Наталья Рябова. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Налогообложить бесплатную еду

Наталья РЯБОВА

Наталья РЯБОВА

Окончила БГУ (социология), ЕГУ (философия), в 2013 году получила степень МВА (магистр бизнес-администрирования). Директор Школы молодых менеджеров публичного администрированияSYMPA, при которой действует исследовательский проект BIPART(Белорусский институт реформы и трансформации публичного администрирования) и интерактивный сайт «Кошт урада», посвященный государственным финансам.

В середине сентября с аншлагом прошел семинар, посвященный регистрации иностранной безвозмездной помощи в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами президента Беларуси. Мероприятие прошло в загадочном формате «семинар-совещание» и характеризовалось тем, что поначалу вопросы задавать было запрещено (видимо, семинар-совещание — не место для дискуссий), но в итоге обмен вопросами и даже мнениями все же состоялся.

Обсуждались вопросы налогообложения доходов, получаемых из средств иностранной безвозмездной помощи. При регистрации проектов президент (а именно он финально рассматривает проекты, видимо, это дело высшей государственной важности) может полностью или частично освободить проект от налога при упрощенной системе налогообложения, от НДС, от налога на прибыль (хотя какая может быть прибыль у некоммерческих организаций?), от подоходного налога (от последнего — только получателей помощи, а не сотрудников организаций, которые реализуют проект).

Надо сказать, что пакет документов, которые нужно собрать для регистрации проектов, включает в себя заключение какого-либо государственного органа, который гарантирует целесообразность проекта и, собственно, просит об освобождении от налогов.

Если, например, вы выиграли конкурс, получили деньги на благотворительный счет, но ни один госорган не соглашается написать вам такое письмо — вам придется отправлять деньги обратно.

От налогов могут освободить частично, и тогда, если вам нечем покрывать те налоги, которые все же надо заплатить (а такие случаи есть), то опять же вам придется отказаться от реализации гуманитарного проекта и отправлять деньги полностью или частично обратно. Так как доноры, как правило, считают, что помощь — она и есть помощь, и странно облагать ее налогами, и не предусматривают возможности закладывать в проектах деньги на налоги (кроме социальных налогов на зарплаты).

Раньше можно было просить освобождения от социальных налогов на зарплату сотрудников, вовлеченных в проект. Так и до сих пор заведено для проектов, которые являются международной технической помощью — она регистрируется в Министерстве экономики по другим правилам. Правда, в этом случае вы рискуете своим страховым стажем, так как не уплачиваете взносы в ФСЗН, поэтому можно все это платить добровольно. Но теперь для гуманитарных проектов такой возможности больше нет — ни от подоходного налога, ни от взноса в ФСЗН освобождение для сотрудников декретом № 5 не предусмотрено.

С получателями помощи ситуация несколько иная. И если с сотрудниками логика еще видна, то с получателями — очень сложно ее уловить. Дело в том, что если организация, например, закупает и раздает подгузники старикам или еду бездомным, то это считается их, получателей, доходом. И с этого «дохода» они должны, по идее, заплатить подоходный налог.

Чтобы его не платить, надо спрашивать разрешения у президента (предварительно организовав сопроводительное письмо от какого-то госоргана). Если он не разрешил или если за таким разрешением не обращались, то организация-раздатчик становится налоговым агентом для всех этих получателей бесплатных благ и должна предложить им заплатить налог. Или заплатить его самостоятельно за них. Правда, при небольшом доходе получателя и при небольшом объеме манны небесной это будет в пределах вычетов, так что платить не надо будет. Но не факт — это еще надо посчитать.

Доходом будет и получение услуг или каких-то нематериальных благ — например, уроки рисования для одиноких бабушек или поход в музей для инвалидов. На семинаре задавали вопрос о том, как именно посчитать этот «доход» на одного человека — посоветовали взять все затраты на культпоход и поделить на количество участников.

В общем, это крайне странно и абсурдно — пытаться истребовать деньги с тех, кто и так находится в такой жизненной ситуации, что требуется гуманитарная помощь. Однако недавняя история с евреями, пережившими Холокост, с которых стали требовать уплаты подоходного налога за полученную ими еду, говорит, что этот абсурд существует не только на бумаге, но и в реальности. Семинар это только подтвердил.

Нелогичным представляется и обложение налогом на прибыль неприбыльных, некоммерческих организаций. Да и в целом многое из регулирования этой сферы.

Кажется, что власти так сильно боятся, что под видом гуманитарной помощи сюда будут приходить невиданные богатства, с помощью которых незаконно и бесконтрольно будут обогащаться отдельные граждане, что им проще зарегулировать всю эту сферу до такой степени, чтобы мало у кого оставалось желание заниматься обременительным делопроизводством и бухгалтерией просто для того, чтобы накормить стариков или сводить инвалидов в театр. На все нужно высочайшее разрешение, иначе нарушаешь закон.

Сейчас есть возможность внести предложения по изменению Налогового кодекса, и ряд некоммерческих организаций будет как раз пытаться изменить эту ситуацию. Очень хотелось бы, чтобы их позиция была услышана.

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».