Как петиции заставляют чиновников услышать людей

На счету проекта Рetitions.by более 700 петиций, многие из которых принесли результат.

Многие белорусы до сих пор сомневаются, что обращение к чиновникам, тем более в виде электронной петиции, может иметь эффект. Однако опыт проекта Рetitions.by доказывает, что коллективное обращение граждан для решения общественно важных проблем имеет смысл. Более чем за год работы на Рetitions.by было создано семь сотен петиций. И есть победы.

Руководитель проекта Рetitions.by Владимир Ковалкин

Стучите, и вам откроют — вот вывод, который можно сделать по результатам работы проекта, говорит руководитель Рetitions.by Владимир Ковалкин: «По нашей статистике, КПД обращений где-то около 60%. Вероятность, что добьешься успеха, довольно высокая. Если пытаться решить локальные проблемы, то КПД доходит до 80%».

Локальные бытовые проблемы решаются проще, потому что власти не видят в них политического подтекста, отмечает Ковалкин:

«Нет политики, не надо согласовывать решение вопроса в нескольких министерствах. Быстрее и часто положительно реагируют на обращения отрегулировать движение, починить дорогу. Эти простые бытовые вопросы легко решаются — при наличии денег, конечно. А то, что политически ангажировано, решается довольно плохо, во-первых, потому, что чиновники опасаются собственной вовлеченности в политику, ведь сверху могут дать по шапке. Во-вторых, обращения с намеком на политику попадают в отелы идеологии, работники которых чаще всего ничего не делают и ничего не решают, а пишут отписки».

Чтобы вопрос был решен положительно, необязательно собирать много подписей. Локальные петиции поддерживают, как правило, 30-150 человек. При этом 31 подпись — это уже признак коллективного обращения, при котором чиновник обязан изучить проблему с выездом на место.

«У нас есть пример, когда вопрос решили положительно в результате рассмотрения петиции с одной подписью — в Гродно починили дорогу. Так что каждая подпись важна, даже если она единственная. Ну а когда их много, это, естественно, значит, что проблема людей очень интересует», — рассказывает Владимир Ковалкин.

 

Топ-5 решенных или почти решенных проблем

Защита Осмоловки

Осмоловку отстояли в том числе и благодаря петиции, которую подписало рекордное количество человек — более 7 тысяч. Владимир Ковалкин отмечает, что Осмоловка — это пример, когда сработал комплекс факторов, включающий активную гражданскую кампанию, поддержанную СМИ и в социальных сетях.

 

Мингорисполком разрешил фотосъемку в общественных местах

Минчанин Максим Ильинич попросил Мингорисполком еще раз объяснить, правомерен ли запрет на фото- и видеосъемку в кафе, магазинах и ресторанах. Его петицию подписали 43 человека.

Благодаря Максиму Ильиничу (в центре) в минских магазинах и кафе можно беспрепятственно фотографировать

Автор петиции рассказал, что взяться за перо его вынудила конфликтная ситуация в одном из магазинов, где ему запретили снимать.

«За последние годы данный вопрос поднимался неоднократно, но единого мнения так и не было озвучено. Люди (посетители, потребители) считают, что они имеют на это право, а работники и владельцы магазинов и других общественных мест считают, что нельзя этого делать», — писал он в своем обращении.

Отметим, что единого мнения у чиновников на этот счет не было. «Мингорисполком ответил, что снимать можно. А вот из МВД у меня есть ответ, что фотографировать нельзя», — рассказывает Максим Ильинич. Теперь он ожидает ответ из Генпрокуратуры, которая должна разобраться, наконец, ответ из какого ведомства правильный.

Пока же Максим Ильинич смело при желании пользуется фотокамерой и в магазине, и в кафе. Ведь в ответе Мингорисполкома от 14 апреля 2017 года говорится, что фотографировать в общественных местах можно — за исключением игорных заведений.

Максим Ильинич заметил, что пока чиновники разбираются, кто из них прав, таблички о запрете фотосъемки сняли и на Комаровском рынке, и в некоторых ресторанах.

 

Белорусские реки не будут сдавать в аренду

Проблему платной рыбалки подняли рыбаки с Припяти в петиции против аренды рек.

Минсельхозпрод в ответ сообщил, что подготовил проект нормативного акта, исключающий возможность аренд белорусских рек и каналов. Чиновники также пообещали, что в дальнейшем Минсельхозпрод не будет согласовывать аренду рек Гомельской области.

А уже 11 июля был принят указ президента № 247, которым запрещена передача в аренду участков рек.

 

Жителям Гатово пообещали ремонт дороги

Миноблисполком пообещал выделить средства на ремонт дороги в Гатово. Автор петиции Михаил Смирнов говорит, что пока эта дорога напоминает бассейн с грязью:

Михаил Смирнов пытается добиться от местных властей ремонта дороги в своем поселке

«Мы за свой счет сделали дорогу возле своих домов, но по центральной по-прежнему невозможно ни пройти, ни проехать. Чиновники кивают друг на друга, и вопросы не решаются. Мы надеемся, что обещание Миноблисполком выполнит. И будем писать петиции далее — у нас очень много нерешенных вопросов в части благоустройства».

 

Сделали дорожную разметку на улице Богдановича

Разметка на улице Богдановича в Минске, ограничение скорости возле школы в Боровлянах и многое другое также стало результатом обращения граждан через петиции.

Как отмечает Владимир Ковалкин, самым отзывчивым к обращениям граждан ведомством можно назвать именно ГАИ, которое, как правило, положительно реагирует на обращения граждан и быстро решает вопросы.

 

Даже одно обращение может изменить очень многое

Руководитель проекта Petitions.by уверен, что большинство из нас могут влиять на решение тех или иных проблем. Кто-то может написать обращение к чиновникам напрямую, а кто-то через интернет. Последний вариант — наиболее комфортный для населения.

Во-первых, даже с дивана вставать не надо. Во-вторых, на Petitions.by есть простой алгоритм написания обращений. И в-третьих, с проектом сотрудничает юрист: «Он помогает улучшить обращение, насытить его ссылками на законодательные акты».

Блогер и фотограф Антон Мотолько

Результаты работы проекта Рetitions.by показывают, что от кухонных разговоров и дискуссий в Фейсбуке на тему «всё плохо» лучше переходить к действиям, отмечает общественный активист Антон Мотолько.

Он уверен, что гораздо эффективнее обращаться за решением конкретных проблем к тем, кто уполномочен их решать.

«Одно обращение может очень многое изменить. Кроме того, коллективное обращение — повод и аргумент для местных властей просить деньги из бюджета на их решение. И этим необходимо пользоваться», — считает Антон Мотолько.

 

 

Фото Сергея Балая