

Основным законодательным актом в этой сфере является закон «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» от 10 июля 2012 г. В нем можно прочитать много интересного. Обратим внимание только на некоторые нормы.

1. Органы КГБ призваны обеспечивать «…в пределах предоставленных полномочий безопасность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (ст. 1). То есть, сначала думать о безопасности граждан, а потом — государства. Верится в это с трудом, особенно после массовых посадок членов давно прекратившего свою деятельность «Белого легиона» и молодых активистов оппозиции.

2. «Куратором» КГБ является глава государства. Он осуществляет общее руководство «органами» и утверждает Положение о КГБ (ст. 7). Зачем «Положение», если имеется закон? Разве там могут быть записаны другие нормы под грифом «секретно»?

О роли главы государства в деятельности КГБ свидетельствуют слова Александра Лукашенко, сказанные им после назначения очередного руководителя КГБ (Степана Сухоренко) 25 января 2005 г.: «Я как глава государства по законодательству и по Конституции могу сам контролировать силовые ведомства, в том числе КГБ. Я не отдал Комитет государственной безопасности под контроль некоего гражданского общества, как это принято говорить в отдельных странах. Контроль гражданского общества — это развал силовых структур».

3. В главе 3 определяются основные направления деятельности органов госбезопасности: контрразведывательная деятельность; внешняя разведка; борьба с преступностью; организация правительственной и оперативной связи. В ходе этой деятельности проводятся различные мероприятия «… в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь».

4. У органов КГБ много обязанностей (ст. 15). Они же — и их полномочия. Например, «разрабатывать и реализовывать профилактические, режимные, организационные и иные меры предупреждения, выявления и пресечения террористической и иной экстремистской деятельности, создавать, совершенствовать и поддерживать в готовности ведомственную систему реагирования на акты терроризма и другие экстремистские действия».

Еще больше у «органов» прав (ст. 16), начиная от осуществления оперативно-розыскной деятельности и заканчивая обменом информацией со спецорганами иностранных государств (в первую очередь, с Российской Федерацией).

В законе детально прописаны и права сотрудников (ст. 18). Между прочим, они являются военнослужащими в органах госбезопасности (от себя замечу: хорошая военная служба под прикрытием: один — «летчик», другой — «связист»).

5. Глава 11 закона посвящена гражданам, оказывающим содействие органам госбезопасности. Они могут работать на гласной и конфиденциальной основе, в том числе в качестве внештатных сотрудников. У них тоже много прав. Так, они могут заключать «контракт» с органами КГБ; получать вознаграждение; получать компенсацию за вред, причиненный их личности либо имуществу в связи с оказанием содействия «органам»; легендировать свою личность.

6. Контроль за деятельностью органов КГБ осуществляет лично глава государства (ст. 40). Правда, есть и прокурорский надзор за деятельностью органов КГБ (ст. 41).

 

Мои предложения

Конечно, иметь такого монстра в демократической Беларуси нет необходимости. Достаточно небольшой по численности Службы национальной безопасности с четко определенными задачами и полномочиями. Для нее должна быть чуждой функция политического сыска в отношении неугодных власти граждан и организаций, как и проведение сомнительных спецопераций.

Эта служба должна иметь статус самостоятельного ведомства, но находиться под контролем парламента. Руководители этого ведомства должны утверждаться парламентом по предложению главы правительства сроком на пять лет (кто-то может спросить: а где «потерялся» президент? На мой взгляд, в новой Беларуси лучше обходиться без этой должности. Его функции вполне может осуществлять председатель парламента).

Первоначальными шагами на пути создания новой спецслужбы могут быть: 1) выведение всего состава КГБ за «штаты» с последующей «чисткой» перед лицом специальной парламентской комиссии; 2) открытие архивов КГБ (сначала для изучения парламентской комиссией, а затем — для доступа всем желающим); 3) разработка и утверждение парламентом Концепции реформирования спецслужб Республики Беларусь; 4) подготовка нового закона об органах национальной безопасности; 5) формирование нового состава спецслужб на конкурсной основе.

Самым болезненным для многих тысяч граждан страны может быть вопрос об открытии архивов КГБ и последующее обнародование списков штатных и нештатных сотрудников. Думаю, что решение этого вопроса следует поручить специальной парламентской комиссии из числа авторитетных депутатов, общественных деятелей, ученых. Кроме того, новому парламенту предстоит решить вопрос о принятии закона о люстрации, который установит некоторые ограничения на допуск к государственным должностям лиц, сотрудничавших со спецслужбами.

Во всяком случае, в новой Беларуси органы государственной безопасности, как и другие спецслужбы, должны прекратить свою деятельность. Их сотрудники должны пройти соответствующую «чистку». Новые спецслужбы будут находиться под контролем правительства и парламента, периодически отчитываться о своей деятельности. С новыми «Бондами» можно будет дружить и даже ходить в баню.

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

 

 


  • Редкостный бред... Извиняет лишь то, что, приди Пастухов к власти, ни за что не станет свои предложения воплощать на практике.
  • ЛЮБОЙ !!!!!!!!! НО ТОЛЬКО НЕ ВАШИ.
  • Бред...
  • Стоило учиться 15 лет, что бы написать этот бред.