«Это смерть для Полесья». Беларусь хотят включить в новый водный путь

Авторы проекта предлагают соединить Балтийское и Черное моря по рекам Польши, Беларуси и Украины.

По Польше, Беларуси и Украине предлагают проложить водный путь от Балтийского до Черного морей. Экономисты указывают на нецелесообразность проекта и его повышенные инвестиционные риски, а экологи бьют тревогу в связи с пагубными последствиями для природы и людей.

Припять во время весеннего паводка. Фото Василия Семашко

 

Проект стоимостью 12 млрд долларов

В рамках программы трансграничного сотрудничества Польша — Беларусь — Украина, финансируемой Европейским союзом, был разработан проект по восстановлению водного пути Е-40, соединяющего Балтийское и Черное море.

Водный путь начинается в Гданьске, затем на польском участке проходит по рекам Висла и Западный Буг до Тересполя и дальше до польско-белорусской границы. В Беларуси этот путь проходит по реке Мухавец, Днепро-Бугскому каналу, рекам Пина и Припять до белорусско-украинской границы. В Украине водный путь Е-40 образуют реки Припять и Днепр, который ведет до Херсона и Черного моря. Протяженность водного пути — более 2 тысяч километров.

Белорусский участок международного водного пути E40

Восстановление водного пути предусматривает ряд мероприятий. В частности, на территории Польши должен быть построен искусственный канал длинной около 160 км, а на Висле, Днепро-Бугском канале, Припяти и Днепре необходимо осуществить модернизацию и строительство гидротехнических сооружений, расширить фарватер, построить новые водохранилища и так далее.

Стоимость проекта оценивается в сумму до 12 млрд евро. Для обустройства белорусского участка потребуется около 150-200 млн евро.

С белорусской стороны в реализации проекта заинтересовано Министерство транспорта и коммуникаций, а также предприятие «Днепро-Бугский водный путь».

Как считают авторы проекта, его реализация обеспечит значительный рост торговых потоков между Польшей, Беларусью и Украиной. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта разрабатывал Морской институт в Гданьске.

 

Экономисты сомневаются в целесообразности проекта

По просьбе неправительственных организаций Польши и Беларуси этот документ проанализировали сотрудники Варшавского университета Святослав Волосюк и Миколай Чайковски.

«Мы должны констатировать, что тот подход, который был применен разработчиками, не соответствует современной экономической теории — теории экономического благосостояния. По теории должны сопоставляться сумма всех выгод и сумма всех затрат по проекту. И если сумма выгод перекрывает сумму затрат, то проект признается целесообразным. Разработчики применили другой подход. Они сравнивали фактические сборы, которые планируется взимать за шлюзование судов, с текущими операционными затратами по проекту. Это не совсем соответствует теоретическим подходам. В итоге инвестиционные затраты по проекту, которые полагается выделить из госбюджета и фондов Европейского союза на сумму от 9 до 12 млрд евро, фактически остаются за бортом анализа и ничем не обоснованы», — рассказал Святослав Волосюк.

В целом, по его мнению, содержание проанализированного документа не позволяет судить о целесообразности проекта.

 

Бизнес видит огромные риски

В Бизнес-союзе предпринимателей и нанимателей им. Кунявского также сомневаются в необходимости восстановления водного пути Е-40. Аналитическая группа БСПН считает, что проект несет огромные инвестиционные риски.

«Внутренние водные пути столкнулись с проблемой системной неконкурентоспособности. Они уступают автомобильному и железнодорожному транспорту по ключевым показателям. Это скорость доставки, возможность оперировать малыми объемами грузов, появление дополнительных звеньев в перегрузке товаров в цепочке поставки, сезонные ограничения и так далее. Даже если проект будет реализован так, как задумывают его инициаторы, это серьезно не изменит конкурентоспособность водного пути. То есть, Е-40 не будет интересен большинству белорусских компаний-грузоотправителей», — отмечает пресс-секретарь БСПН Алесь Герасименко.

По мнению экспертов бизнес-союза, существует риск, что в рыночном формате невозможно будет найти такой объем грузов, чтобы окупились хотя бы текущие расходы по реализации проекта.

«Соответственно, после того как проект будет реализован, возникнет соблазн задействовать административный ресурс, чтобы привлечь на этот путь грузы, либо субсидировать тарифы на доставку водным транспортом. Первый вариант будет означать ухудшение экономического положения предприятий-грузоотправителей. Второй вариант — это риск серьезно увеличить расходы республиканского бюджета», — отмечает Алесь Герасименко.

По его словам, сами разработчики ТЭО проекта не просматривают возможности окупить капитальные затраты на инфраструктуру и предлагают сосредоточиться на мультиплицирующем эффекте на экономику. Однако, по оценкам БСПН, этот эффект может быть отрицательным.

Е-40 не будет интересен большинству белорусских компаний-грузоотправителей.

В частности, для загрузки водного пути на него будут переброшено до 20% нынешнего грузопотока с железнодорожного и до 10% с автомобильного транспорта. В случае реализации такого сценария выпадающие доходы Белорусской железной дороги могут составить порядка 250 млн долларов, а автотранспортных компаний — 80 млн долларов в год.

