Дмитрий Маркушевский. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. ИТ-страна

Дмитрий МАРКУШЕВСКИЙ

Дмитрий МАРКУШЕВСКИЙ

Академический директор Центра исследования общественного управления СИМПА (бренд «Школа молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA»). Окончил БГУИР (факультет информационных технологий и управления), аспирантуру Института философии НАН Беларуси, программу Регионального бюро ПРООН и NISPAcee для советников по стратегическим вопросам; повышал квалификацию в Университете Лунда (Швеция) и Высшей школе экономики (Москва, РФ). Консультант и руководитель проектов в области прав человека и демократического управления в системе ООН (2003-2012).

Новостью дня на негосударственном новостном портале стала информация о том, что в государственных органах проходит согласование проекта декрета, который должен превратить Беларусь в ИТ-страну. ГосСМИ и пресс-служба президента об этом факте не сообщают.

Между тем, по информации TUT.by, «революционный» декрет готовила рабочая группа, включавшая как представителей Парка высоких технологий (ПВТ), так и специалистов ведущих ИТ-компаний, экспертов в юридической и финансовой сферах во взаимодействии с заинтересованными госорганами.

В частности, как сообщает журнал «Юрист», Ассоциация компаний информационных технологий попыталась выявить наиболее острые вопросы документооборота и налогообложения в ИТ-отрасли и направила государственным органам предложения по совершенствованию законодательства.

Отмеченная журналистами «революционность» декрета предполагает принципиальные и масштабные законодательные новации и заслуживает общественного внимания.

Сообщается, что декрет раскроет двери ПВТ для продуктовых высокотехнологичных компаний и создаст правовую базу для развития технологий беспилотных автомобилей, криптовалют и токенов, основанных на технологии блокчейна, прихода инвестфондов и венчурных организаций; упростит процедуры получения квалифицированными иностранными ИТ-специалистами вида на жительство и долгосрочных стартап-виз, позволит ИТ-компаниям осуществлять любые виды деятельности, направленные на монетизацию программных продуктов.

Без сомнения, обозначенные новации должны помочь решить застарелые проблемы в сфере ИТ-бизнеса и во многих смежных областях. Очевидно и то, что разработка и обсуждение решений должны проходить не только с участием ведущих компаний, а максимально открыто и инклюзивно. Важно предупредить наступление «самого опасного времени на планете», когда малые группы людей извлекают огромную прибыль и нарастает разрыв между элитами и средним и рабочим классом, о чем предостерегает Стивен Хокинг.

Здесь подойдет такая хорошая технология в разработке политики, как, например, идущие сейчас общественные консультации Организации экономического сотрудничества и развития, на которых ОЭСР до 10 сентября собирает от всех заинтересованных мнения и предложения по развитию открытого правительства.

Открытая государственная практика меняет отношения между государственными должностными лицами и бизнесом и гражданами, делая их более динамичными, взаимовыгодными, основанными на высоком взаимном доверии.

Однако проект декрета о превращении Беларуси в ИТ-страну не доступен всем заинтересованным; его нет среди опубликованных проектов НПА о развитии предпринимательства и исключении излишних требований, предъявляемых к бизнесу.

В то же время круг заинтересованных в разработке, продвижении и использовании законодательных новаций гораздо шире площадки ПВТ.

Дополнительные консультации с малыми ИТ-компаниями и другим бизнесом, академическим сообществом и гражданским обществом, включая профсоюзы, повысят качество проекта декрета, что позволит выработать эффективную и устойчивую политику и создать благоприятную правовую среду для развития ИТ-сферы и страны в целом. 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».