Рынок электромобилей. Государство не успевает за прогрессом

Для развития рынка электромобилей нужно принять отраслевые законы, разработать тарифы и построить сеть зарядных станций.

Рынок электромобилей в Беларуси держится на энтузиастах. Его развитие тормозит отсутствие специальных законов и тарифов, разветвленной сети зарядных станций и мер по стимулированию спроса на электротранспорт. Об этом говорили на Белорусском энергетическом и экологическом форуме.

Фото pixabay.com

Рынок электромобилей в Беларуси только начинает становление. В нашей стране зарегистрировано всего чуть более 100 единиц этой техники. В Украине — более 2000 тысяч, в России — порядка 1200 единиц. Больше всего автомобилей зарегистрировано в Китае — более 650 тысяч единиц.

Прогнозируется, что к 2025 году мировой парк электромобилей вырастет до 20 млн единиц, что в 200 раз больше сегодняшнего показателя. К 2030 году электротранспорт займет 30% мирового автомобильного рынка, а в 2020-2025 годах автомобили с электромоторами и двигателями внутреннего сгорания сравняются по цене и дальности поездки на одном заряде или заправке.

 

Программа развития отрасли так и не принята

Для развития электромобильного транспорта и зарядной инфраструктуры в Беларуси научно-исследовательским и проектным предприятием «БелТЭИ» по заказу концерна «Белэнерго» в прошлом году была разработана программа. Ее оптимистичный сценарий предполагает, что к 2025 году в Беларуси будет свыше 30 тысяч электромобилей, пессимистичный — 10 тысяч.

«Оба сценария могут быть реализованы только при условии стимулирующей экономической политики и изменений в законодательстве, направленных на облегчение пользованием электромобилями. Мы рассматривали такие стимулирующие спрос на электромобили факторы, как льготные кредиты, субсидии на приобретение автомобилей, отмену таможенных пошлин и утилизационных сборов, снижение транспортного сбора, льготный тариф на электроэнергию», — отметила один из разработчиков программы, сотрудник «БелТЭИ» Елена Жученко.

Специалисты посчитали, что субсидии в размере 7 тысяч долларов вкупе с относительно дешевыми тарифами на электроэнергию могли бы сделать владение электромобиля выгодным для потребителей.

Наиболее сложный вопрос связан с отменой таможенных платежей на электромобили, которые могут достигать 54% стоимости транспортного средства.

«К сожалению, мы не имеем возможности прямо воздействовать в этом вопросе, поскольку Беларусь как член ЕАЭС должна согласовывать все таможенные платежи. Этот вопрос должен решаться коллегиально», — отмечает разработчик программы.

Еще одним сложным вопросом она называет отмену утилизационного сбора, размер которого на новые электромобили составляет порядка 400 долларов, на электрокары старше трех лет — больше 2500 долларов.

«Утилизационный сбор для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в десять раз ниже, а гибридные автомобили вообще освобождены от этого сбора, поэтому мы предложили освободить электромобили от утилизационного сбора», — рассказывает Елена Жученко.

Кроме того специалисты предлагают на 50% снизить транспортный сбор, а также страхование гражданской ответственности владельцев электромобилей. Производителей электромобилей и зарядных станций рекомендуют освободить от земельного налога, налога на прибыль на три года и снизить подоходный налог до 9%.

Разработанная «БелТЭИ» пока программа не принята властями. По сути, ее положили в стол.

«Во время разработки программы произошло изменение законодательства. Сейчас любая государственная программа должна инициироваться Советом министров. Таким образом, наша программа уже не может иметь статус государственной, но движение происходит. Сейчас инициативу на себя взяло Минэкономики. Они готовят собственную программу по развитию электротранспорта, не затрагивая зарядные станции. И сейчас готовится указ президента о развитии электротранспорта», — пояснила представитель «БелТЭИ».

 

Что сдерживает развитие рынка электромобилей?

Помимо отсутствия специального законодательства и стимулирующих мер для населения развитие отрасли в Беларуси сдерживают недостаток зарядных станций. Сейчас их в Беларуси насчитывается 20 штук. Для покрытия всей страны, посчитали в «БелТЭИ», необходимо построить сеть из 1628 зарядный станций, на что потребуется около 12,7 млн долларов.

«В масштабах страны 12,7 млн долларов инвестиций — это совсем немного. Нужно, чтобы кто-то либо единовременно, либо за непродолжительное время вложил эти деньги и построил сеть, однако пока что мы развиваемся по пессимистичному сценарию, и только отдельные энтузиасты устанавливают у себя зарядные станции. Мы прорабатывали варианты государственно-частного партнерства, прямых инвестиций, государственных вложений, но пока никаких решений по этому вопросу нет», — сказал заведующий отделом общей энергетики «БелТЭИ», один из разработчиков программы Андрей Молочко.

Вместе с тем о своей готовности выступить национальным оператором сети зарядных станций для электротранспорта заявило производственное объединение «Белоруснефть».

«Мы отслеживаем тематику электромобилей с 2013 года. У нас девять зарядных станций, шесть из которых — станции быстрой зарядки. Мы уже давно закрыли направление Минск — Вильнюс. Если на государственном уровне будет поддержана наша инициатива выступить в качестве национального оператора, мы готовы покрыть к 2025 году всю страну 176 быстрыми зарядными станциями, а к 2030-му сеть достигнет 1300 зарядных станций», — рассказал заместитель генерального директора «Белоруснефти» Андрей Котик.

Компания «Белоруснефть» владеет электрогенерирующими источниками на местных видах топлива и готова обеспечить тариф для зарядки электротранспорта «как минимум в два раза ниже, чем сегодня предлагает Министерство энергетики».

Правда, Минэнерго пока не определилось с тарифами на электроэнергию для владельцев электромобилей, что также сдерживает развитие отрасли. «Тарифы утверждает Минэкономики по представлению Минэнерго. Оно пока не подавало предложение по тарифам», — отметила Елена Жученко.

По ее мнению, приемлемая стоимость электроэнергии для владельцев электромобилей должна быть сравнима с тарифами для населения. В этом году, по данным Минэнерго, стоимость 1 кВт⋅ч составляет 5,49 цента. В будущем он вырастет.

Создается впечатление, что рынок электромобилей в Беларуси держится исключительно на энтузиастах или, как говорит Елена Жученко, «на некоторых предпринимателях, которые действуют по принципу «успеть первыми вступить в рынок».

«На уровне правительства какое-то понимание есть. Но сейчас развитие идет больше в сторону создания собственного производства, потому что оно имеет социальный эффект — увеличиваются рабочие места, происходит импортозамещение. Возможно, будет косвенное субсидирование производства, но о субсидировании покупателей говорить преждевременно», — отметила представитель «БелТЭИ».