Маэстро Александр Анисимов: каждую ноту нужно пропускать через сердце

8 октября известному дирижеру, народному артисту Беларуси исполнилось 70 лет.

Народный артист Беларуси Александр Анисимов отмечает свое 70-летие за дирижерским пультом Большого театра Беларуси. И это очень символично. У маэстро Анисимова очень насыщенный график: концерты Национального симфонического оркестра Беларуси, зарубежные гастроли в качестве приглашенного дирижера. Вот и накануне своего юбилея Александру Михайловичу пришлось буквально выкраивать время на интервью.

Восемь фактов о маэстро Анисимове

1. Родился 8 октября 1947 года в Москве.

2. Профессиональная карьера началась в 1975 году в Ленинграде в Малом театре оперы и балета. С 1980 года — главный дирижер Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь. С 1995 года — главный дирижер Национального симфонического оркестра Ирландии, Филармонического оркестра г. Бусан (Республика Корея) и Ростовского музыкального театра. С 2001 года главный дирижер государственного академического симфонического оркестра Беларуси. С 2011 года по 2017 год — главный дирижер Самарского академического театра оперы и балета. С 2012 года — руководитель студенческого оркестра Белорусской академии музыки, профессор оркестрового факультета.

3. Первый исполнитель в СССР опер «Огненный ангел» и «Маддалена» Сергея Прокофьева, дирижировал премьерой оперы Владимир Солтана «Дикая охота короля Стаха», был первым исполнителем симфонической музыки Сергея Кортеса, Дмитрия Смольского, Галины Гореловой, Владимира Кузнецова.

4. Мировые гастроли маэстро Анисимова включают выступления на самых престижных площадках. Назовем лишь несколько: Grand Opera Хьюстона, Опера Сан-Франциско, Teatro Colon (Аргентина), Staatsoper Ганновера и Гамбурга, Берлинская Komische Oper, Grand Opera и Opera Bastille (Париж), Gran Teatrede Liceu (Барселона). Маэстро Анисимов дирижировал филармоническими оркестрами Санкт-Петербурга, Варшавы, Монте-Карло и Роттердама, Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля, Лондонским Королевским филармоническим оркестром и рядом других коллективов.

5. Народный артист Беларуси, заслуженный деятель искусств России, лауреат Госпремии Беларуси, лауреат российской национальной театральной премии «Золотая маска», кавалер Ордена Франциска Скорины, командор французского ордена «За заслуги» высшей степени.

6. В 1995 году дирижировал первым концертом Монсеррат Кабалье в Москве. На реплику одного из журналистов «А где вы откопали Анисимова? Неужели в Москве мало дирижеров хорошего уровня?», великая оперная певица ответила: «Может быть, вам он малоизвестен, но за границей его очень хорошо знают. Я именно на него рассчитываю, потому что на Западе он известен как замечательный оперный дирижер».

7. Национальный симфонический оркестр Беларуси под управлением Александра Анисимова — первый в истории нашей страны музыкальный коллектив, который получил приглашение на гастрольный тур в Японию.

8. В 2016 году оркестр под руководством маэстро Анисимова был приглашен в абонемент Московской филармонии.

— Концерты вашего коллектива расписаны на годы вперед, купить билет на программу Национального симфонического оркестра Беларуси — большая удача. А на новогодний концерт, мне кажется, они распродаются, не успев поступить в кассу. Как вам это удается? Ведь до сих пор существует стереотип, что академическая музыка — это не для всех.

— Недавно этот стереотип практически разрушили циклом концертов «Классика у ратуши». Мы открывали и закрывали сезон, есть достоверная информация, что собиралось почти 10 тысяч слушателей. Сделаем скидку на то, что 10% были случайные люди, которые гуляли по городу и решили полюбопытствовать, но я знаю точно, что и были те, кто приходил заранее, чтобы занять лучшее место, поближе к сцене. Оркестр очень серьезно готовился к этим выступлениям, впрочем, как и ко всем другим.

