Владимир Ковалкин. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Исключить фиктивные тендеры

Владимир КОВАЛКИН

Владимир КОВАЛКИН

Окончил Академию управления при президенте Республики Беларусь, получил степень бакалавра экономики, а позднее — магистра экономики. Магистр гуманитарных наук по политологии (ЕГУ, программа «Публичная политика»). Эксперт по вопросам реформы государственной службы и руководитель проекта «Кошт урада» в рамках проекта BIPART.

По официальной статистике, доля открытых и конкурентных госзакупок в Беларуси мизерна — менее 4% от общего количества процедур государственных закупок. Однако даже среди этих, казалось бы, прозрачных и честных процедур, зачастую встречаются фиктивные тендеры.

Суть фиктивного тендера заключается в том, что решение о покупке товара или услуги у «нужного» поставщика и по «честной» цене принимается задолго до проведения самого тендера, а техническое задание и вся тендерная документация подгоняются под заранее определенного победителя.

Таким образом, все, что видят сторонние наблюдатели и прочие участники торгов — это всего лишь имитация, или, если хотите, фикция торгов и выбора победителя, необходимая, чтобы продемонстрировать соблюдение законности и прикрыть себя от внимания правоохранительных органов. Мотивы должностных лиц в организации подобных фокусов с открытыми закупками очевидны – это процент «отката».

Схема организации фиктивного тендера достаточно проста и включает несколько шагов, сопровождающихся стандартным набором действий, которые за собой оставляют целый набор улик-маркеров, что и позволяет заподозрить мошенничество.

На первом этапе задолго до проведения тендера ушлый менеджер по продажам встречается с представителем отдела закупок, который отвечает за формирование тендерного задания и организацию торгов, чтобы согласовать технические характеристики предмета закупки, цену, сроки поставки, сроки оплаты и другие существенные условия сделки. Размер «отката», а также условия его выплаты обсуждаются также на этом этапе.

В результате плодотворного сотрудничества представителей поставщика и закупщика формируется техническое задание и спецификация, которые содержат такие требования, которые может выполнить исключительно «нужный» поставщик. Это могут быть особый цвет, размер, тип, комплектность, совместимость с чем-либо, соответствие специальному стандарту и другие технические характеристики. Часто в тендерной документации встречается фирменное наименование или бренд будущего победителя торгов.

Также активно используется такой параметр, как крайне короткий срок поставки, поскольку у «нужного» поставщика к моменту проведения тендера товар уже готов и пылится на складе, в то время как конкурентам товар еще нужно произвести и доставить.

Если всех вышеперечисленных ухищрений недостаточно и нужный товар не удается сделать «уникальным», то «уникальным» становится поставщик. В тендерную документацию добавляются специальные квалификационные требования к поставщику, которые могут включать наличие необходимого штата сотрудников, производственных активов или вовсе какой-нибудь ненужной справки или сертификата. Главное отличие неадекватных технических условий и квалификационных требований – это их избыточность, строгость и «подстроенность» под конкретного поставщика.

Следующим шагом является проведение отрытого тендера или аукциона. Чтобы тендер состоялся, в соответствии с законодательством необходимо наличие по меньшей мере двух поставщиков, и, поскольку на предыдущем этапе все «ненужные» поставщики исключены с помощью строгих технических условий и квалификационных требований, то в тендер необходимо включить участника-статиста.  Это может быть аффилированная фирма, как в случае со знаменитой закупкой валидаторов для Минсктранса, или сторонняя фирма-партнер, которая никогда не участвует в подобных тендерах, или даже реальный конкурент, с которым у победителя «договорняк».

Последним шагом является процедура выбора победителя и заключение контракта. Если на этом этапе оказывается, что все-таки среди предложений участников торгов, несмотря на все ухищрения, затесалось предложение конкурента, то его стараются исключить по надуманным причинам.

Например, не тот оттенок, несущественно отличается размер, срок поставки на пару дней больше и так далее - тут главное доказать, что у конкурента «гранаты не той системы». Ну а если уж и это не получается, то тендер отменяют и проводят по новой и с новыми, еще более строгими требованиями. Хотя в большинстве случаев уже с первого раза побеждает «нужный» поставщик, и в этом, кстати, и заключается «профессионализм» закупщика.

Можно ли как-то изменить ситуацию и сократить число фиктивных тендеров? Можно! Но об этом в другом материале.

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».