Звенит звонок! В Беларуси начался учебный год

Школьники будут обучаться по новым учебным программам, которые разрабатывались с 2015 года.

К занятиям в школах и гимназиях в Беларуси 1 сентября приступят около миллиона учащихся, в том числе 110 тысяч первоклассников.

В этом году большинство школ, работающих в одну смену, будут начинать занятия в 9 часов, работающие в две смены — в 8.30.

«Мы уверены, что никакой дезориентации в работе учреждений образования, родителей учащихся в связи с переносом начала занятий в принципе не должно произойти. Ничего нового не происходит», — заявила 28 августа на пресс-конференции в Минске заместитель начальника управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Каржова.

Она отметила, что эта тема активно обсуждается в прессе. «Я еще раз хочу подчеркнуть, что ничего нового в новом учебном году с началом занятий не происходит. Время начала учебных занятий определено санитарными нормами и правилами, которые утверждены постановлением Минздрава. В данном документе прописано, что начало учебных занятий должно быть не раньше 8 часов, оптимальное время — 9 часов. Для второй смены начало не позже 14 часов, окончание — не позже 19 часов, — сообщила Каржова. — Этот документ вступил в силу не вчера и не сегодня».

Чиновник сообщила, что в прошлом учебном году треть учебных учреждений начинали работу в 9 часов, треть — в 8 часов 30 минут и треть — в 8 часов. «Для нынешнего учебного года Минобразования рекомендовало еще раз проанализировать время начала учебных занятий и предусмотреть максимальное соответствие санитарным нормам с учетом сохранения здоровья учащихся», — сказала представитель министерства.

1 сентября школьники начинают учиться по новым учебным программам, которые разрабатывались с 2015 года. В 2017 году были созданы рабочие группы по каждому учебному предмету, в состав которых вошли учителя, преподаватели университетов, ученые. В этом году школьные программы были еще раз пересмотрены и скорректированы. Они утверждены по всем предметам.

Как заверили в Минобразования, к 1 сентября на национальном образовательном портале adu.by будет опубликовано большинство новых учебников для средней школы. Электронные версии учебников будут размещаться по мере подготовки их к изданию. К 1 сентября издано 30 пособий, остальные 11 планируется издать в ближайшее время.

Как отметила заместитель директора Национального института образования Валентина Гинчук, новые пособия отличаются «более доступным изложением и ориентацией на практику». «Мы учли, что в информационном мире учащиеся сталкиваются с разными источниками знаний, и ученика необходимо учить работать не только со сплошным текстом, но и с диаграммами, графиками, картами, иллюстрациями как источниками информации. Поэтому в новых учебниках появились разные формы предъявления учебной информации», — отметила она.

По словам Гинчук, при разработке учебников учтено, что они являются не единственным источником информации, поэтому в них есть ссылки на другие источники, позволяющие «расширить, углубить материал в учебном пособии». Такая дополнительная информация опубликована на национальном образовательном портале.

«Электронные версии учебников будут находиться в свободном доступе для скачивания и работы с ними. В отличие от старых версий учебников, которые публиковались в расширении pdf, электронные версии новых учебных пособий снабжены гиперссылками на другие источники знаний», — отметила Гинчук.

Александр Лукашенко, выступая 24 августа на пленарном заседании Республиканского педагогического совета в Минске, заявил, что систему белорусского образования необходимо совершенствовать, а не ломать.

«Вы знаете мои подходы по преобразованию, совершенствованию, где-то реформированию системы нашего образования. Сущность этих подходов состоит в том, что я категорически против какой-то ломки, даже реформирования в полном смысле этого слова», — сказал он.

Официальный лидер заявил, что вопрос о сохранении десятибалльной или возвращении к пятибалльной системе оценок не основной: «Десяти-, пятибалльная система... Все спорят, какой быть завтра оценке и так далее. Не основной вопрос. Имеет место, но не основной».

«Сегодня зачастую школьников и студентов учат пользоваться лишь готовым набором знаний. Учащиеся перестают анализировать, размышлять. Без интернета многие уже не способны логически сформулировать мысль, выразить свое мнение. Как следствие, с одной стороны, мы видим нехватку профессионалов, с другой — недовольство работодателя сотрудниками. Такой подход в образовании неприемлем», — подчеркнул Лукашенко.

Он считает, что, совершенствуя сферу образования, в Беларуси «должны пользоваться принципами государственной поддержки, социальной справедливости и равного доступа к образованию». «Нам предстоит большая работа по развитию человеческого потенциала. Поэтому необходимо объективно, без эмоций дать оценку итогам развития всех звеньев национального образования, наметить перспективы его совершенствования. Конечно, уже много сделано в этом направлении, — сказал глава государства. — Главное — мы сохранили положительные достижения, доставшиеся нам в наследство от предыдущих поколений. Среди них государственная поддержка, социальная справедливость, равный доступ к образованию, его достойный уровень. Именно такими принципами мы должны руководствоваться, планируя любые дальнейшие преобразования в данной сфере».

По данным Белстата, в 3.155 учреждениях общего среднего образования на начало 2016/2017 учебного года обучалось 982,3 тыс. школьников.