Но одно дело — бесплатный концерт в хорошую погоду и другое — поход в филармонию. Мы стараемся не играть без аншлагов! Но когда я возглавил симфонический оркестр, картина была несколько иная. Разными путями мы шли к успеху, но самые важные: качество, стабильность, эмоциональная отдача, репертуар. Я очень серьезно продумываю тактику и стратегию на несколько сезонов вперед, приглашаю интересных солистов. Не последнюю роль играет формирование нужного нам имиджа, роли оркестра в музыкальной культуре страны. Важно, чтобы успех и популярность были стабильными и заслуженными, а не случайными.

Мы активно развиваем связи со всеми регионами Беларуси, потому что хорошая музыка должна быть доступна не только жителям столицы, где наш дом — филармония. Для успеха дома имеет немаловажное значение серьезное эхо наших выступлений за рубежом. Все это формирует имидж и интерес к нашему коллективу.

Концерт Национального симфонического оркестра Беларуси у ратуши

— Как изменилась белорусская публика за последние лет десять?

— Бывают спады, подъемы настроения посетителей концертов, влияют время года, экономическая ситуация, но, по большому счету, публика не меняется. Когда я пришел в симфонический оркестр, филармония переживала не лучшую пору. После ремонта публика шла на пару программ, чтобы… посмотреть на люстры и мрамор. За время ремонта дорога к зрительному залу забылась. Такие вещи, конечно, влияют на публику. Как и то, что мы живем в то время, когда по телевизору уже не транслируют концерты симфонической музыки. Теперь умы и время молодежи захвачены интернетом, все сложнее оторвать их от компьютеров, но для того мы и работаем, чтобы находить пути к сердцам новых поколений. 

Публика изменилась, совсем не интересуется классикой, либо интересуется, но малая группа, не располагающая достаточными финансами, — считаю, что все эти стоны не имеют под собой серьезной почвы.

Нужно хорошо играть программы, отдаваться своему делу со всей душой, тогда и будут аншлаги. Каждую ноту нужно пропускать через свое сердце, и этому можно учиться у эстрадных корифеев, например, у Стинга, Адель, Киркорова, Леонтьева, Ярмоленко.

Монсеррат Кабалье, Александр Анисимов и Святослав Бэлза

— Вы — один из тех академических музыкантов, который достиг успеха за границей, но жить продолжаете в Беларуси.

— Я с гордостью ношу звание народного артиста Беларуси, но, тем не менее, известен и востребован в России, где удостоен звания заслуженного деятеля искусств. Все-таки то, что произошло 40 лет назад, когда меня пригласили в Большой театр оперы и балета БССР главным дирижером — это серьезная веха и событие в моей жизни. Поэтому я принадлежу этой земле, благодарен ей, ценю то, что я неравнодушен к ней, а она неравнодушна ко мне.

В то же время люблю Москву, где я учился, ценю свою работу в ленинградском Малом театре оперы и балета, где началась моя карьера. Но все то, чему я научился в Росси, воплотил в Беларуси. Многое в моей карьере легко удавалось еще и потому, что в Москве меня тоже считают своим.

— У вас трое детей, выбрал ли кто-нибудь из них музыку в качестве своей профессии?

— Все были или есть музыканты! Старшая дочь Настя окончила консерваторию по классу хорового дирижирования, а теперь она работает на телевидении. Младшая дочь Люба окончила хореографическое училище, она — балерина, актриса и модель. Обе дочери живут в Москве. Сын Саша окончил среднюю специальную музыкальную школу при консерватории, затем продолжил образование в Ирландии и Франции, теперь — концертирующий пианист. У меня пятеро замечательных внуков.

Со старшей дочерью и внуками

С младшей дочерью

С сыном

— Что бы сами себе пожелали в день юбилея?

— Не изменить свой взгляд на жизнь, сохранить позитив и восхищение тем, что я принадлежу к той породе людей, которая служит музыке. Чтобы хватило сил, здоровья осуществить интересные задумки и планы. Чтобы оставалась любовь публики к классике и нашему оркестру.

 

Фото предоставлены Александром Анисимовым