Самый молодой директор лицея — о современной школе и современном учителе

Игорь Маслов — один из тех учителей, которые убеждены, что неудовлетворительных отметок надо избегать

Игорь Маслов из Гродно на практике вывел формулу, каким должен быть современный учитель. Он уверен, что между учителем и учеником не должно быть барьеров, в образовательном процессе не обойтись без социальных сетей, а детям невозможно ставить плохие оценки. При этом убежден, что лучшими методами обучения всегда будут мел, школьная доска и реальный эксперимент.

Игорь Маслов — один из самых молодых школьных руководителей в Гродно. Ему 36 лет, родом из Лиды. С 2015 года — директор лицея № 1. В 2003 году окончил физико-технический факультет Гродненского государственного университета. Затем — магистратуру в Гродно и аспирантуру в Российском государственном педагогическом университете в Санкт-Петербурге.

С 2002 года работал в СШ № 19 в Гродно (сейчас гимназия № 3), с 2005-го здесь же был заместителем директора по учебной работе. Несколько лет работал в ГрГУ старшим преподавателем кафедры педагогики. Около семи лет был учителем российского центра дистанционного образования «Эйдос», который проводил различные образовательные проекты для педагогов и учащихся.

Является лауреатом IX Всероссийского конкурса педагогов «Образовательный потенциал России» в номинации «Создание творческой среды для развития одаренности», лауреатом заключительного этапа конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь-2011».

Принимал участие в 80 международных, всероссийских, республиканских, областных и городских научно-практических конференциях, семинарах. За время работы подготовил свыше 30 победителей и участников (областного), 18 победителей заключительного этапов республиканской олимпиады по физике и астрономии. Четыре ученика участвовали в международных олимпиадах по астрономии и астрофизике.

 

Соцсети стали частью учебы

В субботу накануне Дня учителя Игорь Маслов — на работе, готовит ребят к участию в олимпиадах и признается, что здесь не может быть выходных. В воскресенье ему снова нужно в лицей — за консультацией приезжает бывший ученик, который совсем скоро отправится на международную олимпиаду по астрономии и астрофизике, которая состоится в ноябре в Таиланде, и ему требуется совет и поддержка гродненского педагога.

Игорь Маслов работает директором лицея № 1 в Гродно, а также преподает физику и астрономию в профильных классах.

О том, что директор буквально живет лицейской жизнью, можно понять по его профилю «ВКонтакте». На аватарке — селфи с учениками, на стене под постами оставляют комментарии, лайки и смайлики нынешние лицеисты и выпускники.

Сам Игорь Маслов признается: социальные сети в лицее не считают злом. Здесь они — часть образовательного процесса. В основном, используются для поддержания контакта учащихся с преподавателями.

Например, создана общая беседа в ВК, где каждый лицеист может в любое время суток задать вопрос администрации лицея, в том числе и директору. У самого руководителя — еще с десяток отдельных чатов. Один — с классными руководителями классов, в которых ведет уроки, другой — с ребятами, которых готовит к олимпиаде. Здесь они обменивается полезными ссылками, обсуждают возникшие при подготовке сложности. Педагог признается, что это очень удобно.

 

Дети учатся общаться

«Порой в реальном общении дети стеснительны, испытывают трудности и психологические барьеры, чтобы задать вопрос директору или администрации лицея. В чате он может мне написать, задать любой вопрос или сообщить о проблеме, и я всегда отвечу, помогу решить эти проблемы», — говорит Игорь Маслов.

При этом учитель следит за тем, как дети общаются в чате. Он знает, что молодое поколение очень формально относится к этому общению — шлют обрывистые предложения, смайлики. Обычно он советует ребятам, как правильно строить онлайн-беседу с учителем. Он всегда просит, чтобы сообщения были содержательными, с завершенными мыслями и предложениями.

Игорь Маслов отмечает, что прекрасно знает о тех опасностях, которые могут подстерегать детей в соцсетях. Но видит, что интернет дает много плюсов для современных педагогов: если они станут хотя бы изредка поддерживать контакт с детьми в сети, то ребята будут у них на виду.

«Я вижу, что происходит на страницах у лицеистов, чем они живут. Если появляются мрачные картинки, то понимаю, что ученик мог столкнуться с какими-то проблемами. А значит, нужно по-другому строить с ним диалог, понаблюдать за ним или выяснить у классного руководителя, что могло случиться. В любом случае, если у ребенка что-то произошло, он не останется наедине со своими переживаниями», — поясняет собеседник.

 

Мел, доска и эксперимент — три кита образования

Игорю Маслову 36 лет, педагогический стаж — 15 лет. Два года назад он занял пост директора.

«К тому времени достиг высоких результатов как учитель. Стал лауреатом конкурса «Учитель года» 2011 года. Подготовил свыше 80 публикаций, четыре учебных пособия. У меня было около десяти победителей республиканских олимпиад по физике и астрономии. Всё бросить и уйти на должность директора — это был серьезный шаг. Но я ничего не бросил — продолжаю вести уроки, дальше занимаюсь олимпиадным движением, сейчас готовлю пять ребят», — рассказывает директор лицея.