«С такой математикой в этих отраслях может быть искусственно спровоцирован кризис. Притом уже сегодня вклад в экономику и железной дороги, и автомобильных перевозчиков сложно переоценить. В этих секторах созданы сотни тысяч рабочих мест», — считает пресс-секретарь БСПН.

В совокупности, отмечает он, проект Е-40 не несет принципиальных и важных новых возможностей для транспортно-логистической системы страны.

«Правительству необходимо сосредоточиться на тех проектах, которые действительно конкурентоспособны и представляют интерес в долгосрочном плане, а наши реки лучше оставить в покое», — говорит Алесь Герасименко.

 

Экологи опасаются пагубного воздействия на природу и людей

Экологи говорят о прямой угрозе утраты мест обитания и произрастания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений, редких биотопов и природных ландшафтов, ухудшения гидрологического режима, снижения рыбных запасов в случае реализации проекта.

 

 

При строительстве водного пути Е-40 могут быть затронуты особо охраняемые природные территории как национального, так и международного значения. Водный путь будет проходить через Национальный парк «Припятский», Полесский государственный радиационно-экологический заповедник, 11 заказников республиканского и 6 местного значения.

«Такой большой проект затронет не только саму пойму и берега Припяти, но и близлежащие территории. Получается, если этот проект будет реализован, то это будет смерть Полесья как региона», — подчеркивает научный сотрудник Научно-практического центра Национальной академии наук по биоресурсам Павел Пинчук.

Экологи также обращают внимание, что водный путь пройдет через зараженные радиацией территории. Опасность состоит в том, что при проведении дноуглубительных работ речной ил может быть растревожен и пойдет вниз по течению Припяти и Днепру до Киевского водохранилища, а из него и связанных с ним водоемов получают воду около 30 млн украинцев.

 

Общественность запустила кампанию против строительства Е-40

Экологические организации Беларуси объединились в кампанию «Стоп Е-40!», чтобы рассказать общественности о возможных последствиях строительства водного пути. Их поддержали коллеги из Польши и Украины.

Если этот проект будет реализован, то это будет смерть Полесья как региона.

Под меморандумом против строительства Е-40 подписалось порядка 20 НГО из трех стран, среди которых «Багна», «Экодом», «Зеленая сеть», Центр экологических решений, «Ахова птушак Бацькаўшчыны», фонд «За чистую Припять» и другие.

«Для меня проект Е-40 аналогичен советскому проекту поворота северных рек на юг. Это огромные дивиденды разработчикам и строителям, проблемы же остаются местному населению, а природе — катастрофические последствия. Причем для Полесья они могут быть необратимыми», — говорит директор общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» Александр Винчевский.

Против реализации проекта также выступили администрации Национального парка «Припятский» и Полесского государственного радиационно-экологического заповедника.

Инициаторы кампании «Стоп Е-40!» планируют собирать подписи против проекта водного пути, а также запустить петицию в интернете.

В тоже время, как заверяют в фонде «Интеркация», который координирует реализацию проекта с белорусской стороны, говорить о восстановлении водного пути пока рано.

«Решение о восстановлении этого водного пути не принималось. Технико-экономическое обоснование как таковое еще даже на министерском уровне не принято, потому что окончательной оценки этих документов на государственном уровне так и не было произведено. А стадия планирования и разработки проектной документации — это долгосрочная и, для меня, невидимая перспектива», — рассказывает директор фонда «Интеркация» Иван Щедренок.

По его словам, этот проект будет продолжен только после проведения всеобъемлющей оценки воздействия на окружающую среду.

Известно, что проект Е-40, наряду с другими вопросами, обсуждался на заседании межправительственной украинско-белорусской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству 17-18 июля в Киеве. Победят ли аргументы экономистов и экологов доводы инициаторов проекта, пока сложно прогнозировать.

В тоже время экологические организации намерены идти в своей борьбе против Е-40 до конца.

«Мы готовы дискутировать с разработчиками Е-40, но, боюсь, они нас не переубедят», — говорит Александр Винчевский.

 


  • X_Mit to
    Аляксандр Ярашэвіч, назву ракі вы напісалаі ЗАНАДТАПАРЮЗСКІ: Рашавікі: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мухавец
  • Danis Dushelub
    Это то, что зовётся "шкура неубитого медведя". В СССР тоже северные реки грезилось повернуть вспять...
  • Владимир Авсеенко
    Понятно, что каждая сторона лоббирует свои интересы. Хожу по Припяти каждый год и в отсутствии судоходства вижу, как река просто зарастает. Экологам следовало бы озаботиться не предполагаемой опасностью для животного мира от еще нереализованного проекта, а уже имеющимися фактами передачи участков реки (!!!) в аренду каким-то кампаниям для промышленного лова рыбы !. Позиция нацпарка "Припятский" тоже непонятна. Эти ушлые ребята взымают деньги просто за проход по реке по их территории. По 25 руб с персоны! Если по Припяти пойдут "параходы", то это же просто золотой дождь для них. Днепро-Бугскому каналу уже более 200 лет и экологическая катастрофа пока не разразилась...