Михаил Пастухов. ДЕ-ЮРЕ. Как реформировать законодательство?

Михаил ПАСТУХОВ

Михаил ПАСТУХОВ

Профессор учреждения образования «БИП-Институт правоведения». Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, судья Конституционного суда Республики Беларусь первого состава (апрель 1994 — января 1997 гг.). Эксперт по вопросам судоустройства, судопроизводства, конституционного и европейского права. Один из разработчиков Концепции судебно-правовой реформы, проекта Конституции 1994 г., закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» 1994 г.

Мы уже прошлись по судам и другим правоохранительным органам, которые надо реформировать. Но ведь они должны работать на основе нового законодательства. Давайте его создадим по нашему желанию.

 

Нынешняя ситуация

В сфере деятельности судов, прокуратуры, следствия, милиции, госбезопасности, адвокатуры, нотариата, учреждений исполнения наказаний мы остается в советской эпохе. То есть, застыли на уровне позднего сталинизма или брежневизма, в зависимости от жесткости режима (как это кому-то кажется). Вроде бы «органы» стали не такими страшными, но все равно они остаются дряхлыми, как скелеты в шкафу.

Таким же дряхлым является и действующее законодательство, хотя под ним стоят относительно свежие даты. Это все те же нормативные акты советской поры, но переделанные на манер нынешней власти с добавлением слов «Республики Беларусь».

Вместо конкретных законов о судах сейчас действует Кодекс о судоустройстве и статусе судей 2006 года. По мере необходимости он изменялся и дополнялся, не меняя принципов организации и деятельности судов. В конце 2016 года он был «модернизирован» в очередной раз. Из 193 статей в нем осталось только 170. В чем причина?

Наши законодатели «по просьбе Верховного суда» исключили из Кодекса главу 4 «Хозяйственные суды» (ст.ст. 59-83). Это объясняется тем, что во исполнение президентского декрета от 29 ноября 2013 года № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» была ликвидирована система хозяйственных судов. Точнее, преобразована в систему экономических судов и включена в состав судов общей юрисдикции во главе с Верховным судом.

Теперь в Кодексе о судоустройстве и статусе судей нет слов о хозяйственных судах, но упоминание о них имеется в Конституции (ст. 84, 98, 116). Так что у нас выше: Конституция, Кодекс или Декрет? Ответ очевиден.

Вместо закона «О милиции» 1991 года принят объемный закон «Об органах внутренних дел» от 29 июня 1998 г. (с изм. и доп.). Основное место в нем отведено полномочиям этих органов и еще дополнительно предусматриваются права работников. Короче, органы внутренних дел (то бишь, милиции) могут всё и они всегда правы.

Под стать этому закону и закон «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» от 10 июля 2012 г. Он «модернизировал» ранее действующий закон от 1997 года таким образом, что полномочия органов КГБ расширились как в длину, так и в ширину. Сотрудничество с этими органами стало чуть ли не священной обязанностью граждан страны.

Трансформацию претерпел и закон о прокуратуре. В новой редакции от 8 мая 2007 г. (с изм. и доп.) он отражает все сферы деятельности этих органов с неограниченными полномочиями в каждой из них.

В июле 2012 г. принят закон «О Следственном комитете Республики Беларусь», который широко формулирует задачи этой многочисленной военизированной организации, подчиненной исключительно главе государства.

Позвольте для иллюстрации назвать эти задачи: «всестороннее, полное, объективное и оперативное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством; защита прав и законных интересов граждан, организаций, защита государственных и общественных интересов, соблюдение законности при проверке заявлений и сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного следствия; совершенствование следственной работы, внедрение в практику достижений науки и техники, положительного опыта, прогрессивных форм и методов организации предварительного следствия; выявление нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению; участие в пределах своей компетенции в реализации государственной уголовной политики, разработка предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере правоохранительной деятельности; осуществление в пределах своей компетенции международного сотрудничества в сфере досудебного уголовного производства».

Тем самым Следственный комитет в нынешнем виде — это мощная, централизованная, никому не подконтрольная организация, которая расследует все категории уголовных дел (запасной следственный аппарат имеется в органах КГБ). Он стал как бы карающим мечом в руках главы государства. Что-то похожее было создано в первые годы Советской власти, что привело позднее к необоснованным репрессиям.

В последние годы обновилось законодательство об адвокатуре, о нотариате, учреждениях судебных экспертиз, учреждениях исполнения уголовных наказаний.

Фундаментальными актами в сфере деятельности судов и других правоохранительных органов остаются Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы, принятые на рубеже «нулевых» годов. Они также сохраняют на себе родимые пятна советского законодательства, а именно: жесткие санкции статей УК, бесправное положение подозреваемого (обвиняемого) в уголовном процессе, его рабское существование в местах лишения свободы.