По его словам, за годы работы он много экспериментировал на занятиях. Например, работал в системе эвристического обучения, построенного на открытиях, пытался использовать инновационные подходы в работе с детьми — интерактивную доску, презентации, веб-квесты и другие приемы.

«Но с каждым годом все больше убеждаюсь, что самый эффективный метод работы с детьми — это методы классической педагогики. Мел, доска, настоящий реальный эксперимент — это три кита, на которых держится образование. Во всяком случае, по преподаваемому мной учебному предмету — физике. Меня никто не переубедит в том, что их можно заменить чем-то современным. И не всегда это нужно делать», — говорит педагог.

Он объясняет, что современные дети могут найти много информации в интернете, удивить видеороликом на уроке теперь их сложно, все новинки быстро надоедают. Только учитель, который у доски объясняет тему урока, — самое ценное, его ничем не заменишь. Только он может формировать интерес к предмету, развивать мышление учеников, строить их научную картину мира.

«Сегодня много новых подходов. Это и работа в группах, и активная оценка, и многое другое. Даже перевернутые уроки, когда меняются роли учителя и ученика. Но использовать их надо как отдельные элементы», — добавляет Игорь Маслов.

 

Девочки продают трансформатор, мальчики измеряют эхо

Игорь Маслов в шутку называет себя вечным учеником. Оказалось, что к каждому уроку физики он готовится еще более усиленно, чем его воспитанники.

Каждый раз учитель удивляет ребят новыми экспериментами, которые наглядно показывают, как можно применять законы физики в реальной жизни.

«На уроках должны быть изюминки. Через две недели мой 11-й класс физико-математического профиля будет исследовать эхо в лицее. Свои результаты ребята представят на внеклассном мероприятии — турнире юных физиков», — рассказал Игорь Маслов.

На таком серьезном уроке, как физика, ученики могут получить, казалось бы, несерьезное задание — поставить на ребро баночку из-под «Кока-колы» или исследовать физически свойства фруктового желе. Однажды лицеисты изготавливали модели парашюта и запускали их из кабинета физики с третьего этажа. Проводили опыты с пельменями, апельсинами, делали бумажные самолетики.

Оказалось, что креативный педагог может заинтересовать даже учениц, которым больше интересны стихи, романы и красота слога в тексте. Однажды он проводил физику в филологическом классе. Тема урока — трансформатор. В классе — одни девочки.

«Я долго думал, как их заинтересовать, и решил провести урок в форме аукциона. Дети разделились на группы и продавали трансформатор. Например, одним из покупателей был поэт, который читает только свои стихи. А перед ученицами стояла задача — убедить покупателя, что без трансформатора он жить не сможет. Тогда я увидел горящие глаза девчонок, которые смотрели на трансформатор и читали этот параграф из учебника, пытались разобраться в принципах его работы и объяснить, зачем он необходим. Такой подход мотивировал их на изучение образовательного объекта, совсем не интересного для девочек», — вспоминает педагог.

 

Оценка ученика — как температура

Игорь Маслов — один из тех учителей, которые убеждены, что неудовлетворительных отметок надо избегать. Низкий балл значит одно — не нашел способ, как передать ребенку знания.

«Если учитель ставит неудовлетворительную отметку, он расписывается в своей беспомощности. Я делаю это крайне редко. Всегда даю возможность ребенку подняться на уровень выше, повысить свой результат, исправить отметку своевременно, чтобы низкий балл не повлиял на отметку за четверть либо за год», — объясняет Игорь Маслов.

Он убежден, что любая отметка всегда будет носить субъективный характер. Тем не менее, считает, что нынешняя десятибалльная система оценок более удобная.

«У нас есть больше возможностей, чтобы поощрить ребенка более высоким баллом. Когда использовалась пятибалльная система, то пятеркой оценивался и ответ ученика-победителя республиканской олимпиады, и ответ обычного ученика, который просто хорошо выучил тему. Но это разный уровень подготовки. А сегодня есть возможность поставить 10 или 9. Не всегда хороший ответ ученика — это ответ на 10 баллов», — поясняет Игорь Маслов.

Он не отрицает, что порой педагоги завышают оценки, чтобы показать высокую успеваемость класса.

«Никогда не допускаю ни у себя, ни в лицее, чтобы отметки выставлялись необъективно, потому что убежден, что этот обман. И педагог, который идет на это, совершает профессиональное преступление. Прежде всего, учитель должен быть объективен. Иначе теряется ценность и смысл образования», — рассуждает педагог.

Родителям он всегда говорит, что плохая отметка ребенка — это как высокая температура. Увидев в дневнике низкий балл, им нужно не выяснять отношение с учителем, а прийти к нему с вопросом, как решить эту проблему, и разобраться, почему она появилась.

«Участниками образовательного процесса сегодня являются и родители. И они тоже должны нести ответственность за своих детей и результаты их учебы, интересоваться их школьной жизнью. Когда удастся создать полноценный тандем родители — школа, где никто не станет перебрасывать ответственность друг на друга, тогда можно быть уверенным, что ученик сможет подняться на более высокий уровень», — отметил собеседник.

 

 

Фото автора