«Штадлер Минск» понемногу выезжает из кризиса

Сейчас завод загружен наполовину, но в следующем году будет больше работы.

Производитель электрической техники Stadler планирует увеличить загрузку своего завода под Минском и набрать новых работников. В следующем году компания начнет выполнять заказы для Венгрии, Чехии и Беларуси. Сейчас на заводе работают с заказами из Норвегии и России.

Кризис на постсоветском пространстве подкорректировал работу завода «Штадлер Минск» в Фаниполе. Российская компания «Аэроэкспресс» закупила 11 поездов вместо 25, а Белорусская железная дорога не спешит с новыми заказами.

Но год назад компания заключила контракт с Транспортной концессионной компанией на поставку 23 трехсекционных трамвайных вагонов для Санкт-Петербурга. Это позволило увеличить производственную активность завода.

«2015 и 2016 годы были непростыми для «Штадлер Минск» и для других предприятий, и этот заказ из Санкт-Петербурга нам очень сильно помог», — говорит директор ЗАО «Штадлер Минск» Филипп Бруннер.

Филипп Бруннер

На заводе уже изготовили первую партию из шести низкопольных трамваев. Клиенты приступили к их производственной приемке. До конца этого года «Штадлер Минск» поставит в Санкт-Петербург 9 трамваев, а в следующем году — 14.

«Это трамвайный вагон из нашей продуктовой серии «Метелица», который от клиента получили название «Чижик». Это самый длинный вагон среди стран СНГ. Почти 34 метра. 66 сидячих мест, пассажировместимость — 376 человек. Очень мощный трамвай. Ускорение больше, чем три квадратных метра в секунду. Если сравнивать с машиной, то можно сказать, что у него полный привод. У него восемь электродвигателей. Это самый лучший и современный трамвай, который скоро будет ездить в России», — хвалит модель Филипп Бруннер.

Трамвай имеет две кабины управления. Он оборудован системами кондиционирования и подсчета пассажиров, видеонаблюдением, розетками USB, Wi-Fi и другой начинкой.

«Это не просто трамвай Stadler, а трамвай «Штадлер Минск». Больше 85% разработок принадлежит именно белорусским конструкторам. Кроме рамы тележки мы все сделали здесь. Сварка кузова, покрасочные работы, сборка, запуск. Мы также попробовали включить максимальный объем поставщиков из Евразийского экономического союза для его производства. Сталь, стеклопластик, стекло, кондиционер, пассажиро-информационные системы отсюда», — подчеркивает директор ЗАО «Штадлер Минск».

В Фаниполе также работают над заказом для Норвегии. До середины следующего года должно быть поставлено 46 пятивагонных одноэтажных поездов, но проект, по предварительным договоренностям, может быть продлен на последующие два-три года.

«Мы здесь делаем с нуля весь кузов. То есть, мы фрезеруем профиль, варим. Мы делаем элементы кузова. Это в самом стапеле перерастает в сварку готового вагона. Потом он проходит дробеструйную обработку, покраску и предварительную сборку. Мы устанавливаем такие элементы как теплоизоляция, кронштейны, пневматику, делаем остекление. Такой машинокомплект уходит в Польшу на предприятие Stadler, которое производит финишную сборку и запуск в составе поезда. В неделю мы делаем где-то полтора вагона», — объясняет первый заместитель директора — главный инженер ЗАО «Штадлер Минск» Сергей Карпович.

Сергей Карпович

Сейчас мощности предприятия загружены примерно наполовину. В следующем году их планируется загрузить на 70%. «Штадлер Минск» начнет работу над заказом для Минского метрополитена на поставку 10 поездов, для чешского города Острава на поставку 40 трамваев, а также для Венгрии на поставку 40 двухэтажных поездов.

Возможно, также «Минсктранс» закажет несколько трамваев, а Белорусская железная дорога не меньше двух поездов, но конкретных договоренностей на этот счет пока нет.

Для выполнения заказов по заключенным контрактам на предприятии планируют нанять дополнительно 250 человек. Сейчас в Фаниполе работает 470 человек. Средняя зарплата превышает 500 долларов.

«До конца 2018 года мы наймем на 250 человек больше, чем сегодня. Это будет почти 800 человек», — рассказывает Филипп Бруннер.

Он признается, что пока предприятие, инвестиции в которое составили около 60 млн евро, работает в убыток, но в следующем году, возможно, ситуация исправится.

«Пока мы здесь не работаем с прибылью. Надеемся, что это будет возможно в следующем году, когда у нас будет хорошая загрузка», — отмечает директор ЗАО «Штадлер Минск».

По его словам, руководство Stadler не разочаровано тем, что открыло производство в Беларуси.

«Никто не мог себе представить, что в 2014 году снизятся возможности для финансирования в России и Беларуси, что так сильно упадет курс российского рубля, что возникнут политические вопросы между Россией и Украиной, поэтому, конечно, мы кризис почувствовали, но это не поменяло мнение руководства Stadler об этом проекте. Есть понимание, что в такой ситуации прибыльность просто так не получается. В любом случае, мы сохраним это предприятие и верим, что следующем году выйдем на хороший уровень», — отмечает Филипп Бруннер.

 

Фото Сергея Балая


  • klofel
    Фикция. Проект провален, но Штадлер готов финансировать убыток чтобы сохранить лицо. С такими темпами окупаемость проекта составит порядка 12-15 лет. Для сборочного цеха, а в Фаниполе не полноценное производство, а сборочный цех, это слишком много.