Особенностью действующего законодательства Беларуси является и то, что наряду с законами имеется еще пласт ведомственного законодательства, предназначенного для служебного пользования. Эта основа фактически скрыта от общественности, но именно она определяет суть нашего законодательства. Следует также указать, что многие акты главы государства, его структур носят секретный характер.

Если оценивать законодательство Республики Беларусь в сфере деятельности судов и иных правоохранительных органов с позиции международного права, то можно констатировать его значительное отступление от общепризнанных стандартов. Для этого достаточно упомянуть некоторые из международных актов, в частности: «Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов» (1985), «Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью» (1985), «Минимальные стандартные правила Организации Объединенных наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» («Пекинские правила») (1985), «Основные положения о роли адвокатов», принятые на первом конгрессе ООН (1990), «Минимальные стандартные правила обращения с заключенными», принятые на первом конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1955).

 

Основа основ

Прежде чем принимать новое законодательство об «органах», надо восстановить действие легитимной (законной) Конституции 1994 года и внести в нее соответствующие изменения и дополнения. Они могут касаться новой системы судов, порядка их формирования и деятельности, органов прокуратуры, предварительного следствия, адвокатуры, статуса подозреваемого (обвиняемого).

В развитие конституционных норм должна быть принята новая Концепция судебно-правовой реформы, а также программа реализации ее положений. Претворять в жизнь концепцию и программу должна специальная комиссия, сформированная парламентом и правительством. Она же должна заниматься подготовкой новых законодательных актов.

 

Законы о судах

В первую очередь необходимо разработать конституционный закон о судебной системе Республики Беларусь. В нем должны быть определены все суды, которые предполагается создать в новой Беларуси, а также порядок их формирования, состав, гарантии независимости. Этот закон должен стать второй конституцией для судов, чтобы вновь перекроить судебную систему было весьма непросто.

На мой взгляд, новую систему судов Беларусь должны составлять: Конституционный суд, суды общей юрисдикции во главе с Верховным судом, суды по экономическим делам во главе с Высшим хозяйственным судом.

В рамках судов общей и специальной юрисдикции можно образовывать специальные коллегии по наиболее распространенным категориям дел. Например, в общих судах можно говорить о создании специальных коллегий по делам несовершеннолетних, по трудовым и социальным вопросам, по делам об административных спорах. В районах, где располагаются места лишения свободы, целесообразно ввести должности судей по рассмотрению жалоб заключенных.

Считаю, что в новых условиях к судам должно перейти право решать вопрос о заключении под стражу лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений. Для этого должна проводиться гласная и состязательная процедура, в ходе которой следует всесторонне, полно и объективно исследовать имеющиеся материалы дела. Решение по этому вопросу должна принимать коллегия в составе трех судей.

В развитие закона о судебной системе Республики Беларусь должны быть приняты конкретные законы о судах, отражающие их специфику. В этой связи считаю Кодекс о судоустройстве и статусе судей неудачным образцом законодательства, поскольку он не создает предпосылок для развития судов, в том числе их специализации.

 

Другие законы

Кроме законов о судах, следует принять как минимум следующие законы: о прокуратуре; о полиции; о следственном комитете; о службе национальной безопасности; о судебно-экспертной деятельности; об адвокатуре; о нотариате.

Подготовкой этих законов должны заниматься группы экспертов с участием депутатов, представителей соответствующих органов власти и общественных организаций. Проекты законов должны в обязательном порядке пройти международную экспертизу с широким обсуждением их основных положений.

 

Триада кодексов

На первоначальном этапе в действующие УК, УПК и УИК необходимо внести очевидные и допустимые изменения и дополнения. В последующем следует принять новые кодексы с учетом международных (европейских) норм и опыта других стран. Эта работа может затянуться на два-три года.

Соответствующие правки должны быть внесены в Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях. Они также должны быть приняты в новой редакции.

Конечно, реформа законодательства будет носить перманентный характер и затронет все сферы правовых отношений. Но важно сделать первые шаги и заложить основы. Дальше законотворческий процесс будет развиваться по магистральным направлениям.

Вместе мы должны осилить этот тернистый путь. Кроме нас, этим никто не будет заниматься. Лично я планирую посвятить проведению судебно-правовой реформы всю оставшуюся жизнь независимо от должности, которая будет мне вверена. Хотелось бы, чтобы должность стала точкой опоры в решении вопросов. Приглашаю заранее всех желающих в компанию первопроходцев.

 

P.S. В следующем материале читателей ждет сюрприз.

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

 

 


  • Sila Chayer
    Так же выборность всех судей (Мое личное субъективное оценочное суждение)
  • Коля
    Сосед не знает жителей своего подъезда, а то судей.