Вырастут ли цены из-за проблем у госбанков?

Убытки государственных банков из-за эквайринга придется как-то компенсировать. Один из вариантов — рост цен на товары и услуги.

Миллионы белорусов рассчитываются в магазинах банковскими карточками и не платят за этот сервис ни копейки. Возможность безналичных расчетов для населения оплачивают торговые сети с выручки за проданные товары и оказанные услуги. Покупателям и продавцам удобно, банкам — выгодно. Однако в Беларуси эта схема работает со сбоями. Государственные белорусские банки, являющиеся крупнейшими эмитентами пластиковых карт, оказывается, несут убытки.

Фото pixabay.com

 

Как выглядит монетизация карточного бизнеса

Количество банковских карточек в Беларуси уже давно превысило количество жителей страны, и эмиссия «пластика», позволяющего легко рассчитываться за товары и услуги, продолжается.

По данным Нацбанка, за первое полугодие количество платежных карточек, эмитированных белорусскими банками, увеличилось на 2,8% или на 357,4 тыс. штук. Общее количество платежных карточек, находившихся в обращении на 1 июля 2017 года, превысило 13 млн штук.

Согласно последним данным Нацбанка, белорусы рассчитываются банковскими карточками трех платежных систем.

На 1 июля в обращении находилось почти 4,9 млн карточек национальной платежной системы «Белкарт». Основная же масса белорусских банковских карточек относится к международным платежным системам Visa и MasterCard. На 1 июля в обращении находилось почти 7,5 млн карточек этих платежных систем, а также почти 700 тысяч карт «Белкарт», дополненных функциональными возможностями международной системы MasterCard.

Летом этого года белорусские ритейлеры возмутились тем, что тарифы банков за эквайринг, то есть за возможность приема к оплате пластиковых карточек, слишком высокие. Как часто это бывает в Беларуси, поиском справедливости занялся Комитет госконтроля. Результаты расследования, проведенного госконтролем, поступили в Нацбанк и коммерческие банки.

Как установил КГК, многие банки заинтересованы эмитировать премиальные карточки Visa и MasterCard, поскольку возможностей заработать по ним у банков больше, чем по обычным карточкам.

Схема монетизации безналичных расчетов выглядит следующим образом. Банк устанавливает терминал в объектах торговли и сервиса (чаще всего это магазины) и взимает с продавца товаров и услуг тариф за эквайринг (процент с выручки, который магазин перечисляет банку за возможность принимать к оплате платежные карточки).

В этот тариф банки-эквайеры включают межбанковское вознаграждение, которое они должны перечислять банку, выпустившему платежную карту (банку-эмитенту). Ставки межбанковского вознаграждения устанавливаются платежной системой (Visa, MasterCard, «Белкарт») в зависимости от степени привилегированности карты, например, для стандартной карточки — 0,5% от суммы операции, для премиальной может быть и более 2%.

Из полученных доходов банки, выпускающие карточки, уплачивают сервисные и лицензионные платежи за использование товарных знаков в адрес платежных систем. Казалось бы, все участники этой истории должны быть довольны, но в жизни получилось иначе.

 

Административный ресурс ударил по госбанкам

Как ни странно, у белорусских госбанков расходы, связанные с эквайрингом, оказались выше, чем доходы от этого вида деятельности. Как установил Комитет госконтроля, проводивший в последние месяцы расследование этой темы, карточный бизнес у всех крупных государственных банков является убыточным.

По данным КГК, основную нагрузку по эквайрингу несут три крупнейших государственных банка, на долю которых приходится порядка 76% всех безналичных расчетов. В то же время лидерами по эмиссии премиальных карт выступают частные банки.

Как следствие, рост эмиссии частными банками премиальных карточек Visa и MasterCard приводит к увеличению расходов государственных банков на выплату межбанковского вознаграждения. При этом доля таких расходов госбанков в совокупных доходах от эквайринга достигает 80-90%.

Мало того, тарифы на эквайринг для многих крупных торговых организаций госбанки вынужденно сохраняют на низком уровне с 2005 года, когда они административно регулировались Нацбанком.

После 2010 года, как установил госконтроль, когда было отменено административное регулирование тарифовов на эквайринг, госбанки пытались обеспечить безубыточность эквайринга, но не смогли это сделать. Торговые сети отказывались подписывать с госбанками договора об увеличении тарифов на эквайринг.

Госбанки также проводили переговоры с Visa и MasterCard о снижении размера межбанковского вознаграждения по платежным картам, но и здесь успехов не достигли, поэтому эквайринг до сих пор так и остался убыточным направлением деятельности госбанков.

Естественно, Комитет госконтроля таким положением дел не может быть удовлетворен, поэтому не далее как в сентябре предложил Нацбанку и Министерству антимонопольного регулирования и торговли принять меры. Как считает госконтроль, «вопрос о справедливых тарифах» на эквайринг и межбанковском вознаграждении банкам-эмитентам следует комплексно рассмотреть — «с учетом интересов всех участников рынка».

 

Кто компенсирует убытки госбанков?

В общем, скорее всего, по поручению КГК будут приняты меры, направленные на обеспечение безубыточности эквайринга госбанков. Как этого добиться?

Теоретически это можно сделать за счет снижения, как предлагает госконтроль, максимального размера межбанковского вознаграждения (если на это согласятся Visa и MasterCard). Еще вариант — поднять тарифы на эквайринг для розничных сетей, чего ранее сделать не удалось. В последнем случае торговые организации наверняка попытаются переложить дополнительные расходы в стоимость товаров и услуг.

Какой именно будет выбран вариант?

«Вряд ли международные платежные системы станут ставить вопрос о своем присутствии в Беларуси. Возможно, снижение доходов, связанных с пересмотром размера межбанковского вознаграждения, они попытаются компенсировать за счет увеличения взносов со всех белорусских банков, которые являются членами международных платежных систем», — предполагает эксперт БелаПАН в банковских кругах.

По его мнению, вероятность того, что убытки госбанков будут компенсированы за счет увеличения тарифов на эквайринг для розничных систем и последующего повышения цен, мала.

«Госконтроль вряд ли согласится с тем, чтобы его решения выполняли путем повышения цен для конечных потребителей», — полагает член правления одного из банков.

Аналогичного мнения придерживаются белорусские экономисты.

«Потребители вряд ли почувствуют какой-то рост цен. Скорее всего, убытки госбанков будут компенсированы за счет снижения маржи частных банков, платежные карточки которых обслуживаются в терминалах госбанков», — предполагает академический директор Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Катерина Борнукова.

При этом аналитики финансового рынка обращают внимание, что проблему, выявленную госконтролем, породили на самом деле шаги, предпринятые самим государством в далеком 2005 году.

«Административное вмешательство в ценообразование на услуги эквайринга привело к убыткам госбанков, и теперь эта тема стала предметом всеобщего внимания. Урок этой истории состоит в том, что нерыночные механизмы регулирования могут быть чреваты негативными последствиями в том числе и для компаний, которые принадлежат государству», — считает финансовый аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха.

 


  • Надежда Конникова(Седышева)
    думаю что ничего не изменится просто потому что цены устанавливает хозяин магазина и они растут или падают только из покупательской способности , но никак ни от правительства и тем более путина у нас в магазине "магните" и "монетке" хозяева как хотят так и крутят , например , устанавливают для пенсионеров с 9 до 11 скидки на всё 25-30% , а также продажу товара по определённым дням поэтому каждый пенсионер знает на что сегодня скидки. могут и на руб , и на десять дешевле.