Светлана Кулеш. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Остановить размножение начальников

Светлана КУЛЕШ

Светлана КУЛЕШ

Окончила отделение социологии БГУ (2001 г.). Кандидат социологических наук (2004 г.), доцент. Координатор исследований проекта BIPART (Белорусский институт реформы и трансформации публичного администрирования), действующего при Школе молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA. Имеет многолетний опыт работы в системе высшего образования и дополнительного образования взрослых.

 

Все последние годы наше руководство занято поиском дополнительных финансовых ресурсов не только за рубежом, но и внутри страны: введение новых налогов, госпошлин, сборов; кадровые сокращения… Не минула сея стезя и систему государственного управления.

При беглом взгляде со стороны создавалось впечатление, что цель этого процесса вполне благородна. Уменьшить бюрократию, сократить раздутые штаты, а высвободившиеся в результате значительные финансовые ресурсы, согласно заверениям властей, использовать для повышения заработной планы оставшимся на госслужбе чиновникам. Но всем хорошо известно, куда ведет дорога, выстланная благими намерениями…

Примерно так и получилось с белорусской реформой государственного управления, обтекаемо названной «оптимизацией численности работников государственных органов». «Главное, что лишние чиновники, которые друг у друга порой болтаются под ногами, — это вред. Надо оставить столько, сколько надо». В итоге престиж государственной службы должен был подняться «на небывалую доселе высоту». По прошествии нескольких месяцев прозвучало обещание, что «оптимизация органов государственного управления будет проходить постепенно и без резких движений».

Поэтому нет ничего удивительного в том, что кардинальных перемен так и не произошло.

Кого-то действительно сократили. Так, численность государственных служащих в августе 2016 года составляла 76,1 тысячи, а в августе 2017-го — 72,5 тысячи. Кого-то просто переставили с одного места на другое. А кто-то в итоге данной «кадровой оптимизации» лишился статуса государственного служащего, но с сохранением рабочего места.

Последнее коснулось в основном специалистов низшего и среднего звена, и без того имевших небольшой перечень стимулирующих преференций. Основные из них — незначительные надбавки к заработной плате, немногим больший отпуск по сравнению с большинством работников страны и отдаленная перспектива несколько более обеспеченной старости.

Согласно п. 1. ст. 54 закона «О государственной службе в Республике Беларусь» государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет. Помимо госслужащих на подобную пенсию имеют право ещё некоторые категории работников (см. раздел V закона «О пенсионном обеспечении»). По данным Национального статистического комитета, средний размер пенсии за выслугу лет на конец 2016 года составил 399,1 рубля. В то время как средний размер назначенных пенсий по возрасту (которую получает подавляющее большинство пенсионеров нашей страны) составил 305,8 рубля.

У неспециалиста может сложиться впечатление, что разница не так уж существенна. По крайней мере, она не такая, чтобы быть стимулом оставаться на госслужбе на протяжении нескольких десятков лет. В то время как в реальности разбежка может быть минимум в два или даже в три раза. И ради этого стоит стремиться нарабатывать стаж, повышать класс, должность. Так как всё это влияет на размер пенсии. Потеряв статус госслужащего, многие сотрудники утратили эти возможности.

Кроме того, лишение статуса госслужащих для таких работников фактически означает потерю социального, профессионального статуса, так как «в корпоративной культуре госслужащих классы — мерило статуса того или иного чиновника в иерархии системы госуправления».

И еще один немаловажный момент…

У граждан нет открытой возможности объективно оценить структурные изменения в органах госуправления. Приходится полагаться лишь на прошлый опыт и собственную память.

Те, кто проходил все административные (круги) ступени в попытке решить свои насущные проблемы, не могут не отметить появление «новых» структурных единиц в наших министерствах, а именно главных управлений, каждое из которых отныне контролирует деятельность двух-трех уже существовавших ранее управлений. Заметим, что в каждом управлении уже было по начальнику и заму. Теперь же, в результате «кадровой оптимизации», все они подотчетны еще одному промежуточному начальнику — начальнику главного управления.

Таким образом, руководящих должностей имеем больше (с бОльшими зарплатами), а тех, кем будут руководить — конкретных исполнителей — стало меньше. Из чего следует, что объем задач, возлагаемый на последних, возрастет многократно. Это практически сводит к нулю действие еще одного стимула к эффективной трудовой деятельности сотрудников госуправления — возможность осуществлять полноценное повышение квалификации, включая поездки за рубеж.

Теперь же можно довольно живо себе представить, чем обернётся для потребителей услуг органов госуправления (а конкретней, для нас с вами) взаимодействие с армией демотивированных чиновников и какова будет результативность «оптимизации численности работников государственных органов». 

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

 

 


  • Из статьи так и непонятно так как же остановить размножение начальников. Может быть отстреливать? И что значит "обустроить Беларусь"? Оставить без госслужащих (бюрократии)? Или оставить? Тогда сколько оставить и почему? В общем, такую галиматью я тоже одной левой написать могу.